| |
Поиск по сайту:
|
||
«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Ломать - не строить
"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко
Деконструкция - вещь полезная, она помогает смотреть на привычные вещи по-новому. Возникает только вопрос: мы знаем, что мы ломаем, но что мы строим на месте разрушенного? Ведь нынешние деконструктивисты не ищут в деконструированном новых смыслов, они просто рубят все под корень. По-моему, они путают деконструкцию с деструкцией. Это происходит во всех сферах нашей жизни: в политике, в этике, в эстетике, в религии. Очень кстати здесь будет вспомнить и знаменитую установку Фридриха Ницше о переоценке всех ценностей. Эта установка была вполне себе радикальна. Ведь мы как раз и вступаем в область ценностей. Ведь традиция, какого бы возраста она ни была, – это ценность. Морально-этические установки – это ценность. Эстетические предпочтения – это ценность. Политическая культура – это ценность. Наконец, то, как я верю и как организована моя религиозная практика - это тоже ценность. Не нужно забывать, что многие традиции, которые мы имеем, не на пустом месте возникают, зачастую они буквально выстраданы предыдущими поколениями. За некоторые из них заплачена немалая цена. И, худо-бедно (по-разному бывает), они срабатывают. А будет ли работать то, что придет за ними? Да, многие старые ценности, может, и устарели, но лучшими ли будут новые ценности? Будут ли они более жизнеспособны? Будут ли они нести ту созидающую силу, которую несли старые? Конечно, нужно смотреть в будущее, но не стоит отмахиваться от прошлого, не считаясь с историей. Конечно, в нашей христианской церковной жизни есть множество рудиментов, которые не отвечают запросам времени и которые следует преодолевать, ибо они мешают нам двигаться вперед. Но не нужно ломать традиции, следует подвергнуть их тщательной ревизии, а для этого нужно запастись терпением, нужно хорошо подумать, прежде, чем что-то менять. Далеко не все традиции устарели и мешают нашему развитию.
Или возьмем ту же самую политику, многие прекрасно знают против чего они борются, выходя на площади, но совсем на знают за что. Не слишком ли рано мы хотим прийти к постцерковному христианству? Не слишком ли рано приближаем бонхёфферовское "безрелигиозное" христианство?
Мне кажется, что христианство церковное еще не все сказало. На самом деле, христианство чрезвычайно разнообразно. В этом его слабость, но в этом его и сила. Те люди, которые пытаются ломать, к примеру, церковные устои, как раз опоздали. Потому что давно существуют общины, которые отказались от традиционной церковной иерархии (которая, в той или иной форме, присутствует и в каждой протестантской общине), у них нет епископов, пресвитеров или дьяконов. Все решения принимаются на уровне самой общины, благо, общины эти совсем небольшие (часто до 10-ти человек), чтобы существовал слишком уж большой плюрализм мнений. Такие общины нигде не регистрируются и ни в какие объединения и союзы не входят. Эти, в сути своей, протестантские церкви, отказываются причислять себе к той или иной деноминации, отрицают и то, что они, собственно, протестанты, хотя как раз у них, учение о всеобщем священстве воплощено наиболее полно. Но почему-то современные христианские деконструктивисты не спешат в эти церкви. Ясное дело, слишком эти общины маргинальны. Слишком неприметны.
Есть у нас какая-то такая склонность к революциям. У нас ведь как: все или ничего. Либо мы топчемся на одном месте либо рвемся вперед. Или застой или баррикады. Да, нам нужны перемены. Да, нам нужно менять многие формы, что, собственно, и происходит во многих наших церквях. Да, мы должны следовать современным социальным трендам. Нам нужны глубокие, актуальные и злободневные проповеди, которые не оторваны от реальности. Нам нужна адекватная миссия, которая отвечает на вызовы современности. Нам нужны образованные служители церкви. Но нужно менять, в первую очередь, сознание. Нужно научиться быть другими в тех условиях, которые есть. Нужно медленно, но уверенно продвигать свежие идеи. Нужно учиться договариваться со служителями старой каденции. Если ты хочешь что-то поменять, ты должен не разрушительной критикой заниматься, а созидательными действиями. Есть, конечно, опасность быть непонятым и неуслышанным. Ну да ничего, процесс эволюционных изменений – он долгий и тернистый. В крайнем случае, всегда можно найти ту общину или деноминацию, которая более соответствует твоим запросам. Это нормальный процесс. Но, входя в ту или иную традицию, нужно с уважением к ней относиться, не стоит врываться в чужой монастырь со своим уставом. Никогда ни к чему доброму это не приводило. Как правило, это заканчивается конфликтами, взаимными обвинениями и обидами. Больше жизни нам нужно. Больше доверия, больше искренности, больше уважения и снисхождения друг ко другу. Нам нужно очень много терпения и смирения. Но даже эти добродетели не имеют никакого смысла, если нет любви. Самое парадоксальное, что можно что-то делать во имя любви, не проявляя при этом самой любви. Убежден, если мы говорим о христианской жизни, - худой мир лучше доброй ссоры.
Давайте научимся с любовью строить. Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Предыдущие статьи автора:
Блог автора: andronishche.livejournal.com Андрей Рябенко. специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф
Количество просмотров 2441
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |