Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | О некоторых формах "христианской шизофрении"



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





"Эгоизм и эгоцентризм - помешательство, ставящее себя в центр вселенной"

Н. Бердяев

В прошлый раз мы говорили с вами об эгоизме и пришли к выводу, что определенная доля любви к себе должна быть присуща человеку. В любви нет ничего плохого, в том числе в любви к себе. Особенно уместно любить себя как Божье творение. А нам, христианам, стоить любить себя еще и потому, что пребывает в нас Дух Святой.

Конечно, это трудно назвать эгоизмом, поскольку этот термин имеет ярко выраженные негативные коннотации. В прошлый раз я сознательно его использовал в несколько положительном смысле, чтобы призвать читателей к размышлениям.

Теперь пришло время таки разобраться в понятиях

Итак, по мысли Бердяева, эгоизм – это помешательство на самом себе. Если угодно, это – гипертрофированная форма любви к себе. Это жизнь ради себя, ради удовлетворения своих нужд.

Я бы сказал, что эгоизм – это плотская любовь к самому себе. По-сути, и в плотской любви нет ничего плохого, это естественная часть нашей жизни. Плохо только то, если это станет самоцелью и единственным устремлением. Когда плотская любовь выдается за подлинную любовь. Плотская любовь к своему Я – это постоянное желание удовлетворять свои желания, когда другие люди выступают для тебя лишь средством достижения желаемого.

Еще более сильное слово, которое выражает крайнюю форму себялюбия – это эгоцентризм. Это когда человек считает себя пупом земли и что все вращается вокруг него, что он находится в центре Вселенной. Эгоцентризм присущ всем маленьким детям, которым кажется, что все существует ради них. Когда своим капризом ты готов перевернуть весь мир. Многие люди так и не выходят из этого детского состояния. Вследствие эгоцентризма рождается нетерпимость и ксенофобия. Эгоцентрика не интересует чужое мнение, его интересует только его собственное мнение. Только с ним он считается. Такие люди не умеют слушать других, они слушают только себя любимых. И в духовной сфере много таких людей. Которые любят учить, но не любят учиться. А надо бы... Тем более им...

Такая вот, плотская любовь к самому себе приводит человека ко греху. Ибо грешит человек вследствие непомерной любви к самому себе. Обманывает ради себя любимого. Клевещет на других, чтобы самому чище выглядеть. Дает взятки, чтобы облегчить себе жизнь. Берет взятки из тех же соображений. Желает жену ближнего и прелюбодействует, тоже не от любви к человечеству.

Плотская любовь к своему Я приводит человека к гордыне, к превознесению над другими людьми. Нравится человеку ощущать свою исключительность и эксклюзивность, особенно, когда этой исключительности и эксклюзивности нет, но нужно сделать вид.

Плотски любящий себя человек свободолюбив, такому человеку Бог не нужен, ибо это ограничивает его свободу. Да и поклоняться кому-то там как-то не с руки. Нет, верить в Бога, конечно, можно, это красиво, даже как-то культурно, но только без тени раболепия. Бог - сам по себе, моя личная нравственность – сама по себе. И они не пересекаются.

Такие люди могут быть вполне порядочными с точки зрения общественной морали людьми, более того, они могут быть куда более честными и нравственными людьми, чем практикующие христиане. Но христианство не сводится к нравственности. Вся проблема состоит в том, что у таких людей часто возникает иллюзия того, что они и только они являются хозяевами своей жизни. Но еще в «Мастере и Маргарите», такой известный персонаж как Воланд четко продемонстрировал, что человек не является никаким хозяином жизни...  Смирение – вот добродетель №1 в христианстве. Казалось, нужно такое малое усилия, чтобы примириться с Богом. Ведь и жизнь такая правильная, особо и отказываться не от чего, нечего терять... Ан нет...

Когда Христос приходит в нашу жизнь, Он ломает наше Я, и уже тогда мы можем сказать «уже не я живу, а живет во мне Христос». Уже не мое Я является единственным мерилом истины, указывает мне путь, но я соотношу свою жизнь с волей Бога. Как я уже говорил, Я никуда не исчезает, оно просто уступаем место на троне жизни Иисусу Христу.

И вот здесь мы сталкиваемся с самой главной проблемой. Я это называю христианской шизофренией. Это когда мы место Христу вроде и уступаем, но с какими-то негласными оговорками. Ты хозяин моей жизни, НО… Я желаю во всем исполнять Твою волю, НО… Есть же личная жизнь, в которую мы и Бога то не особенно пускаем. Есть цели и устремления, где Бог немного лишний: В воскресенье, дорогой Иисус, Ты на троне, а остальные дни Я, уж не обессудь. Или мое Я пытается потеснить Христа на троне и поехать по жизни, как говорится, «за пол билета». Но так не бывает.

Да и меняем ли мы до конца свою сущность? Не остается ли многое от того, ветхого человека. Ведь часто мы меняем только внешние привычки, видимые, но сущность остается все той же. Раньше любил быть в центре внимание, и - на тебе, ничего не изменилось, только раньше учил плохому, а теперь вроде хорошему, но слова то никому не дашь сказать. Раньше любил командовать, не без обидного прикрикивания, надо же - и теперь командуешь, не без того же прикрикивания.

Ладно бы, если мы бы отдавали себе в этом отчет и признавались в своем несовершенстве. Но ведь лозунги то какие красивые. Сколько елейных слов, которые стали исключительно штампами.

Я уже неоднократно говорил, что нам, христианам, катастрофически недостает честности. Мы говорим о жизни в Духе, тогда как внутреннее состояние бывает настолько отвратительно, что Дух просто не может там пребывать. В этом и заключается шизофрения от христианства или самый большой самообман в мире, когда утверждая спасительную веру во Христа распятого и воскресшего, я тот час распинаю Его в своей душе своим состоянием души.

Многие почему-то думают, что исполнение Духом – это однажды и навсегда. Но не зря апостол Павел пишет "Духа не угашайте". Или давайте вспомним что ждет человека хулящего Духа Святого...

Это постоянная пропасть между Божьей благодатью, которая нам дана Свыше и реальным состоянием человека. Когда я на словах уступаю свое Я Христу, и тут же, простите, держу кукиш в кармане. Христос не может быть номинальным хозяином, временно исполняющим обязанности. Он или твой Господин или посторонний Бог.

А сколько у нас духовного гонора? Как часто христианин принимает вид благочестия? Как скоры многие христиане на суд других христиан. Как много христиан уверены, что являются держателями Истины и готовы каждому несогласному выписывать анафемы просто пачками. Думаете Христос в такие минуты время сидит на троне моего сердца?

Но как достичь стопроцентного подчинения Богу? Это всегда цель, которую мы никогда не можем достичь в этой жизни. Мы никогда не бываем достойны Христа и Его Царства. Благодать Божья – это «рубашка на вырост» на всю жизнь.

Не надо кичиться своей мнимой праведностью, пускай праведностью кичатся далекие от Бога люди, ибо праведностью они заменили Бога.

Жизнь христианина – это постоянное пребывание на грани и в этом вся жизнь. Тут не расслабишься, не вздохнешь облегченно: ну все, вот он финиш! Цель всегда впереди, где-то там -  на горизонте.
Плотская часть Я пытается удержать тебя на месте: куда спешить, и так все хорошо.

Но разве остановить влюбленного в Бога христианина?



Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 3441
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна