Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

История ЕХБ в иллюстрациях: Возникновение «Водных молокан».

Несбывшиеся «пророчества» о втором пришествии Христа и начале тысячелетнего царства привели молокан к разочарованию и внутреннему духовному кризису. В молоканских общи­нах начались разногласия и раздоры, которые приводили к крайнему религиозно-нравственному упадку среди них и появ­лению молоканских толков. Так, среди молокан-уклеинцев (мо­локан «тамбовского» и «владимирского» толков) на Молочных Водах возникли молокане «донского толка», или «саламатинцы» (по имени их основателя — Андрея Саламатина). Саламатин вступил в прения с молоканами «тамбовского толка» вна­чале по вопросу об отношении молокан к правительственным законам. Он утверждал, что Священное Писание требует пови­новения правительственным учреждениям, что присяга на под­данство царю и верность службе также необходима. Затем он доказывал, что Уклеин ошибался и в учении о таинствах. Из семи таинств православной церкви Саламатин признавал пять, за исключением миропомазания и священства; ввел крещение младенцев и евхаристию (хлебопреломление) и учил о них в духе православной церкви. Из обрядов православной церкви он ввел молитвы при рождении младенца, сороковую молитву ро­женице, поминовение покойников обедами и раздачей хлеба и прочее. Учение Саламатина, таким образом, выглядело возвра­том к православию. Тем не менее у него появилось много пос­ледователей, так что «тамбовцы» разделились надвое.

После появления Нового Завета на русском языке он стал распространятся по югу России. Особой популярностью он стал пользоваться у молокан. Книгоноша Отто Форхгаммер замечал, что «В высшей степени утешительно видеть, что Новый Завет на русском языке - конечно, самый лучший, самый успешный между ними (молоканами) миссионер». Следствием этого было самобытное возникновение среди них так называемых «водных» молокан, которые пришли к убеждению о необходимости принимать крещение по вере и совершать хлебопреломление. Появились они в конце 40-х - начале 50-х годов XIX века в Шемахинском и Ленкоранском уездах Бакинской губернии и вскоре стали распространяться среди молокан в Ахтубинском крае (в Нижнем Поволжье).

В Таврической губернии книгоноша Яков Делякович Деляков, распространяя Библию и Новый Завет, заводил с молоканами беседы по поводу основных текстов Священного Писания в духе нового пиетизма. Его свидетельство о милости Божией во Христе Иисусе и об оправдании верой пробудило ин­терес многих. Началось пробуждение и обращение в Астрахан­ке. Яков Деляков убедительно говорил о том, что возрождение че­ловек получает не в крещении, а лишь через покаяние и глубо­кую веру в прощение грехов. Среди своих слушателей Деляков вскоре приобрел ревност­ных последователей — грамотных, состоятельных и влиятель­ных среди молокан Астраханки братьев Захаровых — Харитона и Зиновия. Зиновий Данилович Захаров стал с 1867 года при­знанным руководителем вновь образовавшейся общины новомолокан или евангельских христиан-захаровцев. К 80-м годам XIX века у них уже имелось вероучение, составленное З.Д.За­харовым. В отличие от баптистского, оно признавало необходи­мость крещения не только взрослых по вере, но и детей верую­щих родителей в младенческом возрасте. Кроме того, у захаровцев практиковалось омовение ног — обычай, перенятый, веро­ятно, от здешних новоменнонитов. Церковное устройство по­местной церкви и порядок богослужения ничем не отличались от баптистского. В учениях о Боге, о Слове Божием, о грехе,, о спасении, об оправдании верою, о средствах к достижению бла­годати, о покаянии, о Вечере Господней, о помазании больных елеем, о Церкви Господней, об отлучении, о браке, о гражданс­ком порядке, о праздниках, о погребении умерших, о пришест­вии Господнем, воскресении мертвых и суде догматических раз­личий с баптистами не было. Это вероучение изложено в «Крат­ких правилах веры христиан евангельского исповедания», т.е. молокан донского толка. Необходимо отметить, что евангель­ские христиане-захаровцы не подвергались серьезным пресле­дованиям ни со стороны окружающих, ни со стороны правос­лавного духовенства, хотя попытки к тому были.

Весьма показа­тельно, что евангельское пробуждение в Закавказье и Таврической губернии среди моло­кан (появление «водных») и на юге Украины среди немцев-ко­лонистов (новопиетическое движение) началось одновременно, и совершенно независимо друг от друга. При этом штундисты новопиетического направления шли к полноте евангельской ис­тины спасения от признания оправдания верою, необходимости покаяния, обращения и возрождения, к признанию необходи­мости водного крещения по вере. В среде «водных» молокан к пониманию вопроса крещения пришли раньше признания необ­ходимости покаяния, обращения, возрождения и понимания во­проса оправдания верою независимо от дел.

Алексей Синичкин специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 5168
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна