Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | O sancta simplicitas



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко



Простота – важная христианская добродетель. Всем нам хочется иметь дело с простыми и бесхитростными людьми. Мы всегда желаем видеть в человеке искренность, приветливость, доступность, отсутствие лукавства, а это возможно только лишь при наличии в нем определенной доли простоты.

В христианстве присутствует словосочетание «святая простота», которое имеет несколько различные смысловые коннотации. Кто-то видит в этой фразе важную связку святости и простоты, когда святость в простоте себя выявляет. Кому-то же видится в ней элемент иронии и сарказма. Дело в том, что по одной из версий, это словосочетание произошло от фразы «О, святая простота» (O sancta simplicitas), приписываемую Яну Гусу, который, будучи приговорённый католическим церковным собором к сожжению как еретик, будто бы произнёс эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесённый ею хворост.

Так что - всякая бывает простота, пусть даже если она святая...

Так вот, если говорить о христианстве, смело можно сказать, что оно является, во многом, религией простоты. Основополагающие христианские истины – просты и незамысловаты. Да и богослужения первых христиан отличались простотой формы и содержания. Христос с народом изъяснялся на доступном для них языке, в том числе, используя понятные для культуры того времени притчи. Да и христианами становились, преимущественно, низшие слои населения империи.

По мере развития христианства, происходил процесс усложнения доктринальной его стороны (Христология, учение о Троице), а ко времени принятия христианства Римской империей, и формы организации. Возникают сложные богословские конструкции, развивается строгая церковная иерархия, церковь ввязывается в большую политику. Она становится схоластичным, иерархичным и политизированным институтом.

В этих условиях, многим захотелось вернуть утраченную простоту, захотелось живых отношений с Богом, живой и доступной проповеди. Внутри христианства стало возникать монашество, различные движения за чистоту христианства. Самое интересное, что многие из этих движений, очень часто приходили, со временем, к той же самой сложной иерархии, к заигрыванию с политикой и усложнению форм. Внутри христианства развернулась нешуточная борьба. Оно стало раскалываться на разные ветви и течения. Этот процесс продолжается по сей день.

Сегодня многие также жаждут вернуться к аутентичному христианству первых веков. Желание хорошее, но, боюсь, невоплотимое. Слишком преобразовался мир, слишком разнообразным стал мир самого христианства, слишком разнообразен контингент верующих, да и немногие христиане готовы отказаться от привычного комфорта в пользу дела служения.

Если хотите, простота первых христиан – это была вынужденная простота, христианство находилось в состоянии зарождения и формирования, это было невинное младенчество христианства. Христианами становились простые люди, которым были чужды причудливые теоретические рассуждения и сложная богослужебная практика.

Кто-то обращает внимание на тот факт, что ученики Христа не имели образования, а были простыми рыбаками. Но не следует забывать, что апостолы прошли школу самого Христа, что, надо полагать, намного превышает уровень семинарий всех времен, вместе взятых. Они были свидетелями жизни и служения самого Иисуса. Они ходили, ели и спали вместе с Самим Господом и Спасителем, наполнялись Его Божественным опытом. А что касается Христа, то Он говорил, безусловно, просто, но в то же время  это была высокая поэтика, уникальность которой состоит в том, что она понятна как образованным, так и необразованным людям.

А один из главных теоретиков христианства – апостол Павел, который не был непосредственным свидетелем жизни Сына человеческого, уже нуждался в образовании. Да, его перу принадлежат известные слова: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27-31), и многие к этим словам апеллируют,  говоря: не нужно нам владеть мирской мудростью, мы и без нее сможем кого угодно посрамить, но в следующей главе апостол Павел говорит следующее: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 1:5).

В том то все и дело, что апостол Павел был простым, но не был простаком. Он имел блестящее на то время образование. И здесь я хочу выразить очень важную мысль: в деле служения, быть простым – совсем непросто. Чтобы быть простым, нужно "не ползать по земле", нужно "снизойти с небес на землю". Нужно уже достичь определенного уровня. Нужно быть простым не от недостатка знаний, а от их избытка. Здесь простота дорогого стоит. Апостол Павел мог позволить себе быть простым, ему было от чего отталкиваться. Уметь обращаться к разной аудитории по-разному – это большое искусство.

Первые христианские апологеты тоже имели неплохой образовательный базис. И даже автор знаменитой формулы «верую, ибо абсурдно» (Credo quia absurdum) Тертуллиан, был хорошо подкован в области греческой философии и риторики.

Наша проблема заключается в том, что мы простоту часто путаем с ограниченностью и примитивизмом.

В нынешнем мире активно развивается поверхностное христианство, где присутствует много дешевого пафоса. Это «тусовочное», «аллилуйное», шоу- христианство, где эмоции часто вытесняют здравый смысл.

Подобные церкви имеют на постсоветском пространстве очень большой успех. Многие из них уже давно перевалили за тысячу прихожан. И я имею в виду, в данном случае, не только лишь современные неопятидесятнические церкви, но и многие фундаменталистские общины баптистов или евангельских христиан. Таким церквям, пользуясь терминологией Алеся Дубровского, присущ антиинтеллектуализм и антиэстетизм. В таких церквях принято давать простые ответы на сложные вопросы, довольствуясь одним лишь Писанием и узким кругом конфессиональной литературы. Да, люди ищут простоты, и подобные церкви имеют определенные успехи.

Но, успехи на локальном уровне еще не означают, что будет успех на уровне глобальном, ибо на богословском дилетантизме далеко не уедешь. Лично мне, совсем не хотелось бы, чтобы наша страна заполнилась подобными церквями. Ибо, обретая что-то одно – за счет простоты (читай примитива) достигая многих, мы теряем что-то существенное. Во-первых глубину и эстетику мышления, а это сопровождало христианство во все века, а, во-вторых, большой пласт образованных и мыслящих людей никогда в такие церкви никогда не пойдут.

Именно поэтому, я призываю не переносить индивидуальную простоту на все христианство. Оно должно быть разнообразным. Пускай будут у нас шоу-церкви фаст-фудного плана, но пускай у нас будут развиваться и те церкви, в которых найдут себя интеллигенты и интеллектуалы, где будет присутствовать глубина мысли и определенная эстетика. И там тоже может присутствовать своя простота. Очень ценное качество хорошего проповедника - говорить просто о сложных вещах. Но для этого как раз нужно, чтобы было хорошее образование, в том числе и в области риторики.

Давайте заниматься своим собственным образованием и самообразованием, и развивать в себе качества простоты, искренности и открытости. Пускай не овладеет нами дух гордыни. Знания не должны нас надмевать.

Не святая простота нам нужна, а простота святости. 



Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Блог автора: andronishche.livejournal.com

Андрей Рябенко. специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф


Количество просмотров 5736
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна