Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

В. Убейволк: Превзойдем ли мы праведность фарисейскую?

В этой заметке я хотел бы обратить внимание на понятие «праведность». Изучая Ветхий Завет, и наблюдая за его толкованием в межзаветный период, приведший к появлению фарисейства, становятся понятными проповеди Иисуса, акцентированные на внутреннем мире человека. Появление фарисеев было вполне оправдано во времена рассеяния, когда единственной святыней, которая осталась у иудеев, было Писание. Даже после того, как храм был восстановлен, ковчег Завета не вернулся в Иерусалим, скрижали утеряны, жезл Моисея бесследно пропал. Вся та внешняя атрибутика, которая связывала евреев с их истоками, осталась в истории. И только Закон связывал их с Господом. Обратим внимание на то, что и тексты Закона стали для многих непонятны в рассеянии. Появляется серьезная необходимость в сохранении Писания и его популяризации среди простого народа. Просто невозможно сегодня представить, что было бы с иудейством, если бы не движение фарисеев за сохранение и буквальное исполнение Закона. Многие заповеди нуждались в новом толковании по причине изменений в политической жизни. Израиль уже не был независимым государством, поэтому большинство гражданских законов были переосмыслены.

Проходило время, и фарисейство из сообщества пропагандистов текста Закона превратилось в движение по его неукоснительному толкованию с учетом новых комментариев. Постепенно Закон отходил на второй план, и большее внимание было уделяемо именно толкованиям и применению толкований. Внешнее затмило внутреннее. Приход нового Раввина из Назарета вызвал недовольство фарисеев, так как он просто игнорировал все комментарии, иногда их критикуя, иногда делая вид, что их вообще не существует. Естественно, что это вызвало гнев фарисеев. То, над чем они так долго трудились, то, что было передано им от отцов, вдруг оказалось никому не нужным, потому что можно исполнять Закон, не основываясь на дополнениях, и имея его у себя в сердце. Труд нескольких веков оказался тщетным. Иисус своим «а Я говорю вам», ставит под сомнение все, что было сказано до Него теми, чью праведность должны были превзойти желающие войти в Царство Небесное (Мтф.5:20).

Апостол Павел еще больше говорит о жизни в благодати, а не по закону. Вся его натура не могла вместить внешнюю праведность, дополнительные заповеди, и даже, когда он в посланиях к церквям пишет об этических вопросах, создается впечатление, что ему об этом неприятно говорить, каждый раз он делает это как бы против своей воли. Он не понимал, что те, кто признает, что Христос умер за них, называют себя «Павловыми» (1Кор.1:12). Те, которые познали благодать, возвращаются к делам закона, к вещественным началам (Гал.4:9). Те, которые с Христом умерли для стихий мира, держатся постановлений «не вкушай, не прикасайся, не дотрагивайся» (Кол.2:20-21). Если Христос живет в сердце, то почему мы должны осуждать друг других за питье, пищу, новомесячие или субботу (Кол.2:16)? Странным это выглядит в глазах Павла.

Новозаветные послания показывают, что многие, которые начали духом, заканчивают плотью (Гал.3:3), причем, под плотью апостол подразумевает дела закона, дополнительные постановления, которые верующие наложили на себя для получения спасения, благодати, жизни с Христом. Проблема заключается в том, что жизнь в Духе – это жизнь, приносящая полноту, но при этом, доставляющая дополнительное напряжение постоянного поиска. Значительная часть народа не любит что-то искать, людям доставляет удовольствие пользоваться уже найденным. Они не хотят пользоваться свободой, дарованной им, их удовлетворяет, чтобы кто-то другой принимал за них решения. Ф. Достоевский прекрасно это показал в притче о «Великом инквизиторе». В одном из своих писем Федор Михайлович даже написал, гипотетически разделив Христа от истины: «если мне предстоит выбрать между Христом и истиной, я выберу Христа», настолько он был поражен личностью Спасителя, Его образом, оставленным в Новом Завете. Жизнь с Христом – это действительно постоянный поиск внутренней жизни в свободе. Представим себе чистое поле, в котором нет дорог, но есть лишь опознавательные знаки, и человек должен проложить свою дорогу. Именно так мне представляется умение искать Бога, Его водительства в «чистом поле» свободы, которую Он нам предоставил.

Люди же ищут протоптанной дороги, по ней проще идти, не задумываясь о направлении, скорости движения и цели. Попытка определить свою праведность через внешние проявления и является путешествием по такой дороге. Как церкви определить, есть ли в новом члене церкви ненависть или там присутствует мир? Как понять радуется ли он общению с Господом или просто живет церковной жизнью? Обращу внимание лишь на несколько примеров, как это происходит на просторах СНГ. Когда-то давно евангельские христиане баптисты договорились ввести в церквях «сухой» закон, категорически запретив употребление спиртных напитков, сразу же прикрепив сюда и курение. Современные достижения медицины доказывают вред никотина, поэтому я не собираюсь его оправдывать и даже заикаться не буду о его допустимости, но обращу внимание на другое. Проблему пьянства, которая являлась серьезнейшей проблемой на территории многих регионов Российской империи и продолжает является таковой в странах СНГ, предложено было решить в церквях не путем воспитания и объяснения, а путем запрета. Вместо того, чтобы объяснять членам церкви, склонным к алкогольной зависимости об опасности такого пути, решено вообще не крестить употребляющих алкоголь, а употребивших после крещения – исключать из поместных общин. Практически те же методы были и в отношении курящих.

Зачастую приводят ссылки на книгу Притчей – «не будь между упивающимися вином» (Пр.23:20), но почему-то не зачитывают этот стих до конца – «между пресыщающимися мясом». Применяя дисциплинарные меры лишь к выпивающим, но закрывая глаза на объедающихся, мы в очередной раз показываем свою избирательность.

Желание каким-то образом навести порядок в церкви, может привести к «жонглированию» библейскими стихами. Закон действует, цитаты из Библии подобраны, и уже нет нужды снова что-то объяснять, убеждать, увещевать. Достаточно открыть Писание на нужной странице – и разговор закончен.

В то же самое время в церквях можно встретить людей, ненавидящих друг друга, не желающих даже здороваться, не прощающих, клеветников, сплетников, завистливых, холодных к делу Божьему. Ведь нет никакого инструмента, чтобы проверить внутренний мир человека, зато запах табака заметить просто. Необходимо учить народ как о вреде тех или иных привычек, так и о практике истинной христианской жизни. Ведь Писание многократно учит нас любить, покрывать, прощать. Интересно было бы сделать статистическое исследование по вопросам тематик проповедей в церквях. К сожалению, я не встречал подобных материалов на просторах СНГ, поэтому могу ссылаться лишь на свой скромный опыт посещения разнообразных церквей и на исследование, проведенное лично мной (и моими коллегами) по некоторым этическим вопросам в церквях ЕХБ Кишинева.

Исследование было сделано около 8 лет назад, опрошены были большая часть пасторов церквей, численность которых превышала сто человек. Параллельно с этим проводилось анонимное анкетирование среди девушек и женщин, посещающих эти самые церкви. Акцент, как в опросе пасторов, так и в анкетах женщин был поставлен на два вопроса: внебрачная половая жизнь и аборты. Было выяснено, что абсолютное большинство женщин осуждает внебрачную половую жизнь и лишь незначительный процент допускали измены либо имели добрачный сексуальный опыт (17%). В то же самое время проводился опрос женщин, не имеющих к евангельским церквям никакого отношения (так называемая – контрольная группа). Там около 80% женщин имели внебрачный опыт сексуальной жизни. Что же касается абортов, то картина в те годы была следующая. Около 30% женщин, посещающих церкви совершали в своей жизни аборт, и около 35% - из женщин, не посещавших церкви. То есть, почти одинаковый процент. Я озадачился – почему такая разница? Почему женщины так строго следят за тем, чтобы не изменять мужьям, при этом, довольно либерально относились к проблеме аборта. И опрос пасторов помог мне все расставить на свои места.

Пасторам были заданы следующие вопросы: 1) считаете ли вы внебрачные половые связи грехом перед Богом? 100% ответили – ДА. 2) считаете ли аборт грехом перед Богом? 100% ответили – ДА. 3) Как часто за последние 5 лет в вашей церкви проповедовалось о грехе блуда/прелюбодеяния? 57% - довольно часто, 0% - «не было ни разу», остальные – «один или несколько раз». 4) Как часто за последние пять лет в вашей церкви проповедовалось о грехе аборта? 14% – довольно часто, 14% - ни разу, остальные – один или несколько раз. При этом, хочу отметить, что в некоторых церквях нам запретили проводить подобный опрос.

Итак, к чему была приведена эта статистика? Для меня напрашивается лишь один вывод: то, чему в церкви учат, получает отклик в сердцах людей, и как следствие – в их поведении. Если в церквях уделялось должное внимание учению о запрете на внебрачные половые отношения, то в результате большая часть людей не допускает себя до этого греха. Если же об абортах было неловко говорить с кафедры – вот и результат налицо (хочу еще раз подчеркнуть, что исследование отражает ситуацию 90-х).

Если в какой-либо церкви люди живут в состоянии войны между собой, значит, учение о любви было упущено. При этом, вполне возможно, что все ненавистники могут быть 100% трезвенниками.

Есть примеры, когда поместные общины раскалываются, либо несколько кланов десятилетиями ведут вражду между собой, каждый год выдвигая на «пост» ответственного пресвитера то представителя одной группировки, то другой, и со стороны руководящих братьев нет резких мер. В качестве инструмента избрано увещевание. И это пример библейского долготерпения, почему же мы так нетерпеливы к «видимым» грехам, относящимся к вопросам этики?

Этой заметкой я хочу подчеркнуть сложность жизнедеятельности церковного организма, невозможности решить все путем законов, внешних правил, если мы хотим оставаться церковью. Ведь церковь – это Тело, организм, а здоровый организм борется с болезнью до последнего. Правильное питание (учение, увещевание, утешение, общение) поддерживает иммунитет и дает организму силу для борьбы. И лишь в крайних случаях злокачественных опухолей необходимо хирургическое вмешательство – церковная дисциплина. Путь секты – это путь законов, правил и постановлений. Путь церкви – это путь Духа, единства и гармонии.

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Блог автора: vubeivolc.blogspot.com

Количество просмотров 2134
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна