Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

10 вопросов христианину. Тарас Дятлик

10 вопросов христианину. Тарас Дятлик

Тарас Дятлик: «Быть героем веры без познания Бога невозможно»

Тарас Николаевич Дятлик, обратился к Богу в 1991 г. Воспитывает с женой Натальей двух детей (дочь Татьяна и сын Назар). В настоящее время несет служение руководителя отдела развития образования Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации евангельских учебных заведений, регионального директора Overseas Council Int. по Евразии. Также представляет ЕААА в Общественном совете Министерства образования Украины и в Международном совете по евангельскому богословскому образованию (ICETE). PhD (a.b.d.), Evangelische Theologische Faculteit (Leuven, Belgium). Веб-сайт: dyatlik.netЖизненное кредо: "[Бэкон] учил, - даже в осуществлении самых практических занятий, таких, как механика, земледелие и градоуправление, необходимо руководствоваться некоторым особенным богословием (Умберто Эко "Имя розы")".

1. На что надеется христианин, получающий богословское образование: перспективную работу, духовный рост или на что-то иное?

Наверное, сколько существует христиан, желающих получить богословское образование, столько и надежд. У каждого свои цели и мотивы как и для чего получить богословское образование.

Пока что ситуация с нашими богословскими ВУЗами сложилась так (надеюсь - временно), что богословские дипломы не признаются законодательствами стран бывшего Советского Союза (за отдельными исключениями в Молдове) в силу того, что эти законодательства все еще отражают советский подход к религиозному образованию. Поэтому надеющийся на то, что диплом семинарии откроет двери в мир светского образования, приходит не по адресу. Также богословский диплом не означает, что церковь с радостью поставит выпускника пастором или служителем в своей церкви. Ведь церковь - это община, и чтобы в ней жить, нужно не только образование (IQ), но и EQ, т.е. эмоциональное качество, способность строить отношения с людьми, чтобы не вести их за собой, а направлять ко Христу как духовный лидер. Есть и такие, которые поступают в семинарию, чтобы перекантоваться до свадьбы, найти спутника жизни, закосить от армии, убежать из церкви или от родителей, начать новую жизнь и пр. Таких не много, и это не означает, что Христос с ними не работает по ходу образования и не меняет их мотивацию, и потом не использует в качестве служителей Церкви...

Богословское образование - это призвание, духовный дар. И как не каждый в Апостольской церкви молился на языках или пророчествовал, так и не каждого призвание к богословскому образованию. Богословское образование и духовный рост взаимосвязаны, но я бы не сказал, что они взаимозависимы. Есть люди, которые после получения богословского образования еще более разочаровались в своей духовной жизни и хождении с Богом. Но есть и те, кому богословское образование послужило стартовой площадкой для совершенно новой по качеству духовной жизни и служения Богу. Именно поэтому в приемных комиссиях богословских семинарий должны быть не только зрелые преподаватели, но и зрелые пасторы поместных церквей, руководители христианских организаций, чтобы Божьей мудростью определить: кого отправить обратно домой, кому дать шанс, несмотря на низкие оценки в школе, а кому дать шанс, несмотря на какие-то трудности в своей поместной церкви или в семье, а кого максимально поддержать в получении богословского образования и помочь ему и дальше развиваться как служитель. Богословское образование - это не работа и не рабочее место, это состояние души (перефразируя "классика").

Несколько дополнительных мыслей. Обучение – это систематическое изложение, а изучение — это овладение знаниями, навыками и умениями. Естественно, что без готовности изменяться ни о каком эффективном процессе образования не может быть и речи. Ученик, не готовый к изменению, может овладевать только фактами, которые могут привести его либо к гордости, либо к отрицанию знаний. Только готовый к изменению ученик может овладевать навыками и умениями. Процесс же образования начинается не в богословском учебном заведении, но еще в поместной церкви, членом которой является абитуриент. Какими могут быть последствия, если в христианское учебное заведение поступает абитуриент, не готовый изменяться? Во-первых, поместная церковь, отпустив в христианское учебное заведение неподготовленного к изменению абитуриента, вероятнее всего получит обратно “учителя”, владеющего лишь знаниями и идеями, но не навыками и умениями, которые он мог бы передать другим в христианском служении. Во-вторых, такой ученик является затруднением для самой школы. Преподавателям необходимо тратить драгоценное время, чтобы убедить такого ученика в том, что ему действительно необходимо быть готовым к изменениям, если он хочет получить качественное образование (т.е. сформироваться в определенный образ). В-третьих, такой ученик является затруднением для своих соучеников, так как отвлекает других в процессе образования-изменения. И церкви, из которых приехали соученики или, в которые они поедут, также подвергаются опасности получить “не образованного (т.е. неизмененного)” служителя. Ответственность за качество христианского образования несет не только учебное заведение, но и церковь в лице ее пастора, других служителей и членов церкви. Она заключается в том, чтобы подготовить абитуриента к процессу образования-изменения.

Какие факторы влияют при выборе кандидатов для обучения в христианской школе? Наверное, самым первым фактором является возраст, как физический, так и духовный. Второй, не менее важный фактор – мотивация абитуриента. Здесь хочется отметить два аспекта мотивации – мотивация внешняя (т.е. нужда церкви в служителе, миссионере, проповеднике или др.) и мотивация внутренняя (личное посвящение) Третий фактор – готовность абитуриента изменить в процессе образования (обучения-изучения): а) свое мировоззрение и убеждения согласно процессу обучения-изучения; б) свою систему ценностей, которая непосредственно находится под влиянием убеждений и влияет на внешнее поведение человека; в) свое внешнее поведение, которое обычно свидетельствует о его убеждениях и системе ценностей.

2. Как поступать верующему, если его искреннюю доброту и доверие начинают использовать в своих целях, наплевательски пользуясь им и вытирая об него ноги? То есть, что делать, если за счет христианина начинают ездить?

Учение Христа, Его искреннюю доброту и доверие к Телу Христову (Церкви) более всего использовали, вытирая об Него ноги, если только мы внимательно изучаем и помним уроки из истории Церкви. То, что мы поступаем по Христу (не с мазохистской лжедуховностью, а с достоинством Христа), имеет силу не только само по себе, но и Христос это использует в Своих целях, хотя мы не знаем, когда и как Он это сделает. Важна не только наша стойкость во Христе, но и важно доверие Христу, что Он эту стойкость в Свое время по Своему усмотрению использует для Своей славы. Мы не можем видеть всей панорамы Мирозданья, которое видит Бог на Своем «вечном мониторе», поэтому так важно доверять Ему. Доброта и доверие также должны проявляться с умом Христовым, чтобы не потакать греху и, возможно, даже преступлениям. Молчание не всегда - золото, иногда молчание - такой же грех как и соучастие. Поэтому христианину в подобных ситуациях нужно не бояться определить, кто и куда хочет ехать, и иметь мужество, если необходимо, сказать "Стоп!" или "Нет!" В этом же контексте хочу отметить, что я отделяю стойкость в страданиях, жизненных сложностях, от "стойкости", когда человек ищет приключений на свою голову, а потом несет последствия своих приключений, но так, чтобы показаться "страдальцем" и "уже получить награду" свою.

3. Как отличить служит верующий человек во славу Божью или во славу себе?

Откровенно говоря, не знаю. Христос сказал, пускай пшеница и плевелы растут вместе. Каждый должен ответить сам для Бога и себя. И каждый ответит перед Богом. Павел почему-то сказал, что в каком-то смысле тоже рад притворной проповеди Евангелия. Возможно, он думал, что этим людям когда-то каким-то образом дойдет суть того, о чем они проповедуют "во славу себе"?

4. Чем отличается святой от святоши?

Мотивацией к святости. Если нас к освящению мотивируют, прежде всего, отношения со Христом, чтобы исполнять Его волю, то мы - святые во Христе Иисусе, потому что Его святость вменяется нам перед лицом Отца, а Дух Святой ведет свою работу в нашей жизни. Если же мотивацией человека к святости служит мнение окружающих его людей в церкви, семье и обществе, и чувство удовлетворения от состояния "святости", тогда, конечно, он уподобляется фарисеям-святошам со всеми вытекающими последствиями.

5. Какие качества присущи человеку, которого в наше время, также как и в Библии, можно назвать героем веры?

Героев веры, о которых нам рассказывает Бог в Своем письме к человеку, - это люди, которые знали Бога, знали, что хочет Бог, знали Его время (когда нужно исполнить то, к чему Он призывает) и знали Его место (где нужно исполнить свое призвание). Поэтому быть героем веры без познания Бога невозможно. Героями веры не становятся. Героем веры делает Бог, в нужное время и в нужном месте исполнением того, что нужно Богу.

6. Чем опасны матриархат и феминистские настроения, и наоборот, чем опасна другая крайность: «женщина – это сковородки и кастрюли, а мужчина якобы перец»?

Матриархат и феминизм для меня лично - это однозначно реакция как на насилие со стороны существ мужского рода, которые называют себя "мужчинами", так и на безответственность мужчины (отца, мужа). Перед каждым мужчиной сегодня стоит тот же вопрос от Бога к Адаму: "Где ты?" Мужики, где вы? В кустах? Перекладываете ответственность на своих жен? И каждый настоящий мужчина должен, прежде всего, ответить не так, как Адам - "я наг, и скрылся", а откровенно: "Господь, я испугался ответственности и сижу в кустах, вытащи меня отсюда, я хочу научиться не перекладывать ответственность с себя на свою любимую, а нести ответственность за свою семью". Для меня брак - это танец, любовный вальс на всю жизнь "пока смерть не разлучит": есть ведущий, есть ведомый. Каждый исполняет свое предназначение в брачном вальсе, и тогда на него можно смотреть со слезами умиления. Вальс - это одно целое и созависимое действие. Нет матриархату, нет феминизму, да ответственным и любящим мужчинам. И я уверен, что женщина всегда выберет быть любимой и защищенной нежным, но ответственным мужчиной как перед Богом, так и перед любимой.

7. Ваши советы к тому, чтобы не впасть в две крайности – а) слишком христианство и б) половинчатое христианство (соответственно христиане)?

"Слишком христианство" (если я правильно понимаю вопрос, поэтому и беру это словосочетание в кавычки) я отношу к фарисейству: религия бьет ключом через край, масса активности, служений и проектов, но мотивация не по Христу, все работает на мое эго и мой имидж. "Половинчатое христианство" для себя я определяю как следование за религиозным большинством: вначале определюсь куда флюгер повернется, а потом приму решение. И это, как правило, просто защита человеком своего эго и имиджа общественным мнением. “Выдержать христианство может лишь тот, кто даст ему все, чего оно хочет, т. е. – попросту все. И те, кто не с ним, встают против него”, напоминает нам сегодня Клайв Льюис (из статьи "Упадок веры").

8. Что для вас означает помышлять о горнем, а не о земном?

Горнее в греч. тексте буквально "то, что выше". И Христос Сам отвечает на этот вопрос: если мы воскресли с Ним, нам нужно искать и стремиться к тому, что выше, где Он сидит одесную Отца. И не только искать, но и думать о том, что выше, потому что мы для себя умерли, и наша жизнь сокрыта со Христом в Боге. В своей жизни я применяю этот стих под девизом "Молимся. Солим. Светим". Молиться - это не только говорить Богу, но и слушать Его, чтобы посмотреть на свою жизнь, на окружающих людей глазами Свыше. Поэтому мы и ищем, и думаем о том, что выше, чтобы быть способными оценить то, что происходит в земной реальности. Быть активной солью и активным светом в этой земной реальности (к чему нас призывал Христос) также невозможно без того, чтобы не черпать силу соли и источник света Свыше. Помышлять о горнем и не помышлять о земном - это противопоставление. Господствовать в жизни воскресшего со Христом могут только одни ценности - либо небесной реальности, либо земной.

9. Кто-то сказал: «Старые мосты еще пригодятся, жгите старые грабли». Как вы понимаете данную мысль?

Не думаю, что я соглашусь с этим высказыванием. Есть в жизни мосты к прошлому, которые однозначно нужно жечь, и есть в жизни грабли, которые нужно бережно хранить. Все зависит - к чему ведет мост, и в каком состоянии грабли. Не все старое - плохое.

10. Ваши пожелания?

Греческий судовладелец, бизнесмен-миллиардер, без ума влюбленный в море и посвятивший ему всю свою жизнь, Аристотель Сократ Онассис однажды сказал: "Мы должны освободить себя от надежды, что море когда-нибудь успокоится. Мы должны научиться плыть при сильном ветре. (We must free ourselves of the hope that the sea will ever rest. We mustlearn to sail in high winds.)". Нас в Украине "накрыла" реальность, в которой живут несколько ассоциаций евангельских учебных заведений по несколько десятилетий – в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Это контекст социальных противостояний: "народ" vs "тоталитаризм\авторитаризм" vs "оппозиция" (естественно, некоторые vs "демократия"). У разных школ самые разные гражданские позиции на разных континентах в разных контекстах. Тем не менее, все они каким-то образом научились двигаться при сильном ветре, даже в контексте локальных гражданских войн, и исполнять миссию Бога, Великое Поручение, в тяжелейших обстоятельствах; особенно сейчас в Сирии, Ливане, Египте, Эфиопии, Судане, Пакистане, и др. странах…

Эвроклидон (с греч. "юго-восточный ветер") политических и социальных потрясений в прямом и переносном смысле достиг и Украины. Мнения евангельских церковных служителей, и руководителей деноминаций относительно насилия со стороны власти были озвучены практически в унисон в самых разных формах: это неприемлемо. В то же время, среди пасторов, руководителей школ, преподавателей, простых церковных служителей, студентов евангельских школ и членов поместных церквей мнения относительно общественно-протестного движения "Майдан" и относительно оценки действий правительства и правящей партии разделяются. Это наша объективная реальность – разномыслие, которое, по моему мнению, вряд ли будет преодолено даже в ближайшие годы, судя по опыту со времен Оранжевой Революции, и судя даже из наших оценок пользы или вреда от развала СССР.

Украинский социальный и политический эвроклидон стал уже сильным испытанием для каждого из нас: способны ли мы будем плыть при сильном ветре? или будем прятаться (уходить во внутреннюю эмиграцию, как говорит мой коллега со Львова) и ждать, пока море успокоится? Это также наш тест на реальное (а не декларативное) единство во Христе по нашему призванию в деле служения Церкви в сфере духовного образования: разделимся ли мы на группы по гражданским позициям (за ЕС, или за ТС; за "Майдан" или за "Партию регионов")? по национальному признаку (россияне или украинцы)? или будем стараться максимально, насколько возможно, игнорировать то, что происходит в стране (это всего лишь сон, это скоро закончится)? или все-таки будем сохранять единство в наивысших ценностях, ценностях Царства Христа, несмотря на разность гражданских позиций?

Украинский эвроклидон – очень большой и жесткий вызов в том числе и для наших богословских программ: чему мы учим наших студентов? к чему призываем? какой на самом деле формируем портрет выпускника? как отвечаем на вопросы относительно участия христианина в жизни общества? какое видим место Церкви в культуре? Готовы ли мы, как пасторы поместных церквей и руководители евангельских учебных заведений взять ответственность не только за учебный процесс, но и за долгосрочные последствия в жизни и служении наших выпускников, в жизни наших поместных церквей, куда возвращаются наши выпускники? Ведь во время учебного процесса мы активно формируем мировоззрение и ценности наших студентов. Насколько мы отдаем себе отчет в этом? Это вопросы над которыми я думаю почти каждый день на протяжении последних трех месяцев и все еще ищу ответы…

Хочу пожелать читателям, да даст Господь каждому из нас мудрости в этот действительно нелегкий час принимать решения, оглядываясь не столько на политическую силу или обстоятельства, сколько на наше истинное призвание как Церкви, как богословского вуза, как служителя поместной церкви, как носителя, прежде всего, Божьей правды с конкретным духовным даром от Христа Спасителя… А также вмещать друг друга, как детей Божьих, таких разных, и помнить: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим 8:35). Отлучиться (расфрендиться с Ним) можем только мы сами, забыв наше истинное призвание как членов Его Тела, Его Церкви, в том числе, в сфере духовного образования…


Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие ответы:


Количество просмотров 6981
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Возврат к списку


Система Orphus

 
Ток-шоу «Дары реформации». Гость программы — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центр ...

Анализ событий, происходящих в мире и в России, в обществе и в церкви… ...

Серия интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника «Техника речи для самостоятельного обучения»… ...


Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна