| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Что нам делать с глупостью?
"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко
«Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью» Притчи 17:12
Правомерно ли говорить о глупости в христианстве? Думаю, что правомерно. Один из родоначальников протестантской теологии, видный деятель эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, написал в 1509 году знаменитый сатирический панегирик «Похвала глупости». В нем он в утрированном виде показывает, что самая что ни на есть глупость, пронизывает все сферы человеческой жизни, в том числе и само христианство. От глупости нельзя никуда уйти. Эта тема не очень популярна в христианской среде, поскольку приходится быть снисходительными к людям, исходя из принципа любви к ближнему. Но проблема заключается в том, что глупость некоторых, выходит далеко за пределы их собственной глупости. Глупость одного, заражает прочих и становится коллективной глупостью. Иногда она начинает культивироваться и становиться тенденцией, а это может привести к весьма печальным последствиям.
«Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае, его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны… И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно». Дитрих Бонхёффер «Сопротивление и покорность» Знакомо? Нужно сразу оговориться, в нашем случае, речь не идет о недостаточной грамотности или образованности, речь о другом. Глупым может быть и вполне образованный и эрудированный человек. Глупости все возрасты и социальные слои покорны. Речь идет о таком невежестве, когда недостаток знаний граничит с примитивизмом мышления. Тогда, когда в своей глупости человек занимает еще и активную позицию. Мой отец любил мне говорить в детстве: хуже глупца, только глупец с инициативой. В этом смысле, невежественен не тот человек, который мало знает, а тот, кто, мало зная, пытается показать, что он что-то знает, а это выглядит весьма нелепо; когда человек лезет не в свою сферу; когда у него «имеются ответы на все вопросы»; когда человеческие амбиции не соответствуют тому уровню, при котором эти амбиции могли бы воплотиться. Именно поэтому, большим врагом внутри самого христианства является воинствующее невежество, которое, по сути, и порождает сектантство. Это плоскость мышления, заезженные штампы, нетерпимость к другим позициям. Бывают случаи, когда твой оппонент пытается тебя убедить, что, споря с ним, ты споришь с самим Богом… Излишняя самонадеянность и убежденность в своей правоте, категоричность и склонность к поспешным выводам, являются отличительными признаками глупости: «Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Притчи 14:16). К сожалению, глупость нередко используют духовные лидеры. Как говорил все тот же Д. Бонхёффер «Власть одних нуждается в глупости других». Власти выгодны не слишком мыслящие люди, ибо думающими людьми тяжелее управлять, сознанием мыслящих людей трудно манипулировать. Но, тем самым, христианство ощутимо теряет свои позиции, от него веет архаикой и оно перестает отвечать на запросы времени. Как многие традиции превращаются, со временем, в рудименты и убивают христианство, точно также убивает его и интеллектуальная недостаточность.
Бонхёффер продолжает: «Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток». А я бы перефразировал: недостаток, не столько интеллектуальный, сколько духовный. Тем не менее, автор предлагает выход: «Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения… Писание говорит о том, что внутреннее освобождение человека для ответственной жизни перед Богом и есть единственно реальное преодоление глупости». Для этого внутреннего освобождения очень важно перебороть свою гордость, необходимо научиться признавать свою неправоту. Не стоит думать, что я знаю Бога лучше других, правильнее понимаю Писание или традиции, и достиг совершенства в сфере богословия.
Позволю себе процитировать великого русского писателя Н. В. Гоголя: «Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником. Не думай, чтобы ты уже был стар для того, чтобы учиться, что силы твои достигнули настоящей зрелости и развития и что характер и душа твоя получили уже настоящую форму и не могут быть лучшими. Для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до самого гроба ученик». Н. В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями» Свою духовную и интеллектуальную недостаточность нужно осознать каждому из нас, чтобы не оказалось так, как написал все тот же Соломон: «Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Притчи 26:11).
Предыдущие статьи автора:
Блог автора: andronishche.livejournal.com
Количество просмотров 16041
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |