| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн) |
||
РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Как страдал Власть Имеющий
"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко
Многие наверняка знают, что в протестантской среде преобладает индуктивный подход в изучении Писания, который особенно активно используется в групповом изучении Библии. Суть этого метода состоит в том, что читая тексты Писания, читатели скрупулезно разбирают стих за стихом обращая внимание на детали, а потом уже из этих деталей делаются общие выводы. Делается акцент на отдельных высказываниях, действиях, описаниях и совершается попытка их понять до обращения к контексту. Этот подход полезен, удобен и интересен особенно для людей, обращающихся в христианство, которые к Писанию только прикасаются, чье сознание еще не заполнено теми или иными доктринами. Нужно сказать, что к первоисточнику обращаются практически на всех гуманитарных факультетах, а уже потом к критической литературе. Только тогда у человека может возникнуть свое собственное мнение, ничем не ангажированное. Если мы говорим, что Библия – это Слово Божье и исповедуем принцип «Только Писание», то должна произойти встреча человека со Словом Божьим один на один без посредников – будь то люди или система идей. А вот на последующих этапах мы можем смотреть на текст, уже исходя из определенных предпосылок. Не так давно с молодежью мы прошли Евангелие от Марка, старались обращать внимание и на детали, но и пытались понять почему евангелист акцентирует внимание на том или ином, что мы можем взять для себя и применить в современной жизни. Каждое действие Христа мы рассматривали как Евангелие в самом широком смысле, которое обращено к нам, людям 21 века. И вот на днях мне попалась в руки книга греческого богослова Димитрия Тракателлиста «Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка», которая вышла в издательстве ББИ. В этой книге автор использует дедуктивный подход к изучению Евангелия, когда на текст смотрят уже под определенным углом зрения. Он предлагает читать евангелиста Марка сквозь призму диалектики власти и страданий Христа, которая указывает как на Его Божественность и человечность, так и на особую миссию. Вот что пишет автор: «Великое достижение Марка и отраженной в Его Евангелии традиции состоит в том, что Христос одновременно показан могущественным Богом и страдающим человеком. Эти две христологические реальности сосуществуют во всей полноте и ясности от начала и до конца евангельского текста, давая о себе знать целым рядом зримых, ощутимых и непосредственных фактов» (Димитрий Тракателлис «Власть и страдание. Христологические аспекты Евангелия от Марка», с. 206)Детально рассматривая главу за главой Д. Тракателлис указывает на те отрывки, где Христос действует и говорит как власть имеющий и на те, которые указывают на страсти Христовы. И здесь имеются в виду не только Его пророчества о собственных страданиях и смерти, но и Его сокрушения по поводу неверия соотечественников, слабости учеников, даже самых близких, которые не понимали Его миссии и часто огорчали его своими неуклюжими действиями. Жизнь Христа – это свидетельство огромного смирения Бога. Власть Имеющий чрезвычайным образом ограничивает свою безграничную власть. Как известно, Он был искушаем сатаной в том числе самой же властью. Ведь мог же овладеть всем миром...
Сила и могущество Христа проявлялась во многом:
Так вот, имея такие безграничные сверхчеловеческие возможности, Христос принимает страдания, терпит поношения и унижения. Думаете, Христу не хотелось жить? Думаете у Него не было колебаний? Думаете Ему не хотелось прекратить это одним разом? Вчера с супругой смотрели спектакль «Палата No 6» по Чехову. Так вот, когда между доктором и пациентом завязался спор по поводу страданий человеческих, пациент сказал: «А Христа взять? Христос отвечал на действительность тем, что плакал, улыбался, печалился, гневался, даже тосковал; он не с улыбкой шел навстречу страданиям и не презирал смерть, а молился в саду Гефсиманском, чтобы его миновала чаша сия».Это очень точные слова, указывающие на человеческую сторону Христа. Ничто человеческое Сыну Человеческому было не чуждо. А вот что указывает на Страсти Христа:
Но все, о чем мы говорили, не имело бы ровно никакого смысла, если бы не окончательное проявление власти Христа – власти над собственной смертью. Своим воскресением Христос доказал, что Он был подлинным Богом и что все было не напрасно. Так вот, евангелист Марк, в свойственной ему лаконичной манере и демонстрирует две природы Христа:«Описывая различные эпизоды земной жизни Христа, Марк постоянно старается не упускать из виду ни Его Божественную, ни Его человеческую природу. Следует отметить, однако, что созданные евангелистом христологические образы – это, по преимуществу, именно образы, а не разработанные богословские идеи и концецции, каковыми они становятся лишь в процессе интерпретации» (Димитрий Тракателлис, там же, с. 206). Читая Евангелие от Марка, стоит обращать внимание на детали, и очень полезно расставлять акценты. Чрезвычайно интересно его читать сквозь увеличительное стекло понимания природы Христа и Его миссии. Тогда становится важно каждое действие и каждое слово Иисуса: «Иисус ходит и действует, разговаривает и исцеляет; Он крестится и преображается; Его отвергают, предают и распинают. Эти действия, слова и страдания – череда фактов, которые открывают, описывают и изображают Иисуса как подлинно Бога и подлинно человека. У Марка все начинается с образов божественной силы/власти и образов страданий, но постепенно из них создается единый Образ – Христос в Его божественной и человеческой природе. От первого стиха Евангелия до последнего Марк тесно переплетает проявление двух природ Христа в единую неразрывную ткань» (там же). Очень интересно читать описания евангелиста, когда мы видим во Христе такое понятное нам человеческое, и такое таинственное и загадочное – божественное. И обе этих стороны у Марка сбалансированы: «Нет никаких перекосов в сторону какой-либо одной из двух христологических линий, никакого доминирования любой из них. Сила и власть не становятся легким торжеством, а Страсти не превращаются в безысходный пессимизм. Вместе с тем, евангелист не дает объяснений относительно того, как именно сосуществуют эти христологические концепции, как именно Иисус может быть одновременно и Богом и человеком. Марк просто описывает реальные и яркие проявления этих природ в событиях, словах и делах. Великое достижение Марка и отраженной в Его Евангелии традиции состоит в том, что Христос одновременно показан могущественным Богом и страдающим человеком. Эти две христологические реальности сосуществуют во всей полноте и ясности от начала и до конца евангельского текста, давая о себе знать целым рядом зримых, ощутимых и непосредственных фактов» (там же, с. 206). Слово Божье живо действенно, потому что в нем присутствует воплощенный Логос - Бог и человек Иисус Христос. Христос жив и сейчас, Он разговаривает с нами на страницах Писания. Он так близок нам, потому что был человеком, но так непостижим и непредсказуем, потому что был и остается Богом. Понимаем ли мы Его сегодня? Или как ученики нам только кажется что понимаем? Живы и актуальны слова и дела Христа для нас сегодня или они остались только в прошлом, застыв в тексте? Книга Димитрия Тракателлиса помогла мне по-новому взглянуть на Евангелие от Марка, хотя ничего нового, по-сути, автор не сказал и не открыл. Но в том и сила Христа и Его Слова, что мы открываем Его для себя каждый раз по-разному и в этом нам помогают другие люди. Христос открывается нам также через наши совместные собрания, через совместное и личное изучение Слова и через многие другие книги, которые обращены ко Христу.
Это свидетельствует о динамике Слова Божьего и его актуальности на все времена. Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф Предыдущие статьи автора:
Количество просмотров 6414
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |