Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Помни о смерти!



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





«Ничего нет в жизни, а есть смерть, а ее не должно быть».
Л. Н. Толстой «Записки сумасшедшего»

«Говорю вам тайну, не все мы умрем, но все изменимся»
1 Кор. 15:51

Проходя через Кузьминский лес, что в Москве, мой взгляд часто натыкается на одинокую могилу, находящуюся возле тропинки, на которой написано «Остановись прохожий, почти сей прах, ведь он уже дома, а ты еще в гостях».

Мне кажется, что такая могила – это очень красноречивая проповедь, это отличный повод задуматься о смысле жизни и вспомнить о том, что все мы смертны и что мы действительно гости на этой земле.

Не так давно на моих руках умер наш маленький котенок. Когда умирает живое существо всегда бесконечно грустно и тоскливо... И страшно... Неодушевленное тело внушает страх. Вот жило недавно существо, двигалось, радовалось и грустило, кушало, спало, играло в игры. А теперь из этого маленького тельца исчезло нечто, что делает его живым. Тело есть, а жизни в нем нет. Получается, нет уже существа, только оболочка. Тело лежит недвижимо, становится холодным и чужым... Имеет смысл только воодушевленное тело, но над этим мы не властны. 

Смерть страшна и непонятна. И бессмысленна... Так будет с каждым...

Когда умирает животное – страшно и грустно, потому что мы теряем уникальное существо, с неповторимым характером, повадками, к которым мы привыкли. Но насколько страшнее и грустнее, когда умирает человек, умирает целый мир, потому что каждый человек – это огромное богатство внутренней реальности. С человеком умирают все фантазии, чаяния, мечты, все уникальные и неповторимые черты характера, которые делают человека личностью. И я когда-то умру…

Похоже, что только человеку присуще ощущение смерти. Но человеку присущ один странный парадокс, зная, что он смертен, человек, тем не менее, забывает, что он смертен. Именно поэтому древнеримская фраза Memento mori (Помни о смерти) стала крылатой, и стоило бы ее помнить каждому.

Но память человека чрезвычайно коротка, живет он так, как будто собирается жить вечно. Вспомнился отрывок из романа Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы»: «… Они не понимают жизни, -- думала она. -- Они живут так, как будто намерены жить вечно. Торчат в своих конторах и гнут спину за письменными столами. Можно подумать, что каждый из них -- Мафусаил вдвойне. Вот и весь их невеселый секрет. Они живут так, словно смерти не существует. И при этом ведут себя не как герои, а как торгаши! Они гонят мысль о быстротечности жизни, они прячут головы, как страусы, делая вид, будто обладают секретом бессмертия. Даже самые дряхлые старики пытаются обмануть друг друга, преумножая то, что уже давно превратило их в рабов, -- деньги и власть».

Да, это тренд современного человечества – не думать о смерти. Такой себе -  всеобщий экзистенциальный склероз.

Ты молодой, тебе есть к чему стремиться, вокруг тебя – мир возможностей, какая еще смерть, смерть будет когда-то, потом, не скоро. Смерть – это всегда происходит с другими, не с тобой. Да и медицина с генной инженерией движется вперед, авось можно будет продлить жизнь.

Но вот что сказал известный персонаж Михаила Булгакова, Воланд: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус».

Итак наша жизнь, выражаясь языком философа М. Хайдеггера - это бытие-к-смерти.

Смерть пугает своей таинственностью, непредсказуемостью. Не знаешь что от нее ожидать. Страшно даже не то, что будет после, а то, что будет во время. Многих пугает сам переход от жизни к смерти, и боль, которая может этот переход сопровождать.

Верующему человеку много проще, он верит, что физической смертью жизнь не прекращается, но она продолжается в вечности, правда, в христианстве есть один немаловажный нюанс – после смерти можно попасть в место не вполне желаемое.

Но даже и христианина, который верит в Бога, в личное спасение и вечную жизнь, порою посещает ужас от мысли о собственной, а особенно, чужой смерти. Иначе, почему христиане часто так горько плачут на похоронах своих близких? Они же ушли в лучший мир и там ждут нас, чего так сокрушаться-то? Разлука же временна.

Неужто не посещает нас шальная мысль, что, может, мы никогда этого человека не увидим? Неужто не возникает подобная крамольная мысль относительно себя, которая выползает откуда-то из недр бессознательного: а вдруг ничего там нет и не будет? Вдруг все закончится червяками? Вдруг с закрытием моих глаз больше ничего не будет? Никогда…

В этом и природа веры, несмотря на уверенность, в которую она перерастает, она всегда предполагает толику сомнений.

Скажите, какой христианин готов смотреть смерти в глаза? Не потупим ли мы все взор пред ее лицом? А разве многие готовы принять смерть за Христа или положить душу за друзей своих? За жизнь то все цепляемся, так или иначе. Слишком ценна она в наших глазах.

Помни о смерти! Например, как помнил Лев Николаевич Толстой, что явно видно из повести «Смерь Ивана Ильича» и рассказа «Записки сумасшедшего». Вот характерный отрывок:

«Да что это за глупость, — сказал я себе. — Чего я тоскую, чего боюсь». — «Меня, — неслышно отвечал голос смерти. — Я тут». Мороз подрал меня по коже. Да, смерти. Она придет, она вот она, а ее не должно быть. Если бы мне предстояла действительно смерть, я не мог испытывать того, что испытывал, тогда бы я боялся. А теперь и не боялся, а видел, чувствовал, что смерть наступает, и вместе с тем чувствовал, что ее не должно быть. Все существо мое чувствовало потребность, право на жизнь и вместе с тем совершающуюся смерть. И это внутреннее раздирание было ужасно».

«Помни о смерти!», должен говорить каждый себе и проживать каждый день как последний. Жить так, будто завтра предстоит суд. Жить так, будто никогда не увижу человека, которого обидел или не простил. Жить так, будто это последний шанс реабилитироваться перед Богом. Жить так, будто покаяние уже не будет возможно.

Российский писатель и историк Эдвард Радзинский назвал неизбежную смерть воистину божественной, так как она оставляет после себя невиданную перспективу, вот какова она: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец -- жизнь вечная. Ибо возмездие за грех -- смерть, а дар Божий -- жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:22-23).

И как было процитировано вначале, "не все мы умрем, но все изменимся". Физическая смерть не есть конец, но  начало - начало неведомого, нетленного, вечного. Для этого стоит жить, к этому стоит стремиться.

Помним о смерти - самом перспективном событии человеческого бытия, после которой начинается настоящее Бытие.

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 8637
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна