Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

История ЕХБ в иллюстрациях: Первые украинские баптистские общины в Херсонской губернии

Первые украинские баптистские общины в деревнях Основе, Карловке и Любомирке Херсонской губернии.

По свидетельству Г. Балабана первая евангельская община в этой местности появилась приблизительно в 1856 году и насчитывала около 200 человек. Однако о дальнейшей судьбе этой общины ничего не известно. Первое сообщение об евангельских верующих появляются в марте 1866 года, когда Херсонским губернатором было получено донесение мирового посредника 2-го округа Одесского уезда об образовании в деревне Основа секты штундистов. 16 февраля 1867 года исправник доносит губернатору о том, что секта существует, и что характер этой секты имеет вид сходным с реформатским. Об этом пишет известный православный исследователь Епископ Алексий (в миру Дородницын). Исправник передал дело о появлении новой секты судебному следователю. Губернатор, получив такое донесение, передал его Губернскому правлению. После рассмотрение, данное движение было отнесено к разновидности старообрядческого раскола. К последователям данного движения власть должна была принять меры установленные действующим в России законодательством в отношении старообрядцев. Нужно отметить, что как раз в том момент наметилась некая нормализация в отношении между государством и старообрядцами. Это способствовало более мягкой реакции властей по отношении к новому движению. Этот факт способствовал том, что движение сформировалось и окрепло. В 1867 году в сёлах Карловке и Любомирке, благодаря ревностной деятельности Ефима Цимбала, Трифона Хлыстуна, Ивана Рябошапки и Максима Кравченко, были организованы общины уже баптистского направления , хотя ник то из них ещё не был крещен по вере. Придя в результате самостоятельных рассуждений к баптистским взглядам, украинские верующие стали искать: как и через кого им принять крещение.  По официальным документам, того времени очень трудно однозначно утверждать, что это были общины баптистов. Потому что в полицейских  протоколах и отчётах  православных миссионеров, украинских баптистов довольно часто называли штундистами. Однако Иоганн Прицкау пишет о том, что по своим убеждениям это были баптистские общины. Нужно отметить, что, в тот исторический момент, евангельские верующие в вышестоящей власти защитника своих прав. 8 июня 1868 года М. Ратушный, А Капустян, Г. Балабан и И. Осадчий подали прошение на имя Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора с просьбой о защите от преследований со стороны местного духовенства и администрации. Известно, что Рябошапка с друзьями ездил в Петербург добиваться аудиенции у Александра II, чтобы лично вручить ему прошение  о разрешении молитвенных собраний. К царю они не попали, хотя до сих пор ходит легенда о том, как Иван Рябошапка добился свидание с Александром II и проповедовал ему Евангелие. Евангельские верующие в то время, ещё не порвали своих отношений с Православной церковью. Поэтому преследования происходили исключительно на местном уровне. Причём это было не столько давление со стороны местных властей как светских, так и духовных, но и народном самосуде, часто выливающимся в избиение верующих своими же соседями – односельчанами. Многие представители светской власти считали, что лучшей мерою борьбы с распространением штунды было бы назначение священников, способных иметь влияние на прихожан. Административная власть предпринимала определённые действия, направленные на ограничение распространения евангельского движения. Полицейским чинам предписывалось брать у руководителей групп подписку об обязательстве не проводить богослужения. Верующие не могли отказаться от проведения богослужебных собраний, потому что это противоречило их исповеданию. И верующие готовы были нести за это наказания. Епископ Алексий приводит в своей книге донесение исправника Одесского уезда Херсонскому губернатору от 11 февраля 1873 года: «На требование моё о прекращении подобных сходок, крестьяне эти единогласно объявили, что они не могут исполнить этого требования, потому что оно не согласно с правилами братства их … По правилам этим штундисты обязаны повиноваться властям в таком случае, когда требования их не противоречит заповедям «Царя царей», по учению Которого следует будто бы собираться на моления … В следствии заявления мною означенным крестьянам, что их ожидает за непослушания властям наказание, они сказали, что уже заплатили более 800 рублей штрафа за сходбища и готовы заплатить в 10 раз больше, но собираться всё-таки будут, не смотря не на какие преследования».  Со своей стороны верующие постоянно предпринимали попытки легализовать своё положение, получить от государственной власти право на богослужения. В 1873 году Михаил Ратушный пытался просить разрешение на постройку молитвенного дома. Иван Рябошапка в 1870 году обращался к генерал-губернатору Новороссийскому и Бессарабскому Павлу Евстафьевичу Коцебу с просьбой разрешить ему и его последователям выселится куда-нибудь в степь (или как он писал «на вольные степа»), сформировать там общество и организовать школу. Губернатор Коцебу по этому поводу активно переписывался с Кавказским наместником о возможности переселения украинских баптистов на Кавказ. У Кавказского наместника было много «своих» сектантов и он не согласился.

Алексей Синичкин, специально для христианского просветительского центра слово-для-тебя.рф

Предыдущие статьи рубрики:


Количество просмотров 3651
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна