Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Слово о патриотизме

 



"Рыбный четверг"
- христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко




"Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи
о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества"
В. А. Сухомлинский

В одном из недавних эфиров мы с Денисом Гостевым рассуждали на тему патриотизма. Должен ли христианин быть патриотом? Если да, то каковы границы патриотизма? Если нет, то несем ли мы хоть какую-то ответственность за то, что происходит в нашей стране? Одни вопросы тянут за собой множество других.

И вот мы стали определяться в понятиях, а это самое непростое дело. У нас часто патриотизм путают с национализмом, а русский патриотизм с государственничеством и имперством. Типа русский патриот – завсегда великодержавный шовинист.

Договориться по поводу дефиниций весьма сложно. Очень трудно определить границы патриотизма. Один человек скажет, что за Родину нужно быть готовым отдать жизнь, другой же ограничится лишь словесными одами, посвященными Отечеству и на большее можно не рассчитывать. Один под патриотизмом будет понимать обращение к корням, а другой, напротив, к отказу от сомнительного прошлого ради светлого будущего.. А еще трудно разграничить такие понятия как Родина, Страна, Государство. Но в эту тему мы углубляться все же не будем.

Я попробую сузить понятие патриотизма. Предлагаю рассматривать его как любовь к стране, в которой мы живем, которая проявляется в том, что мы интересуемся и любим нашу культуру, любим и уважаем наших соотечественников (действенной любовью), считаем себя частью истории нашей страны, болеем за будущее, занимаем определенную гражданскую позицию, и не стремимся найти для себя более подходящее государство.

Если обращаться к Писанию, то, на первый взгляд, ничего такого, что нужно испытывать особо пламенные чувства к земному отечеству, там не сказано. Казалось бы, нет оснований для патриотизма. Но давайте копнем глубже. Да, прямых указаний в Библии нет. Но, как мне кажется, пример Израиля показывает нам, как важна включенность человека в жизнь собственного народа. Практически все герои Библии занимают активную общественную позицию.

Да, во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но есть Израиль и Греция, и каждое из этих государств стремится отстаивать свои национальные интересы. А в этих государствах живут реальные и живые люди, которые называют себя евреями и греками. Национальное чувство довольно эгоистично, но это коллективный эгоизм, и, как мне кажется, он несколько выше эгоизма личностного. Как мы уже однажды говорили, определенная доля здравого эгоизма должна быть присуща каждому христианину, ведь ему нужно заботиться о спасении собственной души. Тоже самое касается и эгоизма национального. Более того, национальное чувство дает возможность выходить за свои собственные пределы, проявляя любовь к ближнему.

Таким образом, Родину мы должны любить исходя из принципа христианской любви, потому что Родина, в первую очередь, состоит из живых людей, моих ближних. Странно не любить свою семью, пусть ты ее не выбирал. Также странно не любить тот народ и ту культуру в которой ты вырос, пусть ты тоже не выбирал где рождаться. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Наше отечество это тоже, в определенном смысле, наш дом. И о нем нужно заботиться.

Существует распространенная среди христиан позиция, при которой говорят: «наше Отечество на Небесах». Логика ее такова: мы – граждане Неба, а земная Родина для нас временна, потому условна. Священник Даниил Сысоев назвал подобную позицию термином уранополитизм (гражданин Неба), в противовес  космополитизму (гражданин мира). Подобная линия прослеживается еще у Блаженного Августина в трактате «О граде Божьем», в котором он говорит, что нам нужно выбирать, гражданами какого города мы являемся – Божьего или земного. На самом деле, в такой позиции много правильного. Кто будет спорить, что для христианина приоритетом является любовь к Царству Небесному и что Божественные законы должны быть выше законов земных? Но! Во-первых, Царство Божье созидается уже здесь и сейчас, в наших сердцах. И наша жизнь дана нам для того, чтобы мы жили вечностью здесь и сейчас, а не когда она наступит. Можно так сказать, что мы находимся в состоянии смены гражданства, получения вида на жительство на Небесах длиною в жизнь. Как раз то, как мы проживем эту жизнь, сохраним ли веру и как послужим ближним и покажет получим ли мы «небесный паспорт». Очень хорошо подобную мысль выразил в свое время Иоанн Кронштадтский: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

Формы патриотизма могут быть различными. Почему-то очень часто под патриотизмом понимают слепое восхищение буквально всем и непринятие любой критики по отношению к государству. Кто-то под патриотизмом понимает стремление к пафосному воспеванию страны. Позволю себе привести отрывок из песни группы ДДТ "Напиши мне, напиши":

И наш патриотизм не очень высок.
Он не фужер на банкете, не танцор нагишом,
Он не гимны, не марши, не речей песок,
Он наивен, прост и даже смешон.
Но он не дубина, не народ, не вождь,
Не чугунный цветок в гранитной руке,
Он там, где мы хоронили дождь,
Он солнце, тонущее в реке...

