Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Спасаются эгоисты



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





Многим христианам свойственна частая ошибка. Они говорят, что следуя за Христом, нужно отказаться от своего Я.
Но это путь в буддизм, где стирается Я абсолютным образом, когда человек стремится раствориться в небытии. Там человек на протяжении своей жизни пытается стирать грани своей личности.

Тем-то христианство и отличается от других религий, что оно глубоко персоналистично. Бог не требует от человека отказываться от своей личности. Более того, христианство – это провозглашение личности. Потому что Бог есть личность и сотворил Он человека по образу и подобию Своему. Мы же говорим о личных отношениях с Богом, а ведь это общение двух личностей.

Поэтому, правильнее говорить, что следуя за Христом, следует отказаться не от Я, а от господства своего Я.

Апостол Павел пишет: «И уже не я живу, а живет во мне Христос». А куда делось мое Я? Да никуда не делось, оно тут же. Просто мое Я соотносит теперь все свои жизненные устремления с волей Бога. Мы не шизофреники и не медиумы какие. Мы остаемся такими же людьми, просто наше сознание мыслит теперь принципиально иначе.

Это не уничтожение Я, это перевод моего Я на другой уровень. Я никуда не исчезает, более того, оно провозглашается с большей силой. Потому что мое Я пребывает в общении с Вечным и Абсолютным Богом. И мое Я будет пребывать вечно с Богом. Для того, чтобы стать бесконечным, мое Я должно осознать свою конечность в рамках материального мира.

В этом смысле, христианство довольно эгоистическая религия, так как мы пытаемся спасти самих себя. Мы ведь часто говорим: Христос как личный Спаситель. Христианство не предполагает того, что я могу спасти кого-то другого. Я могу отвечать только за свою душу. 

В этом смысле, себя в определенной степени нужно любить. Для того, чтобы спастись, необходимо желание спастись, а для этого нужно любить себя. Но не все к этому стремятся. Некоторые говорят: мне не нужно спасение, если не спасутся мои родные и близкие. Поэтому получается, что спасаются эгоисты...

По-настоящему полюбим мы Бога тогда, когда осознаем, что мы носим в себе Его образ и подобие.

Вот что писал по этому поводу Н. Бердяев:

«… когда человек не любит себя, то никому не может этого простить, вымещает на других горькое чувство от себя. Самые злобные люди — это люди, которые себя не любят. Люди же, которые себя любят, нравятся себе, обыкновенно бывают добрее, снисходительнее к другим людям. Это один из психологических и нравственных парадоксов. Можно быть черствым и бессердечным эгоистом и не любить себя, не нравиться себе, даже вызывать в себе отвращение. Один из источников человеческого страдания заложен в том, что человек не нравится себе, вызывает к себе отвращение, не может полюбить себя. Между тем как есть должная. Богом назначенная любовь человека к себе как Божьей твари, любовь в себе к образу и подобию Божьему. Нужно любить ближнего, как самого себя. Значит, нужно и самого себя любить, почитать в себе образ Божий. Эта любовь противоположна эгоизму и эгоцентризму, т. е. помешательству, ставящему себя в центре вселенной. Нелюбовь к себе, недостаточное почитание в себе образа Божьего, Божьего творения, делает человека существом раздвоенным, вечно рефлектирующим, накопляет в человеке подпольные состояния».
Н. Бердяев «О назначении человека»

Возможно кому-то покажутся эти слова спорными. Но ведь действительно, часто получается так, что ближних не любят те, кто и себя-то не особо любят. Самые большие мизантропы – это те, кто и к себе относятся без особого пиетета Конечно, тут очень много тончайших граней, которые очень сложно и уловить.Человек всегда норовит впасть в ту или иную крайность.

Вот казалось бы, чувство собственничества – это сугубо эгоистическое чувство. А ведь на нем семья держится. Ведь жена хочет, чтобы муж принадлежал только ей, а муж, чтобы жена принадлежала только ему. Что бы было, если было бы не так? Такое эгоистическое и часто разрушительно чувство как ревность – это тоже одно из проявлений любви. В разумных пределах оно должно быть присуще каждому любящему человеку. Библия говорит, что даже Бог является ревнителем. 

Человек и в церковном служении чего-то достигает как конкретная личность, которая должна стремиться делать что-то большее. Наверное мы сталкивались в своей жизни с такой, показной скромностью: ну это не я делаю, это все Бог. Но ведь мы не всегда служение несем достойно, неужели это тоже Бог делает? А как отделить одно от другого? Здесь может возникнуть искушение назвать свои проповеди Богодухновенными. Но Богодухновенным является только Писание, которое мы пытаемся каким-то образом проинтерпретировать и применить в нашей практической жизни. Скромность, конечно, хорошее качество христианина, но не нужно приписывать Богу то, что исходит не от Него. Или приписывать себе то, что принадлежит только Богу и исходит только от Него. Иначе такая скромность рискует превратиться в свою противоположность.
Впрочем, о показной скромности мы поразмышляем более подробно в другой раз

Таким образом, получается, что в отказе от господства своего Я, мы расставляем не те приоритеты. Как выразился Андрей Ткачев: сцеживая комара мы проглатываем верблюда. Ломая свое Я во второстепенном, мы даем ему волю в главном. А главное – это каким я являюсь перед Богом, перед домашними и перед церковью. Я много могу говорить о подчиненности Богу, но если я постоянно ссорюсь со своими домашними, то это никакая не подчиненность Богу. Я могу много проповедей говорить в церкви о смирении, но если я не смиряюсь перед братьями и сестрами, то грош цена моим проповедям.

Так что же тогда отказ от господства Я?

Отказ от господства Я – это следовать за Христом, исполняя Его заповеди.
Отказ от господства Я – это отказ подчиняться плотской части моего Я. Я не являюсь хозяином своей жизни.
Отказ от господства Я – это прекратить считать, что мир вращается вокруг меня и что мои убеждения являются самыми правильными, даже духовные убеждения.
Отказ от господства Я – это перестать ненавидеть, завидовать, раздражаться.
Отказ от господства Я – это не высокомудрствовать, не мечтать о себе.
Отказ от господства Я – это смирить себя перед другими. Это переступать через себя, часто «наступая на горло собственной песне».
Отказ от господства Я – это жить ради других, полагая душу за друзей своих.
Отказ от господства Я – это осознавать свои ошибки, каяться в них перед Богом.
Отказ от господства Я – это просить прощение за ошибки у ближних.
Отказ от господства Я – это видеть бревна в своих глазах и не искать занозы в глазах чужих.
Отказ от господства Я – это быть честным и искренним перед Богом, людьми и перед самим собой..
Отказ от господства Я – это просто любить.

Давайте освободим место для Бога в нашем сердце и полюбим свое Я, в котором проживает Бог.

Конечно Я будет пытаться снова занять место на троне нашего сердца. Потому что оно продолжает быть греховным и хочет царствовать.

В этом и заключается духовная жизнь – в честной и бескомпромиссной борьбе против господства Я любимого. 

Без Бога в этой борьбе нам не справиться. Многие пытались. И проиграли…


Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 4268
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна