| |
Поиск по сайту:
|
||
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор) |
||
История ЕХБ в иллюстрациях: Возникновение «Водных молокан».Несбывшиеся «пророчества» о втором пришествии Христа и начале тысячелетнего царства привели молокан к разочарованию и внутреннему духовному кризису. В молоканских общинах начались разногласия и раздоры, которые приводили к крайнему религиозно-нравственному упадку среди них и появлению молоканских толков. Так, среди молокан-уклеинцев (молокан «тамбовского» и «владимирского» толков) на Молочных Водах возникли молокане «донского толка», или «саламатинцы» (по имени их основателя — Андрея Саламатина). Саламатин вступил в прения с молоканами «тамбовского толка» вначале по вопросу об отношении молокан к правительственным законам. Он утверждал, что Священное Писание требует повиновения правительственным учреждениям, что присяга на подданство царю и верность службе также необходима. Затем он доказывал, что Уклеин ошибался и в учении о таинствах. Из семи таинств православной церкви Саламатин признавал пять, за исключением миропомазания и священства; ввел крещение младенцев и евхаристию (хлебопреломление) и учил о них в духе православной церкви. Из обрядов православной церкви он ввел молитвы при рождении младенца, сороковую молитву роженице, поминовение покойников обедами и раздачей хлеба и прочее. Учение Саламатина, таким образом, выглядело возвратом к православию. Тем не менее у него появилось много последователей, так что «тамбовцы» разделились надвое. После появления Нового Завета на русском языке он стал распространятся по югу России. Особой популярностью он стал пользоваться у молокан. Книгоноша Отто Форхгаммер замечал, что «В высшей степени утешительно видеть, что Новый Завет на русском языке - конечно, самый лучший, самый успешный между ними (молоканами) миссионер». Следствием этого было самобытное возникновение среди них так называемых «водных» молокан, которые пришли к убеждению о необходимости принимать крещение по вере и совершать хлебопреломление. Появились они в конце 40-х - начале 50-х годов XIX века в Шемахинском и Ленкоранском уездах Бакинской губернии и вскоре стали распространяться среди молокан в Ахтубинском крае (в Нижнем Поволжье). В Таврической губернии книгоноша Яков Делякович Деляков, распространяя Библию и Новый Завет, заводил с молоканами беседы по поводу основных текстов Священного Писания в духе нового пиетизма. Его свидетельство о милости Божией во Христе Иисусе и об оправдании верой пробудило интерес многих. Началось пробуждение и обращение в Астраханке. Яков Деляков убедительно говорил о том, что возрождение человек получает не в крещении, а лишь через покаяние и глубокую веру в прощение грехов. Среди своих слушателей Деляков вскоре приобрел ревностных последователей — грамотных, состоятельных и влиятельных среди молокан Астраханки братьев Захаровых — Харитона и Зиновия. Зиновий Данилович Захаров стал с 1867 года признанным руководителем вновь образовавшейся общины новомолокан или евангельских христиан-захаровцев. К 80-м годам XIX века у них уже имелось вероучение, составленное З.Д.Захаровым. В отличие от баптистского, оно признавало необходимость крещения не только взрослых по вере, но и детей верующих родителей в младенческом возрасте. Кроме того, у захаровцев практиковалось омовение ног — обычай, перенятый, вероятно, от здешних новоменнонитов. Церковное устройство поместной церкви и порядок богослужения ничем не отличались от баптистского. В учениях о Боге, о Слове Божием, о грехе,, о спасении, об оправдании верою, о средствах к достижению благодати, о покаянии, о Вечере Господней, о помазании больных елеем, о Церкви Господней, об отлучении, о браке, о гражданском порядке, о праздниках, о погребении умерших, о пришествии Господнем, воскресении мертвых и суде догматических различий с баптистами не было. Это вероучение изложено в «Кратких правилах веры христиан евангельского исповедания», т.е. молокан донского толка. Необходимо отметить, что евангельские христиане-захаровцы не подвергались серьезным преследованиям ни со стороны окружающих, ни со стороны православного духовенства, хотя попытки к тому были. Весьма показательно, что евангельское пробуждение в Закавказье и Таврической губернии среди молокан (появление «водных») и на юге Украины среди немцев-колонистов (новопиетическое движение) началось одновременно, и совершенно независимо друг от друга. При этом штундисты новопиетического направления шли к полноте евангельской истины спасения от признания оправдания верою, необходимости покаяния, обращения и возрождения, к признанию необходимости водного крещения по вере. В среде «водных» молокан к пониманию вопроса крещения пришли раньше признания необходимости покаяния, обращения, возрождения и понимания вопроса оправдания верою независимо от дел.
Алексей Синичкин специально для www.word4you.ru Количество просмотров 5168
Комментарии ВКонтактеКомментарии Facebook |
|
COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены | Разработка сайта – WebRassvetПри частичной или полной перепечатке материалов портала, ссылка на word4you.ru обязательна |