Слова Юрия Шевчука предостерегают нас от плакатного и квасного ура-патриотизма. Наверное, совсем необязательно, чтобы патриотизм был громким, шумным и показным.

Все может стать идолом, в том числе и любовь к Родине. Хороший пример – отрывок Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"

С христианской точки зрения, наш патриотизм не имеет абсолютно никакого смысла, если в нем не фигурирует Христос.  Вот что писал киевский иерей Димитрий Познанский: «...Вне Христа нет и патриотизма. Патриотизм вне Христа напрасен, не имеет перспективы в вечности, и носит сугубо условный характер... Ведь если патриотизм не подчинен высшему чувству – любви к Богу, он неизбежно преобразится в греховную страсть. Только Вера Христова очищает и возвышает патриотизм, делая земное Отечество для человека преддверием Отечества Небесного».

Итак, исходя из принципа христианской любви, патриотизм – очень хорошее качество христианина. Только такой патриотизм должен выражаться не в одних только словах, но и в определенных действиях.

Здравая критика нужна, христианин должен обращать внимание на несправедливость, если она имеет место быть, «призирать сирот и вдов». Но критика не должна превращаться в критиканство. Как-то так случилось, что большинство наших критиков, берут за эталон западную модель и зачастую занимаются критикой ради критики. Как-то не берется в расчет, что не все западное срабатывает в наших условиях, что не все даже полезно, равно как и то, что не все делается сразу. А еще, нужно не забывать, что не обязательно те же западные страны искренне желают блага нашей стране.

Да, есть форма ворчливого патриотизма, которую некоторые называют "чаадаевским патриотизмом" и эта форма может быть полезной, потому что заставляет думать и искать лучшего. Вот что писал по этому поводу В. Г. Белинский: "Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве". Главное, чтобы это ворчание не превратилось в ропот и стенание.

То, что нам определенно не хватает, так это оптимизма и позитива. Самокритика – это хорошо, а вот самобичевание – плохо. В прошлом «Рыбном четверге» мы говорили, что на Руси живется не так хорошо. Друзья! Но и не настолько плохо.

Какой бы ни была наша Родина, она наша и ничья другая. Есть на что жаловаться, но и есть за что любить. Мы живем в большой неуклюжей неповоротливой и очень суровой стране. Наша история непроста. Но это наша история. Нам за многое стыдно, но и есть чем гордиться, и, я уверен, поводов для гордости больше. В то же время, нельзя жить одним славным прошлым, но нужно возделывать настоящее ради лучшего будущего.

Да, наивысшая форма любви – это способность отдать свою душу за друзей своих. Настоящая любовь – это жертвенная любовь. Настоящий патриот – этот патриот, который готов чем-то жертвовать ради своих соотечественников.

Настоящие патриоты – это Ной, который строил ковчег не только для себя, это патриархи, которые трудились на благо своего рода, Моисей, который «захотел страдать со народом Божьим, нежели иметь временное греховное наслаждение». Это Иисус Навин, Гедеон, Самсон, Давид и Соломон, это ветхозаветные пророки, которые болели за свое Отечество...

И только Христос объединяет все народы, делая людей разных рас и национальностей  братьями и сестрами. Он пострадал за каждого из нас лично, преобразовывая жизнь каждой души. Но Он не требует отказа от собственной идентичности, только от господства своего Я. Точно также Христос не требует от нас отказа от национальной идентичности, только бы это не стало для нас идолом.

Россия нуждается в нашей любви, в нашем участии, в наших горячих молитвах. Нужны трудолюбивые, добропорядочные и законопослушные люди. Нужны крепкие и счастливые семьи. Но без Бога всего этого не построишь. Бог действует через церковь, а церковь это мы.
Без нас не обойдется

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 5380
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна