| |
Поиск по сайту:
|
||
«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Что хотел сказать Умберто Эко?
"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко
«Текст перед вами и порождает собственные смыслы» Умберто Эко Не так давно прочитал знаменитый роман Умберто Эко «Имя розы». Это - многослойное произведение, богатейшее по форме и по содержанию, написанное потрясающим языком. Автор мастерски строит интригующий детективный сюжет (главные герои которого не могут не напомнить нам знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона), но который, тем не менее, является только верхним слоем романа. Профессор медиевистики целиком и полностью погружает нас в средневековую эпоху, которую описывает настолько правдоподобно, что кажется, что произведение написано хронистом того времени, да и ведется оно от лица «очевидца» – молодого монаха Адсона, который воспринимает происходящее глазами среднестатистического средневекового монаха. Более того, восьмидесятилетний Адсон рассказывает, что он пережил, будучи восемнадцати лет. И это было не случайно, таким образом, автор максимально отгородил себя от персонажей своего романа, дав им возможность проговаривать свои мысли, а не его, автора. Как пишет сам Эко: «Моя цель была – дать понять всё через слова того, кто не понимает ничего»[1]. Не нужно забывать, что Умберто Эко является одним из теоретиков постмодернистского подхода в литературе. Это когда не предполагается какое-то однозначное толкование того или иного произведения, на которое не претендует даже автор. Произведение начинает жить своей собственной жизнью, независимой от автора. И автор, в общем, не в обиде. Вот что говорит об этом, непосредственно, сам мэтр: «Автор не должен интерпретировать свое произведение. Либо он не должен был писать роман, который по определению – машина-генератор интерпретаций»[2]. Или: «Автору следовало бы умереть, закончив книгу. Чтобы не становиться на пути текста»[3]. Видимо, это и есть знаменитая постмодернистская "смерть автора".Что ж, Умберто Эко предпочел остаться в живых, но все же не мешать тексту двигаться дальше. Даже название для романа придумал такое, которое ни на что бы вообще не указывало и уже содержало в себе загадку. Именно поэтому, мы не можем ответить на школьный вопрос: а что же своим произведением хотел сказать автор? Ну, пусть на такие вопросы в школе и отвечают (если, конечно, наши школы тоже не ступили на путь постмодернизма). Этот роман является неким вызовом для каждого христианина, дает возможность переосмыслить многие вещи. В романе раскрывается сущность Средневековья, а в нем профессор Умберто чрезвычайно хорошо разбирался. Благодаря этой книге мы можем узнать как происходили богословские диспуты в то время. На самом деле, многие похожего мы можем увидеть и в наше время. Вот какие мысли мне удалось почерпнуть из романа:
По моему мнению, роман позволяет избавиться от множества стереотипов, которые присущи христианам. Позволяет лучше ощутить все опасности, которые возникают на пути духовного следования за Христом. Очень важно не переусердствовать в познании истины. Гордыня и здесь подстерегает нас, чтобы овладеть нашим естеством. С другой стороны, есть такое искушение, что, исходя из романа, нам может показаться, что христианские догматы вполне относительны, коль уж так шатало людей в разные стороны, а церковь часто ошибалась. Иной рез, еретики проявляли большее христианское смирение, чем официальная церковь. С другой стороны, не все и борцы за чистоту церкви сами могли похвастаться своей нравственной чистотой. Кажется, что не только история цивилизации – это история войн, но и история церкви… Для многих это становится камнем преткновения на пути к Богу. Но проблема заключается в том, что история никого не учит. Воевать продолжаем и мы сейчас, пусть эти войны и проистекают, в основном, в информационном пространстве. Но злобы и желчи не стало от этого меньше. Таким вот образом люди и делают Божественные истины «относительными», противореча друг другу буквально во всем, говоря одно, а делая совершенно другое. Не постмодернизм виной тому, что исчезают из мира абсолюты, Проблема в том, что, на протяжении истории, люди сами топтались по этом абсолютам.
Наша задача - показать миру реального Бога. Который "в нерукотворенных храмах живет". Который "есть Дух, и поклоняться Ему должно в духе и истине". Который больше, нежели весь опыт вселенской Церкви, вместе взятый. И сделать мы это сможем никак иначе, как на языке любви, которая есть дар Свыше.
Это я прочитал для себя в романе Умберто Эко. И он позволил мне это сделать.
[1] Умберто Эко «Заметки на полях «Имени розы» (http://lib.rus.ec/b/92190/read) [2] Там же [3] Там же [4] Умберто Эко «Имя розы» (http://lib.rus.ec/b/75389) [5] Там же
Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Предыдущие статьи автора:
Количество просмотров 4536
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |