Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

История ЕХБ в иллюстрациях: Крещение Ивана Гргорьевича Рябошанки.

Крещение Ивана Гргорьевича Рябошанки Ефимом Цимбалом.

В конце апреля 1870 года Ефим Цимбал, приглашённый в Любомирку, крестил Ивана Рябошапку и ещё несколько человек.

Дата рождения Ивана Григорьевича Рябошапки не установлена. Известно, что он был на год моложе своего друга Михаила Ратушного, который родился  в 1830 году.  Современники описывают Рябошапку, как невзрачного на вид крестьянина, сутловатого, среднего роста, с тёмно-русыми волосами. Круглое лицо обрамлено бородой. Приятный голос. У него были не заурядные способности. Школу никогда ни посещал, но у одного солдата знакомого выучился читать и писать. В молодости был пастухом, потом кузнецом, слесарем. После женитьбы он арендовал в своём селе у помещика мельницу. Вскоре его семью постигло большое испытание: трое его детей умерли один за другим. Трактиры Рябошапка посещал очень редко, отличался трезвостью и трудолюбием. Любил читать различные сказки.

 Первым, кто помог Ивану Рябошапке найти правильный ответ на запросы его души, был Мартин Гюбнер, житель Старого Данцига, появившийся в Любомирке вскоре после отмены крепостного права. Известный деятель евангельско-баптистского братства В. Г. Павлов пишет об этом так: «Однажды они были вместе в кузнице, где Гюбнер завел с Рябошапкой религиозный разговор. Он говорил ему о необходимости обращения к Богу, чтения Слова Божия и указал на несоответствие практики церковной жизни с учением Священного Писания. Рябошапка возражал (насколько мог) Гюбнеру. При расставании последний сказал Рябошапке: «Смотри, Иван, когда-нибудь вспомнишь мои слова». После этого Рябошапка стал размышлять о том, что ему говорил Гюбнер. При следующей встрече с ним он выразил желание иметь Новый Завет, за который готов был отдать все свое состояние. По совету Гюбнера Рябошапка поехал в немецкую колонию Старый Данциг и приобрел там Новый Завет. Затем он заехал в Одессу и купил еще один экземпляр Евангелия, так что он приехал домой радостный и «богатый», имея у себя два Новых Завета на русском языке».

Мартин Гюбнер читал Рябошапке Евангелие  и давал необходимые пояснения. Он раскрыл Рябошапке учение Спасителя и Господа Иисуса Христа о необходимости рождения свыше и познакомил его с вероучением штундистов, в основании которого лежало только Евангелие. Вскоре с Рябошапкой произошла заметная перемена: он больше не показывался в местах увеселений, часто просиживал у двери мельницы с Новым Заветом в руках. Вместе с Гюбнером Рябошапка посещал библейские часы (бибель-штунден) немецких братьев. Людей, посещавших эти часы, в народе называли штундистами. Там они встречали немцев и русских, которым пастор разъяснял Слово Божие на русском языке. Эти молитвенные часы очень нравились Рябошапке: «Пастор объясняет так просто, что и ребёнок поймёт» - говорил он.

Однажды Рябошапка пригласил с собой на «библейские часы» своего соседа Ивана Рыбалку, впоследствии ставшего также известным работником на евангельской ниве. В собрании немецкий пастор проповедовал об обращении Савла. Слова пастора произвели глубокое впечатление на обоих крестьян, так что они всю дорогу домой и потом дома до поздней ночи говорили об услышанном. На следующий день, когда Рябошапка сидел в помещении мельницы и читал Новый Завет, ему открылась 7 глава Евангелия от Матфея. Не спеша, останавливая внимание на каждом стихе, он прочитал всю главу и вдруг почувствовал сильное желание молиться. Он склонил колени и впервые в своей жизни сознательно обратился к живому и всемогущему Богу, из глубины сердца прося у Него прощения всех своих грехов. Впоследствии он часто вспоминал состояние, которое наступило после этой молитвы: «От радости я кричал на мельнице и славил Бога». Его жена первой заметила происшедшую с ним перемену, но не знала, к лучшему или нет. Через некоторое время она также уверовала, а вслед за ней обратились к Господу Иван Рыбалка, Максим Кравченко и еще несколько жителей этого селения.

Так в Любомирке образовался небольшой кружок верующих людей евангельского направления. Они часто собирались по вечерам в доме Рябошапки для чтения Слова Божия и молитвы. Спустя некоторое время слух об этих собраниях дошел до местного священника. Как зачинщика странного нововведения на селе он упрекал Рябошапку в пренебрежении церковными богослужениями. Несмотря на это, круг любителей живого евангельского слова расширялся. Люди с нескрываемой радостью шли на эти собрания; вскоре наступил момент, когда дом Рябошапки перестал вмещать желающих послушать Слово Божие. Появилась необходимость в новом помещении для этих собраний. Вскоре верующие стали собираться в сарае для обмолота зерна (клуне), принадлежащей Ивану Рыбалке; там было свободнее, да и спокойнее. Собрания в клуне регулярно проводились многие годы.

Рябошапка всегда носил в кармане Евангелие и при удобном случае старался поделиться Словом Божиим со своими собеседниками и знакомыми, а то и вовсе с незнакомыми людьми. В журнале «Баптист» за 1908 год говорится, что Рябошапка не упускал возможности проповедовать даже на ярмарках. В этих случаях он взбирался на телегу и созывал людей, выкрикивая: «Нашел, нашел!» Когда собиралось достаточно народа, Рябошапка объявлял, что он хочет поделиться с окружающими своей находкой - правдой о Боге и спасении. Затем он вынимал из кармана Евангелие и говорил собравшимся о благой вести спасения, которую Христос принес всем грешникам. Люди с нескрываемым интересом слушали этого простого крестьянина, читающего Слово Божие и с глубокой убежденностью говорящего о любви Бога к человеку. Многие из слушавших уносили в своих сердцах семя благой вести и, если они не имели Нового Завета, то старались приобрести его при первой же возможности. Так среди простого люда загорался дивный свет Евангелия. Свидетельствуя людям о Христе, Рябошапка весь преображался; его певучий голос проникал до глубины души, глаза светились радостью и будто бы говорили: "Неужели ты еще сомневаешься? Поверь Слову Божию, обратись ко Христу и будешь спасен".

Молва о духовной силе, ревности и убеждении Рябошапки быстро распространялась вокруг. Крестьяне группами и в одиночку шли на собрания, чтобы послушать Евангелие и его вдохновенные проповеди. К Рябошапке и его помощникам - Максиму Кравченко и Ивану Рыбалке - отовсюду тянулись люди; они обращались за разъяснением непонятных для них мест Священного Писания. В короткое время верующие появились и в соседних с Любомиркой селениях: Обозновке, Игдатовке, Яслыковке, Лысой горе, Николаевке, Помошной, Песчаном Броде, Леляковке, Терноватой, Новогригоровке, а также в уездном городе Елисаветграде.

В 1867 году Рябошапка посетил деревню Основа Одесского уезда Херсонской губернии, где встречался с братьями и сестрами по вере. Здесь он познакомился с Онищенко, Ратушным, Балабаном и другими. В Основе и хуторе Николаевском к тому времени уже насчитывалось более трехсот членов церкви. Все они горячо полюбили Рябошапку как неутомимого и безбоязненного свидетеля Христова. В 1867 году царские власти арестовали Рябошапку. Его направили в Елисаветград, а оттуда - в Вознесенское. В конце концов, после долгих допросов, угроз и «увещаний» его освободили. В следующем, 1868 году, Рябошапку вновь арестовали и семь недель продержали в Ольшанской тюрьме. За это время с ним неоднократно беседовал священник, который уговаривал его «отступить» от штундизма. После таких бесед Рябошапку снова бросали в тюремную камеру, но он не роптал, а благодарил Господа за все допущенные испытания, оставаясь верным Ему во всем.

Уже в те годы, читая и исследуя Евангелие, Рябошапка пришел к сознательному решению о необходимости принятия крещения по вере. Но среди русских в тех местах еще не было крещенных, которые сами могли бы совершать этот святой акт. Немецкие руководители баптизма не решались крестить русских верующих боясь наказания «за совращение православных».

Желая исполнить заповедь крещения, в апреле 1870 года Иван Рябошапка пригласил к себе Ефима Цимбала. Там в Любомирке Ефим Цимбал и совершил крещение Ивана Рябошапки, а с ним и братьев Петра Гривы и Якова Тарана. К июлю 1870 года в двух общинах Карловке и Любомирки насчитывалось около 70 человек крещённых по вере. Иван Рябошапка стал пресвитером в Карловке, а Трифон Хлыстун в   Любомирке.

Алексей Синичкин, специально для христианского просветительского центра слово-для-тебя.рф

Предыдущие статьи рубрики:

 


Количество просмотров 7549
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна