Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!» (Фёдор Достоевский)

В. Убейволк: Как познать благодать?

Авторы Нового Завета были пропитаны идеей познания Христа. Познание Его как Личности, познание силы его воскресения (Павел), познание Его Первосвященства и жертвы (автор послания к Евреям), познание Его имманентности и трансцендентности (Иоанн), познание Его страданий и благости (Петр), познание Его благодати (почти все). Христос и благодать - понятия настолько тесно связанные, что отделить одно от другого невозможно. Как познать Христа, не познав благодать? Как познать благодать, не познав Христа? В данном рассуждении хочу особый акцент сделать на отрывке из послания к Римлянам, который был разделен главами, но мысль прослеживается одна.

"Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" (Рим.5:19-6:3).

Для тех, кто мало знаком с текстами Писания, сделаю короткое пояснение. Через человека Адама грех вошел в мир. Адам согрешил, и будучи праотцом всего человечества, передал нам то, что многие богословы называют "греховная природа". Человек грешит. Грешит с детства. Грешит в молодости. Грешит в старости. Грешит без закона. Грешит при наличии закона. Грешит без благодати. Грешит под покровом благодати. Грешит ночью. Грешит днем. Грешит тайно. Грешит явно. Грешит исподтишка. Грешит нагло и дерзко. Зачастую человек даже не замечает, как много он грешит. Особенно, это проходит мимо его внимания, когда нет того лекала, мерила, весов, основываясь на которых, он мог видеть себя и свой грех. В качестве такого мерила Бог дал людям закон, который стал известен как закон Моисея. Там было прописано, что есть зло и, что есть добро. Там были обозначены Божьи желания. И, как только появился этот самый закон, греха стало еще больше. Странно и парадоксально. Вместо того, чтобы остановиться и задуматься, человек стал грешить еще больше. Как это возможно? Позволю предположить, что ранее человек согрешил, узнав, что есть дерево познания добра и зла и, что плоды с него запретны. Эта запретность стала притягивать еще больше. Новые заповеди, законы и запреты стали целым садом таких деревьев. В качестве примера - человек изменял своей жене... знал, что это - плохо, но изменял. Появляется закон о запрете на половые сношения с животными. "Ух, как интересно", - думает человек, - и бежит совокупляться с ослицей. Грех царствует в человеке. Грех доводит человека до безумства. Грех приводит к смерти. Смерть - вот та царица, которая держит в страхе человека, которая держит человека на коротком поводке. Человек жутко боится смерти, и при этом, продолжает с ней заигрывать. Круг замыкается. Нужен выход.

Выход приходит в лице Христа. Безгрешный. Святой. Богочеловек. Человекобог. Он, умирая, берет грех мира на Себя. И воцаряется праведность. Теперь смерть трепещет. Теперь человек не боится смерти. Человек смотрит на смерть лишь как на короткий промежуток перед встречей с Богом. Смерть побеждена. Праведность восходит на трон. Праведность рулит. Человек хочет измерить величину благодати. Какова она? Представим себе шкалу от минус десяти до плюс десяти, где минимальная позиция - это положение человека, опустившегося на самое дно греха, в нем царствует смерть, от него исходит запах смерти. Этот человек поклоняется идолам, общается с демонами, проклинает Бога, его этика нисходит до уровня инстинктов. У него нет запретов. Он хуже животного. Высшая точка на этой шкале - это верховенство праведности воскресшего Господа. Это состояние прославления с Богом, это полное отсутствие греха. Ноль - это точка перехода от смерти в жизнь... или - наоборот. Ноль - это перерождение. Ноль - это духовное погребение. Ноль - это смерть для смерти и жизнь для жизни.

Выйти из минусов на плюс человеку невозможно. Это как попытка пересечь границу без визы... это как родившись в Чаде или Конго, пытаться проходить "за своего" в степях Таврии... это как попросить слепого сделать репродукцию с Айвазовского... это как попытка сборной Молдавии по футболу выиграть мировой чемпионат. Дойти с минус десять до минус один, человек способен сам. У него есть внутренний потенциал для этого. Такие инструменты как совесть, страх, социальный стыд работали и будут работать. Но выйти с минус один на плюс один человек сам не может. Ему нужна благодать. Измеряя благодать по этой шкале, человек обращает внимание, что, чем глубже он пал, тем больше благодать. То есть, находясь на отметке в минус девять, человек осознает насколько велика сила прощения и сила благодати, что она из него сделала нового человека, и вывела его в плюсы. Находясь на отметке в минус один, человек может быть искушаем мыслью, что не так-то уж "много" благодати понадобилось, чтобы довести его до плюса. Всего-то - два коротких шажка. Попытка измерить благодать, неизбежно приводит к мысли, что чем больше грех, тем больше благодать. Человек задумывается: "что же мне сделать, чтоб испытать всю силу и глубину благодати? А, давай-ка я упаду на самое дно, чтобы понять всю силу благодати Христовой и стать Ему по-настоящему благодарным". Он кидается во все тяжкие, купается в них, как свинья в грязи, как рыба в воде.

Когда такие мысли возникают у человека, не познавшего благодать, это еще как-то понятно. Хотя, не познав ее, он и не может рассуждать о ее глубине... поэтому такие мысли приходят к тем, кто уже познал благодать, кто уже приблизился к Христу, к тем, кто перешел через отметку "ноль", к тем, кто уже в плюсах. Именно у них возникает искушение минусовать себя, чтобы еще раз "по-наслаждаться" силой Божьего прощения. И именно к ним обращается апостол: чтобы испытать глубину благодати не нужно оставаться в грехе. Сила и величина благодати проявляется в праведности. В этом парадоксальность человека. Выше я отметил, что от минус десяти до минус одного можно подняться усилием своей воли, а вот от плюс одного до плюс десяти - не получится. Здесь также нужна благодать. Нужен Дух Божий, который дает озарение, силу, мужество.

Человек, постоянно искушаем скатиться назад. Мысли человека направлены куда-то вниз, туда, откуда благодать вынесла его на руках своих. Для одного - это обычные грехи плоти, для другого - обольщение деньгами, для третьего - славой, для четвертого - самолюбование своей "праведностью". Кому-то эта борьба дается легче, кому-то - непосильным трудом. Кто-то борется на уровне мыслей, кто-то же - допускает и действия. И от этого человеку становится тяжелее. Он томим в этой раздвоенности, в этой дуалистической борьбе, разрываясь между своими желаниями и принципами. Самое ободряющее здесь - это то, что апостолы прошли через те же мучения плоти и души. Говоря о себе как о последнем грешнике, Павел вряд ли использовал обычную гиперболу. Скорее всего, именно так он себя и ощущал. Думая о себе так, он продолжал поражаться благодати. Как только человек перестает думать о себе как о грязном, недостойном существе, он перестает ценить благодать.

Но... одна из ловушек кроется вот в чем - думать о себе так и опуститься на дно греха - это разные вещи. Одно дело, если бы Павел прошелся по храму Артемиды, посетив жриц любви, зашел бы на поклонение к Юпитеру, поубивал бы всех своих врагов, выкрав при этом сокровища из дома прокуратора... и на этом фоне сказал бы: "я - последний грешник". Так и спорить никто с этим не будет. Совсем другая история, когда он описывает свои бдения, служение, победы, и при этом искренно раскаивается в себе, в своей природе, в своих противоречиях... Для того, чтобы оценить благодать, необязательно опуститься на самое дно в своих поступках... достаточно просто заглянуть в свою душу.

Как же перейти от теории к практике? Как осуществить эту самую "смерть во Христе для греха"? В 6-й главе к Римлянам апостол использует несколько глаголов и деепричастий, которые выводят эти рассуждения из области богословствования и обращают их в плоскость практической христианской жизни. Хотел бы обратить внимание на некоторые из них. Два сопутствующих действия: "веруя и зная". Христианин должен обладать знаниями о своем новом положении, о последствиях его возможного отката, о том, как высоко Бог оценил его, что Христос умер за него, когда он еще был грешником. Вера в жизнь после смерти - не меньшее орудие, чем знание. Но и даже это не главное в процессе оценивания благодати. В качестве основного глагола апостол выставляет "повиноваться" и его синонимы и производные - "послушание", "считать себя мертвым", "предоставить себя"... Все эти понятия связаны с волевым актом, с решением, которое принимает человек. Это - сознательное решение отказаться от одного и принять другое. Вопреки, супротив, наперекор...

Таким образом, я прихожу к выводу, что подняться по шкале благодати можно только с Божьей помощью, только благодаря благодати... а вот спуститься или не спускаться - человек решает сам. Можно подвергать свое тело бесконечным бдениям, постам, смирению... но все это будет относиться лишь к уровню познания и осознания. Волевое решение придется принимать все равно самостоятельно. Отдать себя в послушание праведности или предать свое тело греху - зависит от принятого решения. Моя задача - удержаться на той отметке, на которую меня благодать привела... в ответ на это, благодать поднимает меня на одну отметку выше. Следующая задача - снова удержаться, и снова действие благодати. Это и есть то, что ранние богословы назвали синергизмом, совместным усилием человека и Бога в процессе спасения (в православном богословии), либо в процессе освящения (в большинстве протестантских и евангельских церквей).

Благодать, как и Бога, познать возможно только в действии. Сидя на удобном диване или даже в тесной келье, вряд ли можно узнать о благодати больше, чем в ежедневном отказе от послушания своим похотям и волевом подчинении себя праведности.

Апостол сравнивает распятие своих похотей с распятием Христа на кресте. А это - подвиг. Это - не просто упражнение... это именно тот путь познания благодати, который и приносит радость.

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Неизменяемая воля и изменяемые планы
Что, если бы мы исчезли... Слабый, бедный и невлиятельный  Исцелить нельзя болеть Бесплодие, корона и великий стимул Благоухание церкви Смысловики и непоследовательные в поисках СМЫСЛА Лицом к лицу с Богом О волах ли печется Бог? Управление в свободе и свобода в управлении Счастье как торт на блюде Когда довольно благодати За что тебя могут разлюбить? Превзойдем ли мы праведность фарисейскую? Готовность к диалогу Сектанты ли мы? Поместная община и объективная реальность Прости – прощай А у вас? Экзегетика социума Фольклор как часть национального богословия Суббота для человека, а человек для чего? Про/регресс 


Количество просмотров 2419
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна