Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Как ограничивают Бога



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





"Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.  И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?"
(Марка 7:8-9)

А ведь самая важная заповедь – это любить Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением своим, и любить ближнего своего, как самого себя.

Время от времени приходится полемизировать с фундаментально настроенными христианами разных конфессий. Такая пустота ощущается после этих разговоров. Всегда задумываешься: неужели это все так важно? Неужели это главное, что нас заботит на фоне того как гибнут люди?

А вот когда мы общались недавно с православными друзьями, то приходской священник вопрошал: "Где люди? Почему они не идут в храм? Нужно спасать умирающие души!"
А мы все о догмах, да о канонах спорим. Многие служители сегодня приходят к тому, что не важны различия, лишь бы люди Бога узнавали в наше непростое время.
Мне кажется, сатана очень любит богословские споры...

Удивительное дело! Ограниченный человек норовит ограничить безграничного Бога. А ограничивают Бога по-всякому. Иногда пишут целые тома, посвященные Его ограничению.

Проблема практически любого богословия заключается в том, что Бог становится объектом исследования и тут же теряет Свою свободу. Его же пытаются разобрать по винтикам, но допустимо ли это? Может ли вообще от начала Сущий быть объектом? 

Каждая жесткая религиозная система пытается Бога поместить в определенные рамки. Мы так много говорим о правах и свободах человека, что напрочь забываем о правах и свободах Бога. Ну ладно, указали мы место человеку и очертили круг его возможных действий. Но правомочно ли указывать место Богу? Мы так вольно распоряжаемся тем, что принадлежит исключительно Ему – благодатью. Одних Божьей благодатью наделяем, другим в ней отказываем. Заметьте, наделяем/отказываем тем и в том, что нам не принадлежит. Потрясающая самонадеянность!

Одни ограничивают действие Божьей благодати церковными канонами, другие доктринами, третьи правилами поведения, четвертые принципами толкования Писания, а пятые всем вышеперечисленным. Будто сам Бог зависим от этих канонов/доктрин/толкований/правил.

Однажды Христос поверг в шок фарисеев, которые пытались упрекнуть его в том, что ученики едят колосья в субботу. На что Иисус им ответил: «Суббота для человеков, а не человек для субботы», а потом добавил: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы».

Сказать, что это были революционные слова – ничего не сказать. Христос совершает радикальную деконструкцию религиозной практики иудеев. Пересматривает то, что для фарисеев было настолько важно, чем они жили. Но, в отличие от нынешних деконструктивистов, Иисус не разрушает ради разрушения, когда не предлагается ничего в замен. Он преодолевает закостенелую религиозность, чтобы дать нечто принципиально новое, наполненное жизнью. И делает это ценой собственной жизни. И только Его воскресение продемонстрировало тот факт, что все это было не зря. Зря, что Бога снова стали втискивать в религиозные рамки.

Смело можно перефразировать слова Христа: «Посему Сын Человеческий есть господин и канонов, и доктрин, и традиций, и толкований, и правил поведения». Лишь бы люди становились ближе к Богу.

Иисус показывает условность религиозных традиций. Не стоит забывать, что религия по своему первоначальному смыслу – всего лишь попытка восстановить с Богом утерянную связь. Религия – свидетельство ничтожности и недостаточности человека. Связь бы установить, а у нас увлеклись самим процессом.

Итак, те или иные религиозные формы созданы греховным человеком в попытке установить связь с Богом. Иногда формы помогают человеку это сделать, но, зачастую, сами же формы становятся перегородками на пути к Богу, я бы даже сказал, идолами. Не стоит ничего абсолютизировать. Если для тебя та или иная форма важнее отношений и следование ей идет в ущерб отношениям – значит ты идолопоклонник. Ты отношения поставил на алтарь религиозности, значит в твоей религии нет жизни. Сам Бог заповедал нам любить ближних, а мы ближним объявляем войну, раз они верят не так, как мы. Пытаемся что-то навязать, вторгаемся в личное сакральное пространство человека. Всегда был убежден, что никогда наше благовестие не должно превращаться в пропаганду и навязывание собственного мнения. Да и эффект от этого весьма сомнительный.

Конечно, Церковь утверждена Богом, и определенные формы ее воплощения имеют свой смысл, в том числе смысл сакральный. Но не стоит делать христианство исключительно формальным. Но беда заключается не только в формальной церковной жизни, но и в наших коллективных или личных мысленных портретах Бога. Изображать Бога – грех, но точно такой же грех создавать умозрительный образ Бога и утверждать, что этот образ единственно правильный. А то прав будет один христианин, который сказал другому христианину: "да мы в разных Богов верим!" У одних Бог выходит диктатором, заранее определяющим судьбы людей, у других готовым всем всё простить, у третьих строго следующим канонам, который строго следит: а не прервалась ли где-то цепочка апостольской преемственности. Или делаем Бога зависимым от собственно установленных юридических законов. А Бог не подпадает ни под какие определения и совершенно крамольное дело вешать на Него те или иные ярлыки.

Итак, о правах и свободах человека помним, не любим, чтобы нас каким-то образом ограничивали, а вот Богу прав не оставляем, за Него расписываемся.

Многие говорят, что Бог допустил, чтобы церковь была такой как она есть, значит стоит быть частью "исторической церкви", которая прошла века и устояла. С этим трудно не согласиться. Но разве не Он же допустил, что церковь раскололась. Ведь история не совершается вне Божьего контроля. Бог допустил наличие разнообразных церковных форм. Человечество не стоит на месте, и, каждый раз, мы видим актуализацию Благой Вести для своего времени. Конечно, не обходится здесь без крайностей. С другой стороны, попытка вернуть аутентичное раннее христианство не имеет никакой перспективы, ибо время безвозвратно ушло. Да и человечество сильно повзрослело. С третьей стороны, не стоит и следовать "духу времени", где совершенным образом размываются границы, где говорится, что церковь как институт вообще устарела. Во всем нужен баланс.

Мой призыв прост – избавиться от категоричности; поверить в Божьи запредельные возможности, что Его благодать безгранична и нам даже представить невозможно, сколь ее сила; сознать, что Бог может действовать через совершенно различные формы; дать место для реализации Божьих чудес.

Каждый из нас убежден, что верит правильно, но может так статься, что прав и тот, кто верит по-другому (я говорю о христианах). Богу невозможно угодить без веры, а не без чего либо другого.

Очень важно любить свою традицию, всячески ее развивать, где-то, если надо, критически переосмысливать, проводить ревизию своего мировоззрения. Это полезно. Нужно вести диалог с другими не теряя собственной идентичности

Понять другого человека, не такого как я, верящего не так, как я – вот настоящая любовь настоящего христианина. Я понимаю, за истину нужно бороться, она дорогого стоит, но не стоит за главное выдавать второстепенное. А главное - это вера в умершего и воскресшего Христа, Который есть Бог.

Итак, предлагаю вернуть Богу то, что принадлежит только Ему – абсолютная свобода действий и исключительное право на суд.

А нам самим предлагаю заняться делом, ибо много званных, но мало избранных. И говорящих впустую много, но молчащих в самый ответственный момент: «А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали» (Марка 3:4).

Будем ли и мы молчать?


Андрей Рябенко,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:



Количество просмотров 2384
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна