Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

В. Убейволк: Благоухание церкви

Я не знаю ни одного евангельского союза на территории СНГ, в котором бы нужда в служителях не находилась бы на вершине нужд этих самых союзов. Я допускаю, что такие союзы есть, но как-то так случилось, что мне о них неизвестно.

Церкви, на самом деле испытывают острую нехватку в проповедниках, пасторах, миссионерах. Конечно же, есть поместные общины, где такой нужды нет. Но, как правило, это – солидные городские церкви, значительная часть которых расположены либо в столицах, либо в мегаполисах. Если же говорить в масштабах страны или региона, то все руководящие братья озабочены проблемой – как помочь церквям?

Иногда даже слышны жалобы, если не сказать, упреки со стороны церквей, испытывающих такую нужду, в сторону церквей, наполненными лидерами. Жалобы эти звучат примерно так: «посмотрите на них, у них на сотню членов церкви, аж три (четыре или пять) пасторов. Поделились бы с нами»; или: «у них проповедники в очереди стоят, чтоб проповедь раз в месяц сказать, а у нас один пастор проповедует и в воскресенье утром, и вечером, и посреди недели дважды…».

Я задался двумя вопросами.

Вопрос 1-й – можно ли эту проблему решить механически? То есть, взять и поделить пасторов и проповедников между различными церквями?

Вопрос 2-й – что способствует тому, что в одних церквях служители есть, а в других – нет?

Итак. Скажем, в отдельно взятом союзе четыреста церквей и триста пасторов и плюс к ним – еще пару сотен проповедников. Причем, в одной церкви пасторов может быть несколько, а в другом случае – один пастор на три церкви. Я думаю, большинству читателей понятно, что механически эту проблему не решить. Ведь, те, кто предлагают решить ее, использовав метод среднего арифметического, вряд ли зачитываются статьями на сайтах и блогах. За таким предложением стоит целый комплекс проблем, который не видится возможным разрешить простыми методами – это и жилье, и финансовая составляющая вопроса, и семья, и характер церкви, и готовность церквей принять и вместить новых лидеров…

Я, к примеру, знаю церкви, где около двухсот членов церкви и один пастор, а знаю, где сто пятьдесят членов церкви и пять пасторов. Причем, обе церкви находятся в одном городе. Ведь существуют определенные обстоятельства, которые притягивают одних и отталкивают других. К сожалению, словами Христа, сказанными в совершенно другом контексте и не имеющими к этой проблеме никакого отношения, можно характеризовать и данный вопрос: «имеющим прибавится, а у неимеющих отнимется и то, что имеют». Таким образом, я перехожу к ответу на второй вопрос.

Но, прежде – короткая историческая справка. Всем известно, что во времена Советской власти институт ученичества был подрезан на корню в абсолютном большинстве христианских церквей. Семинарий не было, библейская школа была только одна, да и то, набор в нее был весьма ограничен (надо обозначить, что появилась она уже под закат расцвета коммунистической идеологии). Личного ученичества практически нигде не было. КГБ тщательно следил за тем, чтобы в одной церкви было не больше одного пастора, независимо от количества членов церкви (исключения были… но редко). Как правило, этот единственный пастор не получал от церкви никакой финансовой поддержки, и вынужден был работать. К тому же, у него была большая семья (опять же – в большинстве случаев). В те годы было принято, что пастор должен был заниматься посещением членов церкви на дому. Многие даже план себе такой ставили: посетить каждую семью хотя бы раз в год. Посещения эти носили характер ободрения, где-то обличения, более близкого знакомства с семьями, молитвы. Воспитать полноценного служителя при таких условиях было просто невозможно. Основным орудием воспитания членов церкви была проповедь с кафедры. И опять же, воспитание это носило характер формирования христианского характера, но никак не служителя/лидера/проповедника. Откуда же появлялись новые проповедники? Многие церкви практиковали «разведку боем», то есть, предлагали сказать хотя бы одну проповедь братьям, которые хоть как-то могли связать свои мысли в единое целое. И вот здесь выявлялись самородки, люди, в которых явно был виден дар, способность толковать Слово и применять его к жизни. Особое значение хотел бы уделить процессу избрания на служение пастора или дьякона (который, кстати, до сих пор практикуется во многих церквях). Когда наступало время выборов, то члены церкви могли выдвинуть любого брата, который соответствовал характеристикам, обозначенным Павлом в посланиях к Титу и Тимофею. После этого с кандидатами проходили собеседования, предлагался испытательный срок, и непосредственно к самим выборам подходило несколько кандидатов, из которых надо было выбрать одного. Одного! Даже, если несколько обладали дарованиями, выбор должен был быть сделан. Конечно же, бывали случаи, когда мнение церкви было однозначным. Но… случалось (и нередко), когда мнение церкви разделялось. Часть церкви поддерживала одного кандидата, другая часть – другого. После того, как выбор был сделан, ясно, что часть церкви оставалась недовольной (в той или иной степени). Но, даже не это главное. Главное то, что у пастора предыдущего и пастора вновь избранного было весьма ограниченное время, где они могли бы послужить вместе, пройти хотя бы полу-формальное обучение. Братья учились по ходу дела. Хочу оговориться, что я обо всем этом говорю без тени иронии или осуждения. Такие были непростые времена, слишком много условностей и ограничений, как извне, так и изнутри церкви.

С тех пор многое изменилось. Открылись семинарии и библейские школы. Университеты и колледжи готовят богословов. Появились тысячи книг и обучающих курсов. Но проблема остается. Многие церкви продолжают бояться избирать больше пасторов, чем было раньше. Да, допускают сегодня и три, и четыре пастора, но… зачастую это происходит в больших и очень больших церквях. И, более того, в лучше случае лишь один является тем, что называется освобожденный пастор, то есть, церковь – это его основное место занятости. Кто-то боится раскола в церкви при наличии многих служителей, кто-то испытывает другие страхи, многие из которых – оправданы.

Но оправданы они лишь в случаях, когда каждый служитель формируется сам по себе, под воздействием своей «группы поддержки», когда видят в других пасторах конкурентов или оппонентов.

Вот это и является, на мой взгляд, самым привлекательным в церкви – обилие служителей, объединенных в одну команду. Создается атмосфера, при которой каждый может услышать Слово «на своем языке». Именно это создает климат, благоприятный для роста новых служителей. Молодежь тянется именно в такие церкви. Молодые люди видят и понимают, что их таланты и дары могут быть точно также замечены и оценены, как были замечены таланты старших братьев.

Еще одним последствием такого подхода является «изобилие» проектов и служений, в которых люди могут участвовать. Ведь наличие служителей говорит не только о том, что в этой церкви – разнообразные проповеди. Чтобы проповедовать раз в месяц, не надо быть рукоположенным пастором. При хорошо налаженной работе каждый из этих пасторов выходит со своей инициативой, формирует и разрабатывает какие-то программы, проекты, как вне церкви, так и внутри нее. Они «сколачивают» свои мини-команды, которые активны в течение недели, которые встречаются, молятся вместе, служат. Людям в церкви хочется видеть, что их церковь живет не только от воскресения до воскресения.

И последнее – в таких церквях понимают, что проповедь – это не единственное, и даже – не главное средство формирования современных христиан. Не смотря на то, что подготовке проповеди уделяется значительно больше времени и внимания, чем в церквях с дефицитом служителей, пасторы понимают, что у проповеди – совершенно иные цели. Формирование же новых служителей происходит как непосредственно в деле, которое совершается сообща, так и в обучении. Избитое слово «ученичество»… может быть… сегодня любят употреблять еще такие концепты как «менторство», «наставничество», «коучинг»… да как угодно можно это назвать! Главное – быть, учиться и служить вместе. Я еще не встречал ни одного эффективного курса по ученичеству. Но я видел много эффективных учителей и учеников, которые акцентировали свое внимание не на «учебнике», который они возьмут для обучения, а на выявлении нужд, и совместном поиске методологии ответов на эти нужды.

В такие церкви хочется приходить. Людей туда тянет, потому что при наличии своих недостатков и ошибок, там ощущается жизнь.

Как-то меня попросили поделиться одним из служителей нашей церкви, сказав: «отдай его мне, ты себе еще найдешь». Отойдя от шока после такой просьбы, я в ответ спросил: «сколько лет ты служишь пастором?». – «десять», - последовал ответ. «И где твои ученики?», - мой следующий вопрос. «Да, как-то разбегаются все… не срослось».

И не срастется. Пока не поймешь, что служитель церкви – это не чемодан, который можно передать из рук в руки… это – не мальчик на побегушках, который постоянно должен находиться в состоянии стресса, догадываясь, что же он должен делать, а что – нет…

Для меня весьма симптоматично, если у пастора нет учеников, последователей, помощников… не будучи пророком, легко предсказать, что у этой церкви нет будущего в развитии. Она вынуждена «вымирать». Многократно слышал в свой адрес: «тебе легко говорить, когда ты в городе живешь». Может быть… спорить не буду… но… я знаю церкви на периферии, в которых трудятся такие посвященные и мудрые братья (некоторые и без богословского образования), которые окружили себя молодыми ребятами и девчатами, дружат с ними, учат их служить. И эти ребята после окончания ВУЗов в городе, бегут к себе в село. И единственная причина для их возвращения – это их церковь.

Если церковь издает «благоухание Христово», ее хочется «понюхать». Когда же там слышатся одни разбирательства, то это уже похоже на зловоние разложения.

Владимир Убейволк, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Блог автора: vubeivolc.blogspot.com

Количество просмотров 2165
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна