Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

10 вопросов христианину. Виктор Шлёнкин

Шленкин Виктор Владимирович «Человек не должен стесняться своих убеждений и веры»


Шленкин Виктор Владимирович. Христианин с 1992 года. До 2011 года преподавал богословие в Санкт-Петербургском Христианском Университете, вел авторскую рубрику «Комментарии» на сайте «Баптисты Петербурга». На данный момент докторант богословия в университете Цюриха. С супругой Юлией воспитывает сынишку Илью (3 месяца). Жизненное кредо: «Всегда говорить правду».

1. Апостол Павел писал, что знание надмевает, а любовь назидает. Зачем христианину знания, может быть достаточно любви?

Против Павла, конечно, не пойдешь. Однако нужно помнить, что сам Павел в своей жизни все-таки умудрился получить приличное по тем временам образование. К тому же, надмевать может и отсутствие знаний. Даже порок и невежество могут надмевать человека. Так в Притчах Соломон говорит, что «глупость - радость для малоумного». Человек может восторгаться своей ограниченностью. А когда его обличаешь, он может, как известно читателю Библии, еще более ожесточаться. Но если даже не «крыть» аргумент Павла другими отрывками из Писаний, все равно необходимо возвращаться к контексту, в котором Павел и высказывается на тему знаний (он говорит о использовании мяса, однажды посвященного идолам, на христианских трапезах). И вот вопрос: если любовь назидает, а знание, напротив, надмевает, следует ли по логике Павла, что знание не назидает? Можно ли его понять в таком смысле? Конечно, нет! Так как мы прекрасно знаем, что знание в идеале назидает, а любовь может взрасти в человеке чрезмерную мистическую чувствительность и инфантильную ранимость. Поэтому лучше не придираться к античной логике Павла, точнее, к его риторике, а попытаться понять контекст. Кстати, Павел преследует конкретную цель, когда обращает письмо своей аудитории. Он не имеет в виду богословские знания вообще. Он уверен, что знание может оказаться мощным оружием, которое можно обратить во вред. Но ведь, Вы согласитесь, что во вред можно обратить все что угодно. По сути, все письма Павла – это попытка передать людям знания по ряду практических и богословских вопросов. Получение знаний, так сказать, и этика должны идти рука об руку. И не у всех это получается. Вот это и имел в виду Павел.

2. Бог говорит: «Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Почему лучшая пора человека на земле – труд и болезнь, хотя немногие хотят болеть и постоянно трудиться?

Гм, Бог ли так говорит? У нас у всех есть привычка персонифицировать Библию и Бога. Порой, ради справедливости, мы не должны так одухотворять Библию. Конечно, я не против того, чтобы высказываться метафорично и благочестиво, т.е. по-церковному: «Библия говорит» или «Бог ясно учит». Я и сам так часто говорю. Но ради ясности толкования Писаний, все же, стоит обращать внимание на язык, контекст и личность автора. Это, кстати, связано и с первым Вашим вопросом. Некоторые учители основывают целые проповеди на неаккуратном понимании текста, утверждая: «Так говорит Бог». А на самом деле, обнаруживается исключительное мнение проповедника. Особенно, если смотришь в оригинал. Я знаю такого проповедника, который целую проповедь построил на слове в Библии, которое выделено курсивом. А ведь в синодальном тексте во введении говорится, что слова выделенные курсивом вносятся переводчиками для ясности понимания текста. Говоря же о Псалме 89:10, то я могу просто сослаться на оригинал, который обнаруживает проблему русского синодального перевода. Ведь на иврите не сказано «лучшая пора их», а буквально וְרָהְבָּם «их гордость», т.е. отрезок жизни вообще (греч. LXX καὶ τὸ πλεῖον αὐτῶν, лат. et maior pars). Можно сравнить разные современные переводы этого отрывка и признать, что данный текст весьма сложный как на иврите, так и на греческом переводе Септуагинты (LXX). Если прочитать весь псалом, то читатель обнаружит, как автор выразительно подчеркивает ничтожность и бренность человека перед вечным Творцом. В стихе 8 автор наступает на человека: «Ты по​ложил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего…» Затем в 9-ом стихе он уныло от лица человечества заявляет: «Все дни наши про​шли во гневе Твоем; мы теря​ем лета наши, как звук...»! И на выходе мы имеем: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и большая часть их (тут я использую латинский перевод Вульгату, который мне кажется несколько адекватным по смыслу) – труд и болезнь, ибо про​ходят быстро, и мы летим».

3. Что такое благодать и чего она дает христианину?

Благодать как концепция со времен Реформации является, конечно, важным словом. Для авторов Нового Завета, например, это и вечная жизнь, и возможность общаться с братьями и сестрами. Это сам Бог, даровавший себя во Христе людям. Возможно и юридическое понимание термина: это Его, Бога отношение, благоволение к нам людям, понимание как фавор, милость. Когда я преподавал предмет по сотериологии, то делился со студентами следующим списком:

(1). Само спасение, сам Бог, Его Сын и его проявление есть благодать. Рим 1:5; Рим 5:15;

(2). Благодать – это дары Духа для служения в Церкви и для Церкви. Еф 4:7; Рим 12:3,6 и 15:15; 1 Кор 3:10; Гал 2:9;

(3). Благоволение – Лк 1:30;

(4). Тора (Учение Моисея) – благодать. Ин 1:16,17;

(5). Вся сумма эмоциональных, духовных и материальных благословений – Дн 4:33-37; 2 Кор 9:8;

(6). Обращение людей к Богу есть проявление благодати Божией – Дн 11:21-23;

(7). Незаслуженный дар – Рим 11:6;

(8). Труд и работа, которую совершает Бог в человеке – 1 Кор 15:10; 1 Тим 1:14;

(9). Посещение апостола – это благодать. 2 Кор 1:15;

(10). Учение, проповедь, благовестие, труд и служение апостолов в наставлении – это благодать. 2 Кор 6:1; Кол 1:6; Иуда 4;

(11). Знать о характере и служении Иисуса – это значит знать Его благодать 2 Кор 8:9;

(12). Преизбыточествующие плоды служения апостола в церкви – это благодать Божья (1 Кор 9:14);

(13). Возможность благовествовать язычникам – благодать Божья. Еф 3:8.

(14). Слово, назидающее в вере – это благодать. Еф 4:29; Лк 4:22;

(15). Учение самого Бога – это благодать Тит 2:11 (и Тит 3:14) «научающая нас» (см. хокма в ВЗ);

(16). Сила, действия и споспешествование, помощь Бога – это благодать. Евр 4:16; 1 Пет 1:13; Гал 1:15; Евр 13:9; Дн 15:40;

(17). Дары царства, данные для служения – благодать. Евр 12:28;

(18). Благословения смиренным – Иакова 4:2; 1 Пет 5:5;

(19). Благодать просто как часть приветствия – Откр 1:4.

(20). Благодать как реальность искупления и оправдания: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе». Здесь переплетаются символы невольничьего рынка в употреблении слова «искупление» и культовая символика – «жертва умилостивления» – Рим 3:24;

(21). Благодать – средство спасения. Еф 2:5,8; Тит 3:7.

Это слово, как лакмусовый текст, приобретает свое значение в Библии опять же в зависимости от контекста. 

4. Такое бывает и в миру, и к сожалению, в церкви -
когда люди обсуждают за
спиной других. Почему среди верующих не хватает духа и определенной смелости сказать про недостатки брата или сестры прямо в глаза, а не перемалывать кости втайне от него с другими людьми? Если эта болезнь как ржавчина разъедает церковь, то как избавиться от данной коррозии?

Эта проблема свойственна для больших традиционных церквей. Особенно для церквей не растущих. Можно взять в пример воду: проточную (в речках) и стоячую (в прудах). Если церковь не растет, то община начинает пасти саму себя в самом негативном смысле слова. Люди стараются всегда постигать что-то новое. В мире это возможно через газеты, радио, журналы, ТВ и интернет. Однако церковь по ряду причин, да еще являясь институтом консервативным, ограничивает свое видение мира, сводя его к богослужениям, семье и работе. Если же говорить именно о минусах подобного мировосприятия, то в таком случае люди удовлетворяют свой информационный голод сплетнями и пустыми разговорами. Это касается и качества проповедей. Пастыри, особенно руководители в возрасте не читают книг, не используют творческих подходов к благовестию, не интересуются жизнью как таковой. Подобное поведение, помноженное на нашу евангельскую (популярную) эсхатологию, приводит к тому, что церковь превращается в социальном смысле слова в секту. Помочь может в этом случае всестороннее образование, общение с другими церквами, нахождение работы, какая-то элементарная занятость. Если человек занят грандиозными делами, у него нет времени разменивать свою жизнь на сплетни.

5. Христианству более двух тысяч лет, православию в России больше тысячи, баптизму несколько сотен. Почему и когда христиане стали называться по разному - католик, православный, баптист, пятидесятник, адвентист и т.д. Можно ли утверждать, что более исторические направления в христианстве ближе к истине? Поделитесь несколькими хорошими ссылками на источники по истории христианства. И самый главный вопрос. Если протестанты идут от Мартина Лютера, то где они были и как назывались раньше, если христианству больше двух тысяч лет, а реформация произошла только в 16 веке?

Каждый человек может стать «жертвой упрощений». Поскольку грех любого обывателя – это отсутствие любопытства. Неумение смотреть на вопросы несколько «нетипично». Даже критично, что очень не приветствуется в наших церковных просторах. Вот Вы у меня спросили по поводу знаний. Но знания и образование совсем не тождественные понятия. Человек может иметь много знаний, но не уметь эти знания выразить письмом, так сказать. Либо человек имеет знания, но они не упорядочены. Не систематизированы. Вот еще пример: человек имеет знания, но не хочет ими делиться. Возможно, «знающий» человек просто не умеет эти знания передавать. Можно быть мастером своего дела, но не иметь склонности к учительству, т.е. педагогических навыков. Поэтому заслуга образования заключается в передаче методологических способностей. Способностей вырабатывать научную методологию. Ну, и библейский пример: человек имеет знания, но через них становится гордым и весьма неприятным человеком. Однако вернемся к вопросу. Я думаю, что если человек кроме знаний имеет именно гуманитарное образование (т.е. он имеет образ, ему его, этот образ или облик придали, поэтому, он образован) он за свое время формации получил определенные навыки рассматривать вопросы несколько иначе. Это и понятно. У него под рукой теперь набор средств и орудий. Поэтому на вопрос о древности веры могу сказать только одно, сославшись, кстати говоря, на мнение одного отца церкви, что древней может быть не только ортодоксия, т.е. православие, древней может быть и ересь. Например, арианству уже более полторы тысячи лет. Является ли арианство Свидетелей Иеговы чем-то ортодоксальным? Ведь оно древнее! Пожалуй, нет. Поэтому, я бы не стал оценивать чьи-то доктрины на предмет древности. Самое главное, это способность аргументировать адекватность и разумность своих позиций. Поэтому, ереси были в каком-то смысле раздражителями, которые побуждали церковь «напрячься» и консолидироваться в формулировке своих взглядов. Однако на каком-то этапе произошла стагнация. Церковь забыла новаторский и оригинальный дух своих предшественников, а отцы церкви, которые в прошлом были таковыми оригиналами и смелыми мыслителям, стали молчаливыми и архаичными артефактами, некими мумиями, фетишами, которых церковь хранила, почитала и цитировала. Например, отцы сделали серьезный вклад в тринитарном богословии (учение о Троице), в христологии (учение о Христе), однако их экклесиология (учение о церкви), сотериология (учение о спасении) и сакраментальное богословие (учение о таинствах) желают лучшего. Насчет ссылок, то тут, к сожалению, я должен буду тогда сослаться на бездну литературы. Для начала на русском языке можно познакомиться с книгой Хусто Гонсалеса «История христианства». Сравнительно недавно появилась книга Андрея Пузынина на предмет истории и идентичности евангельских христиан. Вообще, книг много. В интернете можно найти много информации. Не стоит скупиться насчет литературы. Человек должен вкладывать в этом смысле в себя. В отношении же древности, все же продолжу мысль, да, безусловно, нам важно подчеркивать преемственность и традиции. И в ряде случаев историческая связь очень важна. Я не хочу умалять этот момент. Однако предпочитаю смотреть на него с позиции плюсов и минусов, эклектически и диалектически, так сказать. Мир сложен. И это, наверное, нас порой раздражает. Ведь некоторые моменты, которые на первый взгляд кажутся весьма простыми, простыми до банального, впоследствии могут оказаться весьма сложными, если копать глубже. Поэтому мы должны понять, что наша идентичность не в Мартине Лютере, не в протестантизме, не в абстрактном христианстве как догме, а в исторической, реальной личности Иисуса Христа. Пусть это на первый взгляд звучит пафосно и даже экзистенциально, но так оно и есть. Остальные ярлыки, хотя и важны, второстепенны. Ярлыки, лейблы, так сказать, помогают в дискуссии, чтобы выяснить позицию собеседника. Но даже они порой не могут хорошо нам в этом помочь. Идеи и концепции происходят, конечно, от конкретных мыслителей, богословов и философов. Мы многие «стали протестантами», потому что решили разделить взгляды Лютера (хотя и не все, скорее). Часто названия «протестант» или «лютеранин» становятся кличками в устах оппонентов. Но историческая память кратковременна. Мало кто знает, что в Антиохии христианами стали называть последователей Иисуса. «Христиане», так сказать, до этого просто бы не додумались. Во-первых, потому что первые христиане были иудеями. У них в этом не было нужды – они были частью Израиля, а религия в Израиле не была отделена от национальной идентичности. Во-вторых, если говорить о Павле, он, например, не считал себя создателем новой религии. Более того, он не считал себя каким-то «христианским богословом». Радикализм Павла заключался в том, что он всегда считал себя иудеем, однако верил, что язычники становятся частью Израиля, с чем его собратья согласиться не хотели. Однако, еще раз, наша идентичность связана с принятием, чтением, толкованием и исполнением учения книг Ветхого и Нового Заветов. С поклонением и следованием за Иисусом Христом. В центре нашего внимания Его жизнь, крест и воскресение. Отцы церкви, схоласты, христианские мыслители, реформаторы, проповедники нового времени нам в этом следовании помогают.

6. Христиане перед вкушением пищи молятся - благодарят Бога за Его заботу. Как не превратить молитву в обычный ритуал? Как часто Вы молитесь перед едой? Каждый раз?

Я молюсь с моей женой регулярно перед едой. Это важно. Бывают и такие дни, когда молитва за трапезой становится единственной молитвой вместе за весь день. Как и любая молитва, как любой жест и акт – все может превратиться в церемонию и ритуал. Объяснения тому, пожалуй, разные. Человек может устать, перестать быть внимательным, стать рассеянным, задуматься. Как в молитве, так и в жизни: когда я читаю книгу или смотрю в сторону, даже моя жена не может до меня достучаться. Если молитва подобна разговору с Богом, а она ей подобна просто по определению, Он, Бог, до нас тоже, полагаю, старается сквозь молитву, как это ни парадоксально не звучит, достучаться.

7. В адрес христиан-протестантов в России часто можно услышать, что это «не наша вера». А какая она, «наша вера», и какой должна быть истинная вера для всех христиан?

Если человек является инноватором, энтузиастом, человеком творческим т.е. необязательно протестантом, он всегда является «ячменем» в глазу, белой вороной, рыбой, плывущей против течения. Все делятся на нытиков и делателей. Нытики всегда будут подавлять любую энергию, любой альтруизм, любое начинание. И при этом они будут прикрываться традициями и «стабильностью». Это я к чему? Говоря о протестантах, во-первых, мы должны иметь в виду, что нам не за что оправдываться. Человек, который оправдывается, психологически, с точки зрения искусства полемики, становится уязвивым и слабым. Он несет на своих плечах «бремя доказательства». Во-вторых, чаще оправдываются люди, которые действительно испытывают чувство вины. В-третьих, вера является всегда чем-то личным. Если же говорить о вере как об учении, доктринах, то христианство не является ни восточным, ни западным, а скорее иудейским «мессаджем» палестинских иудеев-христиан. Другое дело – догматы. Однако это долгая тема, чтобы уложиться в нескольких словах. Думаю, несколько моих положений уже достаточны. Человек не должен стесняться своих убеждений и веры. Если он их стесняется, скорее, у него их просто нет. То есть, нет убеждений. Лучше не защищаться, а атаковать. Т.е. самим задавать вопросы. Пусть оппоненты защищаются.

8. В чем отличие и уникальность русского богословия и богоискания от иностранного?

Вообще, если говорить о богоискании и богословии, то нам, скорее всего, понадобится различать между этими двумя понятиями. Богоискание есть нечто интуитивное, личностное, пиетистское. Некое «личное дело», которое не упаковывается в какие-то конфессиональные рамки. Богословие сегодня, скорее, явление академическое. Конечно, я несколько утрирую. Но для простоты картины лучше сказать, что богоискательство везде одинаковое. А вот богословие на западе пережило долгое развитие. Школы богословия на западе намного старше наших школ. Технически, на западе сделано для развития инфрасткутры богословских институтов много больше, чем на востоке. Восток, напротив, пережил длительную историю тоталитаризма. Дело было не до богословия. А вот богоискательство тут, на востоке, было всегда. Даже среди атеистов.

9. С чем Вы согласитесь больше: «Власть – отражение народа» или «Народ – отражение власти»? Почему?

Думаю, что оба высказывания отражают упрощения. В первом случае, мне трудно сказать, что распухший чиновник из Думы является отражением брошенных сирот или оставленной мужем матери. А таковых, к великому несчастью для моего народа, у нас очень много. Соответственно, таковые люди: бездомные, матери-одиночки, сироты, инвалиды вряд ли могут быть отражением наших российских политических элит, которые больше вкладывают не в институты, а в футбольные клубы. Народ – понятие сложное.

10. Ваши пожелания?

Хочу пожелать читателям Портала крепкого здоровья этой зимой. Берегите себя!



Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала
словодлятебя.рф


Предыдущие ответы:

Количество просмотров 6054
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна