Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Владимир Убейволк: Экзегетика социума

Евангельские церкви на протяжение всей своей истории были известны сильной экзегезой текста. Ни для кого не секрет, что именно евангелики дали христианскому миру одних из самых сильных специалистов в области библеистики. Такие имена как Клеон Роджерс, Джон Ховард Маршалл, Брюс Мецгер, Дуглас Стюарт, Гордон Фи известны всем, кто хоть в какой-то степени столкнулся с богословским образованием. Естественно, что приведенный здесь список далеко не полный. Я сознательно перечислил лишь те имена, которые известны широкому сообществу постсоветских церквей. Это не значит, конечно, что католики или протестанты мэйнстриминга не могут привести подобных списков. Это лишь подчеркивает, что евангелики имеют, что показать из области исследований текстов Писания. Огромное количество комментариев, толкований, лексиконов, равно как и учебников и учебных пособий по библеистике, экзегетике и герменевтике заполняют собой полки библиотек богословских учебных заведений и церквей. К сожалению, не все имеют к ним доступ, а имеющие – не всегда адекватно ими пользуются. Но, это – уже другой вопрос.

И при всем при этом, именно из евангельских кругов доносятся речи о кризисе, о том, что церковь остановилась в своем росте, теряет свою актуальность… и, хотелось бы отметить, что подобные переживания испытывают не только постсоветские церкви, у которых с богословским образованием всегда были определенные трудности. Церкви Запада даже больше, чем церкви Востока бьют тревогу и предвещают постепенное вымирание самим себе. Как же совмещается искренняя приверженность исследованию текста, вклад в мировую науку с данным кризисом? Ведь, если научились исследовать текст, логично ожидать рост церкви, духовное пробуждение и множество других явлений, сопутствующих Revival. Зачастую приводятся примеры из истории, когда современный и актуальный перевод Библии вызывал к ней интерес со стороны, как простого народа, так и ученых мужей, а это влекло за собой массовое пробуждение.

Пытаясь создать «волну пробуждения» богословы кинулись создавать новые переводы, затем писать комментарии к этим самым переводам… проповедники проповедуют, используя новые переводы, а пробуждения, как не было, так и нет… мне видится подобный подход слишком уж упрощенным и я бы даже сказал «механическим». Мы работаем по аналогии: если Синодальный перевод в свое время стал востребованным, и книгоноши его разносили по городам и селениям, и желающие собирались на «штунду» почитать его, и последовали крещения, покаяния, основание новых церквей и союзов; то и появление нового перевода должно принести те же последствия. Но, по какой-то причине – не сработало. И один перевод появился, и другой, и третий. А воз и ныне там. Что же не срастается?

Фраза, которая пришла мне в голову еще много лет назад, и, которую я многократно повторял студентам, не дает мне покоя и сейчас: «экзегетику текста мы научились делать, осталось научиться делать экзегетику контекста». Под «экзегетикой контекста» я не имею в виду контекста, в котором тот текст был написан (хотя и это чрезвычайно необходимо), я подразумеваю экзегезу своего социума. Ведь без понимания контекста, в котором мы живем, мы никогда не сможем навести герменевтические мосты, разобраться с тем, как выводы, полученные из исследованных текстов, могут быть применимы в современных реалиях. После того, как евангелики дали миру великих библеистов, стоит задуматься о дефиците даже не великих, а просто хороших социологов, культурологов, обществоведов, политологов.

Все больше и больше церковных служителей соглашаются с тем, что современность требует дать ответы на вопросы, которые до сих пор никогда не звучали. Чтобы не слишком теоретизировать тему, приведу несколько примеров: он-лайн сообщества зачастую становятся актуальней и важнее, чем реальное общение; молодое поколение становится все более заинтересованным в вопросах социальной справедливости, и все менее – в вопросах сакральных; не многие церкви смогли объединить в себе представителей рабочего класса и интеллигенции… служители ищут выхода, и все понимают, что рывок, который совершила цивилизация, зачастую ставит церковь в тупик. Вопросы из разряда «что делать?» звучат все чаще.

Итак, в этой заметке я предлагаю несколько, на мой взгляд, первостепенных моментов, от формирования которых зависит будущее наших церквей и их адекватность.

Вопрос 1-й: какие общественные и политические движения в моей стране (регионе, части света) становятся все более популярными? За кого голосуют люди? Какие молодежные движения пользуются авторитетом? Ответив на эти вопросы, необходимо здесь же пытаться найти ответ на вопрос «почему?». Что людей привлекает именно в этих группах?

Ответив на эти вопросы, мы обладаем более полной картиной относительно нужд людей. Конечно же, легко было бы сказать – изучите нужды людей в вашей стране… но, как это сделать, обладая столь ограниченными ресурсами? А, вот интерес, который проявляют люди к общественным и политическим движениям сам показывает – что интересует людей… что у них болит. Соответственно, на основании Писания, в котором мы/евангелики разбираемся лучше других, мы должны сформировать ответ на нужду людей. Ответ может быть как мировоззренческим, так и поведенческим.

И, опять же, простой пример – если в какой-либо стране социалистические или коммунистические партии пользуются спросом не только в среде пенсионеров, значит, явно у людей обострено чувство социальной справедливости. Почему оно может быть таким обостренным? Скорее всего, люди ежедневно сталкивается с социальной несправедливостью. Вывод – церковь должна дать свой ответ.

Вопрос 2-й: что происходит в бизнес среде? В каких секторах экономики происходят увольнения и сокращения? Что наращивает обороты? По каким причинам?

Ответив на эти вопросы, церковь будет способна увидеть, где она может подставить плечо, чтобы люди не остались «на улице», как она сможет помочь безработным.

Вопрос 3-й: какие самые критические вызовы бросает система образования? На что больше всего жалуются родители?

Вопрос 4-й: каковы самые серьезные причины преждевременной смертности за последние три года?

Вопрос 5-й: с какими проблемами морали сталкиваются разные поколения? (Проблемы морали есть не только у молодых, как это принято считать. Например, если одной из моральных проблем современной молодежи можно считать свободный, ни к чему не обязывающий секс, то к проблемам пенсионеров можно отнести желчь, неумение радоваться, зависть).

Наверное, у каждого аналитически мыслящего человека этот список будет отличаться. И это – хорошо. Я обозначил далеко не полный, но актуальный список из своего контекста. На каждую область из современной жизни церковь просто обязана обращать внимание, делая детальную экзегезу своего контекста. И далее, правила такие же, как при исследовании текста: изучаются границы проблемы (в тексте – фрагмента), изучается предшествующая история, ищем повторяющиеся мысли, параллелизмы, определяем главных героев и автора и т.д.

Необходимо заняться исследованием контекста. Нам потомки не простят, если сегодня мы так и будем бояться выражать свою позицию на кричащие вопросы наших детей и по прежнему будем обличить их за недостаточно выраженное рвение к изучению текста.

Изучив свой контекст, мы поймем, где и как мы можем применять тексты. Пока у нас в почете только толкователи текстов, а социологи находятся на задворках нашего богословия, мы на самом деле рискуем не только не приобрести нового, но и потерять имеющееся.

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Блог автора: vubeivolc.blogspot.com

Количество просмотров 2734
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна