Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Как страдал Власть Имеющий



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко





Многие наверняка знают, что в протестантской среде преобладает индуктивный подход в изучении Писания, который особенно активно используется в групповом изучении Библии. Суть этого метода состоит в том, что читая тексты Писания, читатели скрупулезно разбирают стих за стихом обращая внимание на детали, а потом уже из этих деталей делаются общие выводы. Делается акцент на отдельных высказываниях, действиях, описаниях и совершается попытка их понять до обращения к контексту.

Этот подход полезен, удобен и интересен особенно для людей, обращающихся в христианство, которые к Писанию только прикасаются, чье сознание еще не заполнено теми или иными доктринами. Нужно сказать, что к первоисточнику обращаются практически на всех гуманитарных факультетах, а уже потом к критической литературе. Только тогда у человека может возникнуть свое собственное мнение, ничем не ангажированное. Если мы говорим, что Библия – это Слово Божье и исповедуем принцип «Только Писание», то должна произойти встреча человека со Словом Божьим один на один без посредников – будь то люди или система идей. А вот на последующих этапах мы можем смотреть на текст, уже исходя из определенных предпосылок.

Не так давно с молодежью мы прошли Евангелие от Марка, старались обращать внимание и на детали, но и пытались понять почему евангелист акцентирует внимание на том или ином, что мы можем взять для себя и применить в современной жизни. Каждое действие Христа мы рассматривали как Евангелие в самом широком смысле, которое обращено к нам, людям 21 века.

И вот на днях мне попалась в руки книга греческого богослова Димитрия Тракателлиста «Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка», которая вышла в издательстве ББИ.

В этой книге автор использует дедуктивный подход к изучению Евангелия, когда на текст смотрят уже под определенным углом зрения. Он предлагает читать евангелиста Марка сквозь призму диалектики власти и страданий Христа, которая указывает как на Его Божественность и человечность, так и на особую миссию. Вот что пишет автор: «Великое достижение Марка и отраженной в Его Евангелии традиции состоит в том, что Христос одновременно показан могущественным Богом и страдающим человеком. Эти две христологические реальности сосуществуют во всей полноте и ясности от начала и до конца евангельского текста, давая о себе знать целым рядом зримых, ощутимых и непосредственных фактов» (Димитрий Тракателлис «Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка», с. 206)

Детально рассматривая главу за главой Д. Тракателлис указывает на те отрывки, где Христос действует и говорит как власть имеющий и на те, которые указывают на страсти Христовы. И здесь имеются в виду не только Его пророчества о собственных страданиях и смерти, но и Его сокрушения по поводу неверия соотечественников, слабости учеников, даже самых близких, которые не понимали Его миссии и часто огорчали его своими неуклюжими действиями.

Жизнь Христа – это свидетельство огромного смирения Бога. Власть Имеющий чрезвычайным образом ограничивает свою безграничную власть. Как известно, Он был искушаем сатаной в том числе самой же властью. Ведь мог же овладеть всем миром...


Сила и могущество Христа проявлялась во многом:

  • Власть над злыми и нечистыми духами;
  • Власть над силами природы;
  • Власть над болезнями;
  • Власть над грехом;
  • Власть над смертью;
  • Власть над общепринятыми религиозными нормами;
  • Власть над общепринятыми нравственными предписаниями;
  • Власть наделять всеми атрибутами своей власти других, в данном случае – учеников;
  • Власть предсказывать будущее

Так вот, имея такие безграничные сверхчеловеческие возможности, Христос принимает страдания, терпит поношения и унижения. Думаете, Христу не хотелось жить? Думаете у Него не было колебаний? Думаете Ему не хотелось прекратить это одним разом?

Вчера с супругой смотрели спектакль «Палата No 6» по Чехову. Так вот, когда между доктором и пациентом завязался спор по поводу страданий человеческих, пациент сказал: «А Христа взять? Христос отвечал на действительность тем, что плакал, улыбался, печалился, гневался, даже тосковал; он не с улыбкой шел навстречу страданиям и не презирал смерть, а молился в саду Гефсиманском, чтобы его миновала чаша сия». 
Это очень точные слова, указывающие на человеческую сторону Христа. Ничто человеческое Сыну Человеческому было не чуждо.

­­А вот что указывает на Страсти Христа:

  • Враждебное отношение к Иисусу религиозных элит того времени – первосвященников, книжников, фарисеев, саддукеев, старейшин и прочих лидеров и учителей народа. Это вызывало во Христе горечь и гнев;
  • Слабости и провалы учеников (неверие, непонимание Его миссии, споры друг с другом, отречение Петра, отсутствие поддержки в Гефсимании, бегство, предательство Иуды и мн. др.);
  • Непринятие Иисуса жителями его родного Назарета, когда Он дивился их неверию и не мог совершить ни одного чуда;
  • Телесные и духовные мучения Христа до и после ареста, унижение, насмешки;
  • Ощущение Богооставленности на кресте;
  • Сама физическая смерь

Но все, о чем мы говорили, не имело бы ровно никакого смысла, если бы не окончательное проявление власти Христа – власти над собственной смертью. Своим воскресением Христос доказал, что Он был подлинным Богом и что все было не напрасно.

Так вот, евангелист Марк, в свойственной ему лаконичной манере и демонстрирует две природы Христа:
«Описывая различные эпизоды земной жизни Христа, Марк постоянно старается не упускать из виду ни Его Божественную, ни Его человеческую природу. Следует отметить, однако, что созданные евангелистом христологические образы – это, по преимуществу, именно образы, а не разработанные богословские идеи и концецции, каковыми они становятся лишь в процессе интерпретации» (Димитрий Тракателлис, там же, с. 206).

Читая Евангелие от Марка, стоит обращать внимание на детали, и очень полезно расставлять акценты. Чрезвычайно интересно его читать сквозь увеличительное стекло понимания природы Христа и Его миссии. Тогда становится важно каждое действие и каждое слово Иисуса:
«Иисус ходит и действует, разговаривает и исцеляет; Он крестится и преображается; Его отвергают, предают и распинают. Эти действия, слова и страдания – череда фактов, которые открывают, описывают и изображают Иисуса как подлинно Бога и подлинно человека. У Марка все начинается с образов божественной силы/власти и образов страданий, но постепенно из них создается единый Образ – Христос в Его божественной и человеческой природе. От первого стиха Евангелия до последнего Марк тесно переплетает проявление двух природ Христа в единую неразрывную ткань» (там же).
Очень интересно читать описания евангелиста, когда мы видим во Христе такое понятное нам человеческое, и такое таинственное и загадочное – божественное. И обе этих стороны у Марка сбалансированы:
«Нет никаких перекосов в сторону какой-либо одной из двух христологических линий, никакого доминирования любой из них. Сила и власть не становятся легким торжеством, а Страсти не превращаются в безысходный пессимизм. Вместе с тем, евангелист не дает объяснений относительно того, как именно сосуществуют эти христологические концепции, как именно Иисус может быть одновременно и Богом и человеком. Марк просто описывает реальные и яркие проявления этих природ в событиях, словах и делах. Великое достижение Марка и отраженной в Его Евангелии традиции состоит в том, что Христос одновременно показан могущественным Богом и страдающим человеком. Эти две христологические реальности сосуществуют во всей полноте и ясности от начала и до конца евангельского текста, давая о себе знать целым рядом зримых, ощутимых и непосредственных фактов» (там же, с. 206).

Слово Божье живо действенно, потому что в нем присутствует воплощенный Логос - Бог и человек Иисус Христос. Христос жив и сейчас, Он разговаривает с нами на страницах Писания. Он так близок нам, потому что был человеком, но так непостижим и непредсказуем, потому что был и остается Богом. Понимаем ли мы Его сегодня? Или как ученики нам только кажется что понимаем? Живы и актуальны слова и дела Христа для нас сегодня или они остались только в прошлом, застыв в тексте?

Книга Димитрия Тракателлиса помогла мне по-новому взглянуть на Евангелие от Марка, хотя ничего нового, по-сути, автор не сказал и не открыл.

Но в том и сила Христа и Его Слова, что мы открываем Его для себя каждый раз по-разному и в этом нам помогают другие люди. Христос открывается нам также через наши совместные собрания, через совместное и личное изучение Слова и через многие другие книги, которые обращены ко Христу.

Это свидетельствует о динамике Слова Божьего и его актуальности на все времена.


Андрей Рябенко,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 6414
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна