Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Для чего христианину чувство юмора



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко



"Человек, лишенный чувства юмора, лишен гораздо большего, чем просто чувства юмора"
Марк Твен

Юмор – один из фундаментальных признаков человека. Где юмор – там человек, а где человек – там юмор. Животное не умеет шутить (хотя домашние животные нас часто и смешат).
Почему человек шутит? Фридрих Ницше, например, видел причину юмора в чрезмерном страдании человека: "Быть может, я лучше всех знаю, почему только человек смеется: он один страдает так глубоко, что принужден был изобрести смех. Самое несчастное и самое меланхолическое животное — по справедливости и самое веселое".
А немецкий писатель Герман Гессе писал: «Юмор - самое, может быть, самобытное и гениальное достижение человечества».

Говорят, что чувство юмора - признак интеллектуального развития. Некоторые исследователи, напротив, в смехе видят животное начало и сравнивают сам процесс со звериным оскалом.

Юмор – это сознательное нарушение законов формальной логики. Юмор – это искажение реальности, а потому всегда некоторое бегство от нее. Юмор – это, такая себе, легальная ложь, ложь без греха (хотя тут нам придется делать множество оговорок). Природа юмора иррациональна.
Юмор зачастую несет терапевтическую функцию, помогает человеку преодолевать жизненные трудности. Ведь когда мы говорим заветные: отнесись к данной ситуации философски, фактически, имеем в виду – с юмором. И эта эмоциональная разрядка бывает весьма кстати.

Юмор может быть добрым и злым. Бывает злой юмор, недоброжелательный, тот юмор, когда всем смешно, а одному обидно. Это тот случай, когда набор шуток превращается в издевательство над человеком. Шуткой можно человека и уничтожить.

Юмор может также превратиться в самоцель, в смех ради смеха. Очень часто в наше время он работает на глобальный мэйнстрим, такой юмор беспочвенен, безлик, и, как правило, занимает позицию ниже пояса. Происходит тотальное опошление культуры смеха.

Французский философ Анри Бергсон однажды сказал, что смех – это временная анестезия сердца. Определенная доля истины в этих словах есть. Действительно, смех, помимо того, что способен нас отвлекать от серости будней, может закрыть наш взор на проблемы ближнего и сделать нас бессердечными.

Юмор может также послужить мощным оружием против любого врага. Мы знаем, что когда не хватает аргументов, человек часто переходит на высмеивание оппонента, или его взглядов. Юмором очень легко можно унизить человека, не прибегая к оскорблениям.

Орудие сатиры – тоже юмор. Юмором сатирики пытаются показать абсурдность происходящего.

Юмор может быть и весьма циничен, беспощаден. В этом тоже кроется его опасность.

Но высшая степень юмора – это умение смеяться над самим собой. Когда ты не боишься выглядеть, иной раз, нелепо. Когда ты сам способен рассмешить этой нелепостью другого. Недаром шуты считались умнейшими людьми. Клоун, знаете ли, благородная профессия. В данном контексте можно вспомнить и юродивых как особую форму святости. Смех юродивого не есть безумие или нечто злое, пошлое. Смех юродивого – это смех против зла во имя добра. Он показывает, что зло - оно нелепое, пустое, никакое. Зла, по сути, нет, оно не имеет собственной субстанции, оно есть паразит на теле всеобщего добра. Именно поэтому оно достойно смеха.

Я думаю, что задача христианина, не пренебрегать чувством юмора, но использовать его в благих целях. В прошлый раз мы говорили с вами о позитиве и о том, как нам его не хватает. В этом смысле чувство юмора – просто незаменимое чувство, которое может скрасить наши серые будни.

В этом контексте, хочу процитировать патриарха Кирилла, вот что он сказал в недавнем интервью: «А вот что касается юмора, то я считаю, что отсутствие юмора — это очень опасное явление. Юмор не только позволяет эмоционально разгрузиться, но и помогает иногда разрешить напряженную ситуацию. Отсутствие юмора часто провоцирует семейные конфликты, и, напротив, юмор может разрешить самую сложную семейную драму — если люди вдруг обретут иной взгляд, иную точку зрения на то, что происходит, друг на друга посмотрят и рассмеются. Я глубоко убежден в том, что юмор ― это очень важная составляющая человеческой жизни». 

Самое важное здесь – не увлечься, чтобы не отключилось сердце и чтобы мы не впали в пошлость и пустословие. Когда мы говорим о высмеивании зла, то нужно понимать, что речь идет не о высмеивании конкретных злых людей, но о самом зле как сущности. Грешно смеяться над другими людьми, но не грешно смеяться над собой. 

Хочу привести литературный пример. Как известно, Н. В. Гоголь был глубоко верующим человеком, очень тонко ощущал зло и находил его в самых мелочах. Так вот, он - один из немногих писателей, кто использует юмор чисто методологически, для высмеивания человеческих пороков, даже самых незначительных. И это высмеиваемое Гоголь часто называет пошлостью. Герои многих его произведений – это не просто выдуманные люди, но символы тех или иных человеческих пороков, именно поэтому многие его персонажи стали именами нарицательными: Плюшкины, Собакевичи, Ноздревы, Коробочки. Чичиков навеки остался в русской литературе символом любостяжания.

Вот что пишет об этом сам писатель в знаменитых «Выбранных местах из переписки с друзьями»: «Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство…».

Но затем он разъясняет свою позицию: «Никто из читателей моих не знал того, что, смеясь над моими героями, он смеялся надо мной. Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, все равно как не было также никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность; но зато, вместо того, во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке».

Подобная самокритика бывает очень полезна. Вспомним его знаменитую фразу: "Неча на зеркало менять, коли рожа крива". Жестко, зато честно.

Грустным является не зло мира вокруг нас (хотя и оно, безусловно, грустно), а зло внутри нас. Ведь говорил однажды Христос, что злые помыслы приходят к нам не извне, но исходят из нашего сердца (Мф 15:19).

Если обратим пристальный взор на самих себя, то будет очень много поводов посмеяться, правда, после этого смеха станет стыдно... А что вы думаете, Дух Святой и таким образом может нас обличать.

Так давайте приручим смех и заставить его работать на наше христианское благочестие - для созидания отношений с людьми и для назидания собственной души.

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала "Слово для тебя" 


Предыдущие статьи автора:



Количество просмотров 22261
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна