Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Смирение как шаг к гордыне

"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко


Что общего между смирением и гордостью? Это же антиподы, скажете вы. Чтобы преодолеть гордыню, гордому человеку необходимо смиряться. Отсутствие же смирения, напротив, приводит к гордыне.

Кто поспорит, что смирение является одной из главных христианских добродетелей. Но духовная реальность настолько сложна, а человек настолько неоднозначен, что практически каждую добродетель можно превратить в грех.

Смирение – это трудоёмкий процесс, длиною в жизнь. У каждого есть слабые места, куда дьявол пытается больно бить. Гордыня может быть потаенной, скрытой в недрах души, когда ни ты, ни кто либо другой, могут даже не подозревать, что это именно она. Она может быть прочно завуалирована, да так, что даже смирение может стать предметом для гордости. Иной человек начинает упиваться своим смирением, когда получается как в притче Христа: я так сильно смиряюсь, не то, что этот мытарь.

А иногда упоение смирением приводит к показной скромности. Демонстративная нарочитая скромность – это явное проявление гордыни. Акцентируя внимания на собственной незначимости и ничтожности, человек пытается обратить внимание на себя. Иногда человек хочет, чтобы его пытались переубедить в обратном. В уничижении своего я, слишком много, собственно, Я. Бог поднял тебя, поставил на ноги, а ты все ползаешь на брюхе. Опять таки, наше Я вылезает (пусть и на брюхе) в центр жизни. Не Бог милующий и прощающий в центре жизни, а Я – такой ничтожный, ущербный и греховный. В чем тогда благодать и сила Бога? Но это часто называется смирением перед Богом. Кто-то вспоминает, в этом смысле, слова апостола Павла о том, что первый грешник – это он. Но этими словами Павел просто хотел подчекнуть важность личного спасения. В каком-то смысле каждый из нас перед Христом – первый грешник. Если читать послания, то в риторике Павла нет самоуничижения, скорее наоборот.

Очень часто мы говорим, когда что-то у нас хорошо получилось в служении: это не я, это все Бог. Вроде правильно, но часто эти слова не вполне искренни. Очень часто, в глубине души, человек часто все равно ждет аплодисментов - краснея, указывая на Небо, он все-таки рад похвале. Так зачем обманывать себя, других, и, главное, Бога.

Или когда человек пытается с помощью запретов и различных самоограничений смирить себя перед Богом. Человек будто говорит: посмотри Бог, как я смиряюсь перед тобой! видишь, ведь я от всего отказался! Иные подвижники от жесткой аскезы умирали от истощения. Это ли выполнение воли Божьей? В православии есть хорошее понятие «прелесть» - это состояние ложного духовного самосознания, иными словами –  самообольщение. Знала же история моменты, когда отказ от всех благ (казалось, что может быть смиренне перед Богом) становился предметом для превознесения над другими. Иные христиане кичились своей бедностью.

А иногда смирение приводит к тотальному безразличию, когда человек, смиряясь, начинает уходить в себя, говоря: я никого не трогаю, ну и вы меня не трогайте, есть только я и Бог. Уход от людей это не смирение, это тоже гордыня. Нельзя в своем смирении думать только о себе. Смирение перед Богом в обязательном порядке должно сопровождаться смирением перед людьми. Для того и основал Христос Церковь, чтобы люди не становились духовными одиночками и эгоистами. Спасение – это общецерковный процесс. Невестой Христа является Церковь, а не отдельный человек.

Напоследок хочу привести слова Клайва Льюиса:
«Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. … Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость. Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете»
К. С. Льюис «Просто христианство»


Итак, подлинное смирение проявляется в добродушии и простоте, а не в сложных религиозных практиках.
О лёгком пути здесь речь не идет, в том то и дело, что быть простым непросто. В том то и дело, что люди «мешают» следовать за Христом. Но и невозможно следовать за Христом без людей. А следовать в одиночку, значит быть самым быть самым большим гордецом, ибо как можно не поделиться благодатью с другим? Как можно любить Бога не возлюбив ближнего? Как можно склониться перед Богом в покаянии с сокрушенным сердцем, не простив или не попросив прощения у брата?

От смирения до гордыни один шаг…


Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 4578
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна