Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Гостеприимство - принятие и конфронтация



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





Если бы меня спросили, какое важное христианское качество я бы выделил среди прочих, я бы, недолго думая, ответил: гостеприимство. Все дело в том, что это качество вбирает в себя многие другие христианские добродетели, такие как любовь, сострадание, смирение, щедрость и бескорыстность.

Думаю, что многие из нас встречали категорию христиан, которые являются чрезвычайно гостеприимными людьми. Когда в любой момент ты можешь у такого человека обрести кров над головой. Который всегда примет в своих обителях пришельца издалека или пригласит на чай друзей. Такие люди всегда тебя накормят и напоят, постелют самую лучшую постель. В таких случаях ты действительно веришь, что всемирная церковь Христова - это одна семья.

Гостеприимные люди могут не нести какого-то важного служения в церкви, но своей открытостью, я убежден, ближе к Богу, чем многие штатные церковные проповедники. Доброта и открытость людям – более яркое свидетельство, чем тысячи слов сказанных за церковной кафедрой.

В студенческую бытность я однажды жил у одной церковной бабушки, которая не только не брала с меня денег за аренду комнаты, но и еще и кормила меня за свой счет. Естественно, что она всегда принимала у себя странников. Я я ей очень за это благодарен. Такое не забывается.

В наше время такая установка на гостеприимство стала огромной редкостью. Люди становятся все более закрытыми по отношению друг ко другу. К примеру, в Москве даже среди церковных общин не так просто будет найти человека, который готов будет принять приезжего.

Но гостеприимство не ограничивается только лишь принятием гостей у себя дома. Что, если у меня самого нет жилья? Если я сам являюсь арендатором комнаты или квартиры? Как я могу проявить гостеприимство? Но гостеприимство заключается еще и в том, что я готов впускать людей в обители своего сердца. Особенно это важно в наше время, когда люди обосабливаются друг от друга.

Не так давно прочитал замечательную книгу Генри Нувена «Постижение. Три ступени духовной жизни», вышедшую в издательстве Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ). Гостеприимство становится одним из центральных понятий этой книги.

По мнению автора, одна из ступеней духовной жизни предполагает переход от враждебного отношения к людям к гостеприимству, в том числе речь идет о внутреннем гостеприимстве, когда мы готовы вмещать людей в своем сердце.

Вмещать другого – так важно, но это и так трудно.

Вот на гостеприимстве нашего сердца хочется заострить внимание. Какие нужны условия для гостеприимства?

Одно из важных условий – это уютная обитель.

Давайте снова возьмем пример из жизни. Многие не готовы принять гостей по той простой причине, что дом не готов к их приему. Не убрана гостиная, непорядок на кухне, не идеально вычищена уборная… Человеку, в первую очередь, самому должно быть уютно в своем доме. Иными словами, мы должны быть дома у себя дома: «Подлинный хозяин - тот, кто предлагает такое место, где не нужно бояться, где мы можем услышать свое сердце и осознать свое призвание. Но чтобы стать таким хозяином, наш дом должен стать домом для нас самих» (Генри Нувен «Постижение. Три ступени духовной жизни, с. 86)

Но уют в доме не означает идеального порядка, ремонта по последнему «писку моды», и, тем более, какой-то роскоши. Часто важна искренность в простоте. Пусть для гостя накроют не самый богатый стол и постелют не самую роскошную постель, но все равно гость получит лучшее, что есть в доме. Важно отношение. Это как две лепты бедной вдовы. Да и уют не сводится к достатку.

Есть, конечно, перфекционисты, которые говорят приблизительно так: пока у меня дома не будет все идеально, не будет всё блестеть, пока я не буду в состоянии приготовить пять салатов и испечь шикарный торт, я не приму гостей. И такой человек принимает гостей «раз в тысячу лет». Это никакое не гостеприимство

Говоря о гостеприимстве нашего сердца мы должны сделать его и его уютным для нас самих. Но это никак не означает, что нужно ждать, пока мы приведем его в идеальное состояние. Так можно ждать вечность. Гостеприимный человек – тот человек, который всегда поддерживает минимальный порядок в сердце и готов принять гостя в любой момент, когда гостю будет удобно, а не ему самому.

Гостеприимный человек – это мудрый и терпимый человек, который умеет слушать других и не пытается навязать свою точку зрения.

Вот что пишет по этому поводу Генри Нувен: «Гостеприимство в первую очередь означает создание некоего свободного пространства, куда незнакомец может войти и стать из врага другом. Принять человека как гостя не значит изменить его, но значит предоставить ему место, где возможны изменения. Радушие не предполагает перетягивания человека на свою сторону – мы предлагаем ему свободу. Принимая человека, мы не загоняем его в угол, не оставляя ему выбора; напротив, мы открываем для него все горизонты, давая возможность самому сделать выбор и принять решение. Радушие вовсе не означает запугивающего назидания, когда в ход идут полезные книги, поучительные истории и добрые дела. Наоборот, гостеприимство несет освобождение сердцам, исполненным страха. Тогда все сказанные слова, попадая на благодатную почву, приносят обильные плоды. Сердечно встречая человека, мы не будем навязывать ему собственные представления о жизни и Боге как единственно правильные, но откроем перед ним возможность самому найти свой путь и своего Бога. Парадокс гостеприимства в том, что оно стремится к созданию пустоты – но не той, что пугает, а той, что радует душу… Гостеприимство – это не замаскированная попытка навязать свой стиль жизни, а предоставление свободы для поиска собственного стиля» (там же с. 57)

Стремление навязать другому свою точку зрения очень свойственно христианам, но «человек – не гайка, которую можно раскрутить, правильно подобрав инструмент. Внимательное слушание в первую очередь подразумевает подлинное присутствие говорящего и слушающего друг для друга. В этом проявляется высшая форма гостеприимства» (там же с. 79).

Таким образом, важной добродетелью христианина будет умение слушать и слышать другого человека.

По мнению Генри Нувена, подлинное принятие другого состоит в том, что вводя незнакомца в свой мир, мы позволяем ему войти со своим багажом.

С другой стороны, не стоит и впадать в крайность. В отношениях с людьми, при принятии гостей, не нужно забывать и о собственной идентичности. Плох тот хозяин, который перекрашивает стены и переделывает интерьер в угоду каждого из гостей. Нельзя быть толерантным абсолютно во всем. Собственное лицо всегда нужно сохранять. Система ценностей ни в коем случае не должна разрушаться.

И вот что по этому поводу пишет автор далее:

«Однако принятие – лишь одна сторона гостеприимства. Другая, не менее важная, - это конфронтация. Принятие незнакомца вовсе не означает, что сами мы превращаемся в некие безликие и бесформенные фигуры. Подлинное гостеприимство предполагает и определенное столкновение, поскольку встречаются два разных мира. Только пространство с хорошо очерченными границами может быть надежным местом, и такими границами в данном случае служат рамки нашей собственной системы ценностей… Гостеприимство не в том, чтобы отдать свой дом гостям и позволить им делать там все, что заблагорассудится. Оставленное жилище – не гостеприимная обитель, а скорее «дом с привидениями», в котором крайне не уютно… Если мы хотим проявить подлинное гостеприимство, то там нужно не только принять гостей, но и встретить их в полном облачении. Мы должны не прятаться за неопределенностью и двусмысленностью, но ясно и четко явить свои принципы, взгляды и образ жизни. Настоящий диалог между «кем-то» и «никем» не возможен» (там же с. 83).

Итак, подлинное христианство – это гостеприимство здесь и сейчас;
Это гостеприимство во всех смыслах – материальное и духовное;
Это постоянное поддержание порядка в собственном сердце и его открытость другим;
Это общение на равных, без тени высокомерия;
Это умение слушать, слышать и внимать;
Это простота и естественность в отношении с людьми
;
Это способность вмещать другого человека таким, какой он есть.
Это сохранение собственной идентичности, когда уважая чужую точку зрения и умея ее выслушивать, я не отказываюсь от своего мировоззрения.


Это все касается как общения с единоверцами, так и нецерковными людьми.
Нужно уметь благовествовать так, чтобы проповедь не превращалась в агитацию. Нам стоит проповедовать таким образом, чтобы слова имели лишь прикладной характер. Умение и желание принимать гостей как раз самый лучший повод для самой красноречивой проповеди.
Только большое открытое сердце, которое не молчит, но действует, сможет указать другим на Христа.



Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 3906
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна