Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Учителя, ведущие вперед

"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко


См. предыдущую статью: Учителя ведущие в никуда

В одной из Интернет-дискуссий была высказана мысль, что в своей предыдущей статье я умаляю роль наставников и пасторов, призывая не считаться с мнением старших братьев, и, фактически, отрицаю традиции.

Этот вывод весьма странен, так как я критикую не сам принцип наставничества, а определенную его методологию, которая, на мой взгляд, безнадежно устарела. Я ни разу не сказал о том, что нам не нужно брать пример с наших наставников, просто существуют наставники, с которых пример брать не хочется, ибо они слишком много на себя берут, не желают развиваться, и которым недостает смирения. Я просто противопоставляю словосочетания «брать пример» и «копировать», «ровняться» и «слепо подражать», «учить» и «навязывать».

Слова апостола Павла «подражайте мне как я Христу» несколько о другом, да и кто может взять на себя дерзновение произнести такую же фразу? Но апостол Павел, если кто не забыл, также говорил «бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (тоже нужно подражать, да?). Но можно задать еще один вопрос: разве можем мы сказать, что в Тимофее Павел создал копию самого себя? Апостол очень многое тому доверял, давая возможность принимать самостоятельные решения. Да, Тимофей служил Павлу как отцу, но служение отцам далеко не означает копирования всего, что те делают. Есть мнение, что Тимофей был соавтором некоторых посланий своего учителя. Как бы там ни было, мы в Тимофее видим самостоятельного ученика.

Кто-то не согласен со мной, что Христос не оставил после себя стройной доктринальной теории. Но я продолжаю на этом настаивать - действительно Христос не оставил после себя стройной доктринальной теории. Один из читателей недоуменно спрашивает: «Как! Разве нас не объединяет Христос и Его Учение?!» Конечно, объединяет. Только под «учением Христа» следует понимать Евангелие Христа (Его жизнь, Его Слово, Его смерть и воскресение), пропущенное через сознание апостолов и евангелистов. Доктрины – это уже работа, которая была проделана, в первую очередь, апостолом Павлом. Именно он разработал первую богословскую систему. Но дело не ограничилось и апостолом Павлом, как известно многие догматы были приняты уже на Вселенских соборах, ну и многие богословы, на протяжении истории, уточняли многие положения уже самого апостола Павла. Христианское богословие всегда развивалось и продолжает развиваться. А разве не сформулировали новые доктрины Лютер и Кальвин? Это все и называют «учением Христа». Если кто-то считает, что «учение Христа» было сформулировано непосредственно самим Христом, то пусть ответит на вопрос: кто из соратников Христа (при Его жизни) понимал доктрину искупления, как мы ее понимаем сегодня? А ведь в этом, фактически, заключается вся суть христианства.

Конечно принцип наставничества никто не отменял, более того, считаю, что этот принцип мы все больше утрачиваем, что плохо. И, конечно же, необходимо обращаться к нашим старцам. Опыт отцов неоценим, они прошли нелегкий путь. Нам остро необходимо знать наших героев, нужно знать нашу историю и помнить пройденную дорогу. Стоит уважать и традиции. Но все дело в том, что и у старцев часто встречаются разные позиции по тем или иным вопросам, у них разный опыт, разное образование, и, соответственно, разное отношение к современности. Почему кто-то будто бы застрял в советском прошлом, продолжая петь минорные песни, закрываясь от общества, выстраивая церковную общину тоталитарного типа, а кто-то, из того же самого поколения старцев, предоставляет своим ученикам свободу действия, пытается понимать современность?

Но дело не в возрасте, а в мере гибкости, есть множество служителей нового поколения с точно таким же тоталитарным подходом. А как раз в гибкости и состоит мудрость. Я еще не видел, чтобы радикальная категоричность приводила бы к позитивным плодам. Обычно, радикализм не созидает, а разрушает отношения. По какому-то странному недоразумению, люди думают, что могут угодить Богу, систематически портя отношения с людьми. Типа: я так люблю Бога, что мне плевать на мнения других. Радикал может рассчитывать только на локальный пространственно-временной успех в деле благовестия, но никогда он не сможет достичь максимально широкого круга людей. Только гибкость может позволить нам строить церкви, которые будут состоять из людей совершенно разных слоев. А то у нас так и будут "молодежные", "субкультурные", "тюремные", "этнические", "интеллигентские" (с этим, правда, туже всего), ну и, конечно же, - "церкви для бабушек".  Но церковь должна церковью для всех.

Приведу в пример львовскую общину, которую я много лет посещал и в которой нес служение. Это очень интересный опыт сосушествования в одной общине двух антагонистических слоев - так называемого тюремного братства (реабилитанты) и представителей молодежных субкультур (панки, эмо, рэперы). Ясное дело, что оба лагеря на дух друг друга не переносили. У них был полярный взгляд как на формы поклонения, так и на внешний вид. Довольно таки радикальный консверватизм вступал к конфоронтацию с радикальным новаторством. Только мудрость и гибкость пресвитера (к слову сказать - представителя зрелого поколения служителей) позволила эти двум группам, пусть и худо-бедно, но сосуществовать. Пресвитер дал каждой группе относительную свободу действия, каждая из которых заняла свою нишу в служении. Со временем, оба лагеря стали более терпимым - неформалы стали надевать более классическую одежду, а тюремным братьям стало свойственным более прогрессивное мышление. Без гибкости церковного лидера, общину сохранить в том виде, как сейчас, точно не удалось бы.  Кстати говоря, в этой же общине мирно сосушествуют сторонники кальвинистского и арминианского богословия.

Итак, учителя, ведущие вперед - это смиренные учителя, которые умеют слушать, а не только говорить; которым не свойственна самонадеянность; которые с уважением относятся к своим ученикам и почитают их за равных, несмотря на возможную разницу в опыте и возрасте (элементарное уважительное обращение на «Вы» выгодно отличает такого учителя); которые выстраивают субъект-субъектные, а не субъект-объектные отношения; которые не считают что есть "их собственное мнение" и "неправильное"; которые не категоричны во второстепенных вопросах; которые не навязывают своего мнения; которые отвечают на вызовы современности, не замыкаясь в церковных стенах, но и не растворяясь в светскости; которые с пониманием относятся к разнице культур и не ввязываются в бессмысленные споры о вкусах; которые создают команду не ходящих строем лояльных ребятишек, а команду ярких индивидуальностей; которые, пусть и не имеют образования, но все же развиваются и не стоят на месте. Двигаться хочется с теми, кто движется. Кто чувствует веяние времен и оказывается в нужное время в нужном месте. Именно такие люди вершат историю. И именно таким был Христос.

 
Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:



Количество просмотров 2207
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна