Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Обучение или отучение?



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




Могут ли знания надмевать как пишет об этом Писание (1Кор. 8:1)? Конечно могут! Может ли образование пойти человеку во вред? Конечно может!

Образование бывает разным, да и почва, куда попадает знание, различна.

Сколько мы видели образованных людей, с которыми совершенно невозможно вести диалог, у которых имеются в наличии готовые ответы на все вопросы и которым не интересно любое мнение, кроме своего. Таким людям уже некуда двигаться. Они уже достигли совершенства. Они свысока смотрят на тех «несчастных», которые не находятся на одном с ними уровне. Но и это еще не все, часто такие люди не приемлют и тех, кто находится на одном с ними уровне и уж тем более, кто осмелился взобраться повыше.

К сожалению, подобная участь постигла и христиан. Знания, которые должны служить христианину на благо, на дело служения, становятся поводом для превознесения одних христиан над другими. Христиане спорят о том, кто ближе к истине. Ладно бы спорили прилично, так нет же, обвиняют друг друга в ересях. Высокомерно относятся к тем, кто не обладает должным уровнем образования, вешают друг на друга обидные ярлыки.

Мне кажется, корень зла заключается в том, что нам присуще совершенно неправильное понимание сущности знаний в духовной жизни. Наличие знаний никак не делает человека умным и проницательным. Наличие знаний в сфере богословия или библеистики никак не делает нас ближе к Богу. Часто мы забываем про важность сопряжения интеллектуального развития и духовной практики, которая заключается отнюдь не только в чтении Писания и молитве. Духовная практика – это практика ежедневного обуздание своих амбиций, это осознание своей ничтожности перед Богом и смирение перед людьми. В противном случае, даже духовные знания действительно будут источником надменности. Возникают «глашатаи истины», которые часто даже выступают не от своего имени, но приписывают свои слова самому Богу. Они всегда пытаются показать, что споря с ним ты споришь с Богом.

И проблема заключается вовсе не в наличии знаний, проблема заключается в самом подходе. Если обращаться снова к образованию, то, как мне кажется, многие христианские учебные заведения делают ошибку в самой философии образования.

Позволю себе вновь обратиться к Генри Нувену и его книге «Постижение. Три ступени духовной жизни» (ББИ: 2012, 154 с). Здесь он высказывают потрясающую мысль, что беда нашего образования состоит в том, что оно предполагает готовые ответы на вопросы, которые еще не родились.

И вот умение задавать правильные вопросы – вот первый шаг, который должен сделать каждый христианин, будь то учащийся в христианском вузе или каком либо другом. То же умение должны развивать и лидеры евангельских движений и союзов. Чтобы ответить на вопрос: «Куда идти?», нужно задать тысячу вопросов: "Зачем идти?", "С чем идти?", "С кем идти?", "Как идти?", "Идти или не идти?".. А то ведь условия для похода разные: разная почва, разная скорость продвижения, разные физические способности или разные средства передвижения. У кого-то нет ног, кто-то слеп, а кто-то глух. Совершенного нет никого. А еще нет единого навигатора, чтобы даже определить точку своего местонахождения. Почему кто-то из путников решил, что он ближе к Богу? По-моему, такой человек не свое место определяет, а пытается указывать Богу, где Ему быть.

Далее Генри Нувен выдвигает идею «нищеты ума»: «Нищета ума – это духовное состояние, когда мы способны признать непостижимость тайн мироздания. Возрастая духовно, мы все больше способны отказаться от намерения понять и объяснить всю полноту бытия; тем самым мы больше готовы вместить это бытие в себя… Готовясь к служению, нужно отказаться от претензии на истинное знание, открыв себя для так называемого «умудренного неведения» (doctaignorantia «ученое незнание», Кузанский). Людям, которые стремятся подчинить себе мир и управлять им, очень трудно принять такой подход. Все мы хотим получить знания, чтобы владеть любой ситуацией и заставить окружающий мир работать на себя. Однако, задача священнослужителя состоит не в том, чтобы управлять Богом, а в том, чтобы Бог правил им» (Генри Нувен «Постижение. Три ступени духовной жизни», с. 88).

Можем ли мы говорить о «нищете ума» при наличии образования? Все зависит от духовного состояния человека, и, как это ни покажется странным, интеллектуального. Вспомним знаменитые слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». По-настоящему умный человек всегда придет к пониманию ограниченности как своего знания, так и самих возможностей для познания. Все дело в том, что чем больше человек узнает, тем больше увеличивается граница непознаваемого.

Нечто подобное сказал протодиакон Андрей Кураев в одном из интервью: "Есть две ошибки: первая, когда человек рано капитулирует перед трудностью познания и слишком рано вешает ярлык:«Это непознаваемо». Вторая, - когда человек во всеоружии, как ему кажется, входит в область, где кончаются проблемы и начинаются тайны. Тут его оружие «не работает», а он этого не понимает. Чтобы почувствовать эту границу, нужен некий вкус, определенный уровень философской воспитанности. Профессионально воспитанный ум знает границы своей компетентности".

Нувен приводит интересный пример: «Помню рассказ одного священника – тридцатилетнего служителя Методистской церкви из Южной Африки. Когда он ощутил в себе призвание служить в церкви и был рукоположен, то его без всякой богословской подготовки направили помощником пастора в один приход. Однако он горел такой убежденностью, был так непоколебим в своих духовных воззрениях, что ему без всякого труда давались длинные проповеди и лекции на духовные темы. Через два года его отозвали, чтобы он мог поучиться в богословской семинарии. Размышляя о годах обучения, он заметил: «За это время я проштудировал немало богословов, философов и писателей. Интересно, что если раньше многие вопросы были для меня кристально ясными и очевидными, то в процессе учебы ушла вся определенность, возникло множество сомнений и вопросов. В результате я потерял значительную долю уверенности в себе и в своих истинах». В известном смысле его ученичество оказалось скорее не обучением, а «отучением». Когда этот священник вернулся к своей пастве, он мог намного меньше сказать, но зато намного больше услышать» (там же, с. 88).

Вот таким должно быть христианское образование -  отучать, сбивать спесь, избавлять от чувства самонадеянности, от претензий на исключительность.

Таким образом «в разряд знающих служителей попадают не те, кто может точно объяснить, кто такой Бог, где добро, а где зло, и как из мира сего попасть на небеса. Подлинно знающими становятся те, чье осознанное не-знание дает им свободу слышать голос Божий в словах других людей, различать его в событиях дня или книгах, повествующих о личном опыте верующих из разных мест и времен. Другими словами, отказавшись от претензий на исчерпывающее понимание, человек способен внимать другим и Богу с открытым сердцем. Такова «нищета ума». Она требует отказаться от попыток втиснуть Бога в рамки той или иной концепции, теории, от попыток отождествить Его с тем или иным документом или событием. Нищета ума не дает верующему превратиться в фанатичного сектанта или яростного бойца за букву, но ведет его к непрерывному возрастанию в кротости и терпимости» (с. 89).

Это не говорит о том, что мы должны отказаться от принципов, от оснований веры. Фундамент незыблем, а вот стены и внутренне убранство могут быть разными, о том и речь. Как мы говорили в прошлый раз, гостеприимство предполагает диалектику принятия и конфронтации. Просто вопросов больше, чем ответов, и интеллектуальная честность всегда очертит границы моих гносеологических возможностей, а скромность и смирение не дадут превозноситься над теми, кто со мной не согласен.

Жить вопросами - вот какая установка нужна христианину. Только тогда мы научимся слушать других и Бога. И только тогда мы сможем ставить правильные жизненные цели. 


Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 4143
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна