Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Читая Дитриха Бонхёффера ч. 2. Дуализм в этике

Около месяца назад, наш портал запустил новую рубрику «Читая Дитриха Бонхёффера», в которой наш публицист Андрей Рябенко делится своими размышлениями над книгой Дитриха Бонхёффера "Этика" - вышедшей недавно в издательстве ББИ. 
Предлагаем Вашему вниманию продолжение размышлений. 





Дуализм в этике

В христианстве преобладает онтологический и гносеологический дуализм, что нашло свое отображение и в этике. Это привычное нам деление мира на материальный и духовный, где свет борется с тьмой, церковное со светским, Царство Небесное с миром сим, разум с сердцем, а душа с плотью. Блаженный Августин говорил, что мы проживаем в двух городах – Граде Божьем и Граде Земном. Человеку следует определиться, гражданином какого он желает быть.

В своей «Этике» Дитрих Бонхёффер решительно выступает против этих разделений, говоря, что мы имеем дело с целостной реальностью, которая вся принадлежит Богу. По его мнению, церковь не должна ограничиваться стенами храма или количеством ее членов. Церковь должна подчинить себе мир силой победы Христа. Достаточно смелое утверждение, не так ли? Судите сами: 
«… Не существует двух действительностей, но только одна действительность, это ставшая явленной во Христе божественная действительность в действительности мира. Действительность Христа содержит в себе действительность мира. Мир не обладает собственной, независимой от откровения Бога во Христе действительностью. Стремясь существовать «по-христиански», без того, чтобы существовать «по-мирски», или стремясь существовать мирским способом, не замечая и не познавая мир во Христе, мы искажаем откровение Бога в Иисусе Христе...». И еще: «...Мир, который, существуя для себя, отрицает закон Христов, впадает в бессвязность и произвол. Христианство, которое лишается мира, впадает в неестествен­ное, неразумное высокомерие и произвол»[1].

Кажется, мы часто сталкиваемся с высокомерием христиан, когда они делят мир на своих и чужих, называют всех прочих неверующими. Все прочие, в свою очередь, в долгу не остаются и называют тех сектантами. Какой же должна быть позиция церкви, в данном случае? Какова ее природа и миссия? Должна ли она противостоять миру?
«…церковь Иисуса Христа есть то место — пространство — в мире, где свидетельствуется и возвещается владыче­ство Иисуса Христа над всем миром. Это пространство церкви не существует для самого себя, но всегда выходит за свои соб­ственные пределы, поскольку оно не сводится к пространству культового объединения … Церковь — это то место, где всерьез принято и засвидетельство­вано, что во Христе Бог примирил с собой мир, что Бог так возлюбил мир, что отдал ему своего собственного сына. Про­странство церкви существует не для того, чтобы оспаривать у мира часть его пространства, но чтобы свидетельствовать перед миром о том, что он остается миром, причем миром, воз­любленным Богом и примиренным с Ним… Церковь только потому и может защищать свое собственное пространство, что она сражается не за него, а за спасение мира. В противном случае церковь сводится к «ре­лигиозному сообществу», которое борется за свои интересы и перестает при этом быть церковью Бога в мире»[2].

Многие христиане искренне полагают, что мир принадлежит дьяволу (тот по всей видимости, несказанно рад такому доверию к нему со стороны детей Божьих). По мнению Дитриха Бонхёффера, это заблуждение. Он называет дьявола абсолютно голым королем, временным самозванцем. Более того, даже он служит воле Божьей, как это говорил Мефистофель у Гёте: «…часть силы той, что без числа, творит добро, всему желая зла». Таким образом про­странство дьявола всегда остается под пятой Иисуса Христа…. Но поскольку «злой мир» — это именно тот мир, который примирен с Богом во Христе, он обретает свою последнюю и подлинную действительность не в дьяволе, но во Христе. Не зря писал апостол Павел в послании к Колоссянам о победе Христа над начальствами и властями: «властно подверг их позору, восторжествовав над ними собою» (Колоссянам 2:15). В чем тогда победа Христа, если мир Им не был покорен, если князем мира сего продолжает оставаться дьявол?

«Мир не поделен на части между Христом и дьяволом, это целост­ный мир Христов, знает об этом сам мир или нет»[3]. Более того, того, кто умалят роль Христа,  Бонхёффер предлагает назвать неверующим: «Только неверующим можно назвать того, кто — не­сомненно, из лучших педагогических побуждений, имеющих однако, легкий привкус клерикализма, — хочет дать миру что-то меньшее, чем Христос. Здесь перестают воспринимать все­рьез воплощение, крестную смерть и телесное воскресение, отвергают тело Христово»[4].

И действительно, в чем тогда заключается торжество Христа, если его реальность ограничена малым количеством христианских церквей, которые, ко всему прочему, теряют свое былое влияние? В мире сем мы должны чувствовать себя как дома. Царство Небесное в нас пребывает, и пребывает оно здесь и сейчас. Но не утопия ли это? – спросит нас дотошный читатель, и будет прав. Что общего у света с тьмой? Не имеет ли такое христианство перспективу растворится в мирском? Что такое «культурное христианство», думаю, все мы прекрасно знаем. Царство Божье на земле не состоялось и ничто не предвещает, что в ближайшее время это случится. Как в беззаконном мире чувствовать себя хозяином, а не гостем? Как сохранить свое христианское лицо, не отгораживаясь от мира железобетонными стенами? Это с одной стороны, с другой стороны, не рискуем ли мы впасть в универсализм, посчитав, что Христос спас весь мир и никто не погибнет?

Наверное, все это трудно вместить, но, по-моему, именно сейчас, как никогда, нам всем нужно избавляться от изоляционного мышления. Нужно жить в мире не выстраивая бронированных  стен. Нужно жить в мире, будучи свободным от того, что в мире. К слову сказать, многие дуалисты очень неплохо приспосабливаются к жизни в этом мире, выстраивают карьеры и живут далеко не плохо, пользуясь всеми благами цивилизации. И в то же время, делят реальность на церковную и мирскую. Так может стоит нам быть просто честными? Может, стоит делать наши церкви открытыми миру. Может, стоит учиться говорить с этим миром на языке этого мира? 
Это непростой путь, но никто и не обещал нам легкой жизни. Христос, если кто не помнит, ел и пил с мытарями и грешниками, а не с духовной элитой того времени, и говорил, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. И не растворился в мирском. Миссия каждого христианина – являть Христа на всяком месте, тем самым облагораживая всякое место. И нет на земле ни одного клочка, который недостоин был бы Христа. Вот за эти клочки и боремся.


[1] Дитрих Бонхёффер «Этика» М.: ББИ, 2012, с. 34
[2] Дитрих Бонхёффер «Этика» М.: ББИ, 2012, с. 35
[3] Дитрих Бонхёффер «Этика» М.: ББИ, 2012, с. 39
[4] Дитрих Бонхёффер «Этика» М.: ББИ, 2012, с. 41



Андрей Рябенко,
специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Количество просмотров 3232
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна