Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Game over...



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




This game has no name...

В центре романа Умберто Эко «Маятник Фуко» лежит игра, которую затеяли три миланских интеллектуала – это создание своей собственной теории мирового заговора, так называемого Плана. Игру они затеяли потехи ради, отталкиваясь от манускрипта таинственного полковника Арденти, используя при этом прочие оккультные рукописи, пытаясь, таким образом, выстроить цепочку исторический взаимосвязей. Таким образом, произвольно жонглируя историческими фактами, они пишут альтернативную историю, которая наполнена оккультизмом, эзотерикой и всякими «тайными учениями».

Налицо пример создание симулякра, а симулякр есть копия несуществующего оригинала, или, если угодно, - тень тени. Не то чтобы авторы Плана полностью всё выдумывают, они занимаются интерпретацией фактов, связывают вещи, которые не связаны очевидным образом.

Это тот случай, когда факты подстраиваются под теорию, а если что-то не так, то тем хуже для фактов. Мы знаем, как ложь, порою, бывает правдоподобна, а правда неказиста. Думаю, у каждого в жизни бывали ситуации, когда мы понимали, что проще будет солгать, ибо правда слишком неудобоварима и нуждается в долгих разъяснениях.

Так вот забавлялись наши герои, создавая вымышленный мир, мистифицировали историю, вкладывая в это весь свой цинизм. Про цинизм я уже писал статью, как правило, человек ступает на позицию цинизма из-за неудовлетворенности жизнью, из-за нелюбви к людям.

Но вот незадача, игра начинает овладевать нашими героями, когда они начинают терять связь с реальностью, «Порядок слов больше не соответствует порядку вещей». Происходит кризис интерпретации, что является следствием, по моему мнению, интерпретационного произвола. Как хочу, так и интерпретирую, причем искажаю изначальные смыслы вполне сознательно, а не по невежеству. Более того, люди сознательно еще и напускают туману. Вот характерная цитата из романа: «Создать истину с размытыми очертаниями: как только кто-то попытается дать ей точное определение, изгнать его. Оправдывать лишь тех, кто высказывается еще более туманно, чем ты...  К чему писать книги? Лучше переписать Историю, которая впоследствии станет реальностью»

Я бы называл такой подход к действительности безответственным. Это дерзкое заигрывание с Творцом. Один из троих друзей стал умирать, как он сам считает, из-за игры: «Я умираю потому, что убедил свои клетки в том, что правил никаких нет, что с любым текстом можно делать все что угодно... Я умираю от того, что мы оказались свободнее любых допустимых пределов».

Вот такая вот игра без правил...

Здесь тоже возникает вопрос о пределах нашей свободы. Где ее границы? По сути, вся наша цивилизация – это искусственный мир, который сконструировал человек, еще ее называют «второй природой». Но нынешний человек создает искусственный мир уже этого искусственного мира, можно сказать, второй слой, копию копии. И мы уже начинаем путаться в этих слоях. Правда перемешивается с вымыслом, факты интерпретируются кому как заблагорассудится. Затем происходит наложение интерпретации на интерпретацию. Тексты существуют вне контекстов и вне дискурсов. Человек еще больше соревнуется с Творцом. Но производится лишь пустота,  идейный и нравственный вакуум. Это, если угодно - добровольное сумасшествие, которое может перерасти в реальное помешательство.

Человека можно убедить в совершеннейшей чепухе.  Помнится как во время Чемпионата мира по футболу в ЮАР, известный российский блоггер drugoi опубликовал новость о производстве и продаже в России вувузел африканского образца. Эта новость облетела десятки русскоязычных СМИ, а потом блоггер признался, что он сам это выдумал. Но новость стала жить своей самостоятельной жизнью и, фактически, ни одно СМИ не стало ее публично опровергать, а простые читатели комментировали ее еще очень долго, по-моему, им уже было все равно, правда это или нет.

На днях Виктор Шлёнкин в заметке «Кочегра Витгенштейна» привел интересный пример конфликта между выдающимися философами – Людвигом Витгенштейном и Карлом Поппером, когда каждая из сторон приводила совершенно разные свидетельства о деталях этого конфликта. Таким образом, стало невозможным докопаться до истины. Уже возник даже вопрос: а была ли эта встреча на самом деле?

Вот и живем мы в таком мире, когда трудно отличить оригинал от фальшивки. И нам скажут: ну да ничего, каждый имеет право на свое видение мира, живи как знаешь, только не трогай других. Вера твоего ближнего ничем не лучше или не хуже твоей веры. В мире бесконечных симулякров твоя вера в Бога может рассматриваться просто как один из симулякров, в который ты имеешь право верить. Чем твоя вера лучше другой веры? Ты веришь в живого Бога, а кто-то живую Мать-природу. Более того, ныне говорят, что нет принципиальной разницы между теизмом и атеизмом. Ибо размывается само понятие «Бог». Почему бы не обожествить материю или социальную идею?

Именно поэтому нам и говорят, что абсолютная истина состоит в том, что никакой абсолютной истины нет.
Вот он тренд современности:
«– Quid est veritas (что есть истина)? – спросил Бельбо.
– Мы, – отвечал я».

Но человек не может жить без смысла. Тогда он начинает играть. Самая жизнь превращается в игру. Распространенное в наше время увлечение конспирологическими теориями - попытка заполнения духовной лакуны, которая присутствует как в отдельных сердцах, так и в коллективном сознании масс. Это миф, который создается на наших глазах, который жив и помогает наполнить жизнь смыслом. Тут тебе и такой близкий сердцу образ врага, и удовлетворение в извечном поиске истины и многое другое.
Но вот что сказал по этому поводу упомянутый нами Карл Поппер: «Социальная теория заговора... есть результат ослабления референции к Богу, и соответственно возникшего вопроса: «Кто на его месте»?

Именно поэтому в наше время стал настолько популярен роман совершенно посредственного писателя Дэна Брауна «Код да Винчи». Кстати говоря, на вопрос, читал ли он роман Брауна, профессор Умберто ответил:
«Я был вынужден прочитать этот роман, поскольку все спрашивали меня о нем. Мой ответ: Дан Браун это всего лишь один из персонажей моего романа Маятник Фуко, романа о людях, которые начинают верить во всякую оккультную чепуху.

- Но вы ведь сами выглядите как минимум интересующимся каббалой, алхимией и прочими оккультными изысканиями, присутствующими в романе.
-Нет. В Маятнике Фуко я описал гротескное изображение людей подобного рода. Таким образом, как я уже сказал, Дэн Браун это одно из моих созданий» (взято из Википедии)

Но Бог не ушел в отпуск и не дал мир на откуп масонам или неотамплиерам. Почему человечеству так нравится питаться суррогатом? Почему хвост стал регулярно вилять собакой?

Как известно, Умберто Эко является атеистом, и вряд ли он пытался через гротескное изображение сторонников конспирологических теорий оправдать христианство и напомнить о Живом Боге. Более того, читая книгу, ты понимаешь, что это вызов и для тебя как христианина (и этот вызов был брошен еще в книге «Имя Розы»), поскольку тебе может показаться, что и само христианство всего лишь выдумка среди прочих выдумок и христиане сами часто манипулируют фактами и текстами Писания как им угодно. Христианство ведь тоже обросло мифами, суевериями. На протяжении истории, церковные иерархи нередко воевали друг с другом, используя простой народ в своих целях. Часто мы сталкиваемся с попытками манипуляции сознания верующих. В церкви было и есть много лжи и грязи. Иногда даже возникает вопрос, а чем мы, христиане, действительно лучше других?

Но христианство лучше других Христом. Который не является мифом и не является симулякром. Это Тот, Кто уже две тысячи лет кардинальным образом меняет жизни людей. Истина не субъективна и не относительна, она жива и действенна. И какой бы ни была церковь, но она прошла сквозь века и никуда не исчезла. Пусть она и проходит сейчас кризис, пусть испытание свободой стало для нее, пожалуй, самым тяжким испытанием, но церковь является земным держателем Истины. В это нужно поверить, но оно того стоит.

Цинизм не лечит душу, игра с реальностью в прятки может привести к помрачению разума, а то и смерти.  Герои романа стали растворяться в своей игре, их игра вступила в конфликт с игрой других. Они нашли свою смерть, более того, двое из них в этой смерти увидели определенный смысл. Вернее смысл заключался в том, что стОит с гордо поднятой головой уйти из этой бессмысленной жизни. Печальный финал… Game over…

Каждый видит в книге то, что хочет видеть, тем более, как мы уже говорили в прошлый раз, данный автор только «за» собственное прочтение каждой своей книги. Лично мне книга помогла лучше ощутить тренды современного постмодернисткого общества. Кризис ценностей и идей должен стимулировать нас к поиску и утверждению новых идей и ценностей. Но зачем искать то, что лежит рядом? Зачем выдумывать новых богов, если Бог недалеко от каждого из нас? Зачем пустоту внутреннюю заполнять новой пустотой? Зачем кушать прах, если приготовлена Небесная трапеза?

Игра закончена, начинается Жизнь!



Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 2534
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна