Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Кочерга Витгенштейна

Об этом занимательно написал Том Райт. Вроде бы я это как-то уже упоминал. Да, про "эту самую кочергу". А в связи с последними записями в своем ЖЖ я решил еще раз вспомнить эту историю - возможно она актуальна для тех, кто занимается критическим исследованием Евангелий, да и вообще Нового Завета. (Про эту "Кочергу Витгенштейна" можно найти книгу и на досуге ее "полистать".

В случае христианских библейских исследований подобный разговор весьма занимателен, поскольку апологетам христианства часто приходится выслушивать критику от "неверующих", скептиков, совопросников и др. о так называемой "синоптической проблеме", когда в Новом Завете обнаруживается масса "несостыковок" - как кажется, один евангелист противоречит в своем описании событий другому евангелисту. Мы помним, что авторы Нового Завета, особенно ученики Иисуса, это не интеллектуальная элита (исключение - Павел Тарсянин, если не принимать во внимание все нюансы слова "интеллектуал"; - Подумаешь, - скажет кто-то, - просто мало мальски образованный еврей). В основном авторы Евангелий люди простые, но и не глупые. Достаточно образованные (Лука, Марк), чтобы составить достоверное описание событий из жизни Мессии.

Но вот что занимательно. В двадцатом веке произошло другое не менее занимательное событие: встреча трех гениальнейших и "модных" для того времени философов (Бертрана Рассела (был арбитром), Людвига Витгенштейна и Карла Поппера), которые, встретившись вместе в Кембридже в комнате, глухо набитой другими не менее интеллектуальными зрителями и участниками диспута, некоторое (короткое) время спустя по-разному описывали произошедшие события. А именно.
 
В пятницу вечером, 25 октября 1946 года, состоялось очередное заседание кембриджского Клуба моральных наук — еженедельного семинара студентов и преподавателей философии. Как обычно, в 20:30 члены Клуба собрались в Кингз-колледже, в корпусе Гиббса — крыло Н, комната 3.

В тот вечер выступал приглашенный докладчик из Лондона, доктор Карл Поппер. Название его доклада — «Существуют ли философские проблемы?» — звучало вполне невинно. В числе слушателей был председатель клуба, профессор Людвиг Витгенштейн, которого многие считали величайшим философом того времени. Присутствовал также Бертран Рассел, еще несколько десятилетий назад снискавший громкую славу своими философскими трудами и радикальными политическими взглядами.

Поппер незадолго до этого получил должность преподавателя логики и научного метода в Лондонской школе экономики. Австрийский еврей по происхождению, он приехал в Англию совсем недавно — в годы войны он читал лекции в Новой Зеландии. В Англии только что вышла его книга «Открытое общество и его враги», в которой Поппер беспощадно развенчал идею тоталитаризма, — начатая в день, когда фашистские войска вошли в Австрию, и законченная, когда исход войны был уже предрешен. У книги мгновенно появились горячие поклонники, в число которых входил и Бертран Рассел.
В первый и последний раз три великих философа — Рассел, Витгенштейн и Поппер — собрались в одном месте в одно время. Однако и по сей день очевидцы и исследователи расходятся во взглядах на события того вечера. Сомнений не вызывает одно: между Поппером и Витгенштейном состоялся яростный спор о фундаментальной природе философии — действительно ли существуют философские проблемы (Поппер) или только головоломки (Витгенштейн). Этот спор тотчас оброс легендами. Ранняя версия событий звучала так: Поппер и Витгенштейн отстаивали свои убеждения, "вооружившись раскаленными кочергами". Как позже вспоминал сам Поппер, «Поразительно скоро я получил письмо из Новой Зеландии с вопросом: "правда ли, что мы с Витгенштейном сцепились и бросились друг на друга с кочергами?"»

История этого десятиминутного спора, случившегося 25 октября 1946 года, до сих пор вызывает резкие разногласия. Самый острый вопрос при этом звучит так: верно ли, что опубликованная Карлом Поппером версия событий не соответствует действительности? Иными словами, солгал ли Поппер?

Если Поппер солгал, то не для красного словца. Если Поппер солгал, то это напрямую связано с его амбициями: в философии — нанести поражение модной в двадцатом веке лингвистической философии — и в личном плане — одержать победу над Витгенштейном, этим чародеем, не дававшим ему покоя.

Рассказ о событиях того вечера Поппер изложил в интеллектуальной автобиографии Unended Quest, опубликованной в 1974 году. По версии Поппера, он выдвинул тогда ряд «действительно философских проблем». Витгенштейн отверг их все разом. Поппер вспоминает,что Витгенштейн «нервно поигрывал кочергой», которой, как дирижерской палочкой, акцентировал свои аргументы; а когда дело дошло до вопроса о статусе этики, потребовал, чтобы Поппер привел пример морального принципа. «Я ответил: "Не угрожать приглашенным докладчикам кочергой". В ответ Витгенштейн в ярости отшвырнул кочергу и выбежал из зала, громко хлопнув дверью».

После смерти Поппера в 1994 году составители газетных некрологов раскопали эту историю и пересказали ее слово в слово (включая и неверную дату события — 26 октября вместо 25-го). Потом, года через три, в трудах одного из самых почтенных научных учреждений Англии — Британской академии — были опубликованы воспоминания, воспроизводящие, по сути, туже версию событий. На голову автора — профессора Джона Уот-кинса, преемника Поппера в Лондонской школе экономики — обрушился шквал возмущенных писем, и на страницах лондонского Times Literary Supplement завязалась острая полемика. Профессор Питер Гич, участник пресловутого заседания и горячий сторонник Витгенштейна, объявил (причем не в первый раз), что рассказ Поппера — «ложь от первого до последнего слова». В перепалку ввязались и другие очевидцы событий, а также приверженцы обоих протагонистов, и тон писем становился все резче.

В этом конфликте свидетельств наблюдается поистине замечательный парадокс. Все участники спора профессионально занимались вопросами эпистемологии (оснований знания), понимания и истины — и при этом, будучи очевидцами фактов, так и не сумели прийти к согласию в том, что касалось последовательности этих фактов!

Другими словами, эту историю можно подытожить так: несмотря на образование, количество свидетелей, мы точно можем говорить о существовании таких ученых как Поппер и Витгенштейн. Сюда можно "припихнуть" даже кочергу - это не вызывает никаких сомнений. Но не стоит ли приписывать такую же логику по отношению к свидетельствам евангелистов? Не важно при каких обстоятельствах повествуются речи Иисуса, его погребение и воскресение - как и другие многочисленные детали - одно остается явным: Иисус действительно родился, умер и воскрес. Все остальное - богословские декорации, нюансы и незначительные тонкости.

Виктор Шлёнкин
qui-credit.livejournal.com


Количество просмотров 6207
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна