Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Дом нечестивых будет разрушен, а шатер праведных будет процветать» (Притчи 14:11)

История ЕХБ в иллюстрациях: Обращение Ф. Онищенко и присоединение к немецким штундистам.

Первым из украинцев присоединившийся к немецким штундистам был крестьянин деревни Основа Одесского уезда Херсонской области. Он работал у немцев недалеко от города Николаева, которые не посещали кирхи, а собирались на религиозные собрания в домах. Их называли штундистами. Онищенко свидетельствует так о своём обращении: «Я был прежде как свинья, я был как скот, даже хуже скота… Я однажды молился, молился на поле, я плакал, я кричал: Господи, вразуми меня, исправь меня! Не знаю кто, я этого не видел – точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, и стал я свободным и узнал Бога». Это произошло с ним в 1858 году. Тогда же он присоединился к верующим колонистам, которые назывались «братьями», но которые были детокрещенцами. И вот здесь мы сталкиваемся с одной из загадок истории евангельского движения в Российской Империи. Существует точка зрения, что крещение верующего по фамилии Онищенко было совершено в 1852 году. Этот факт рассматривается некоторыми исследователями как дата начала украинского баптистского братства. Однако эта дата и это событие являются довольно сомнительными, и практически не подтверждены историческими свидетельствами. Одним из известных сторонников этой версии является Л.Жабко-Потапович. Он относит обращение крестьянина Ивана Онищенко приблизительно к 1845 году, он в своей книге “Христове світло в Україні” делает одно очень интересное замечание: “Никогда и никому в своей жизни он (Онищенко) ничего не рассказывал о тех людях, которые обратили его к Господу и открыли ему Святое Слово, хотя о других событиях своей жизни он рассказывал охотно и обстоятельно” Далее Жабко-Потапович говорит о крещении Ивана Онищенко: “Принял Онищенко крещение не позднее осени 1852 года и весной 1853 года окрестил некоторых своих единомышленников опять же, имен которых, к сожалению, мы не знаем”. Недостаток информации в отношении Онищенко Л.Жабко-Потапович объясняет, во-первых, скромностью пионера евангельского пробуждения, а во-вторых, решением братьев беречь его от представителей власти. Главной причиной, по мнению автора вышеназванной книги, являются особенности того времени, когда сведения связанные с крепостными крестьянами фактически нигде не фиксировались, а деятельность религиозных сектантов (как тогда называли не православных христиан) была овеяна конспирацией, что было связано с особенностями Российского законодательства того времени. В этой же книге Л.Жабко-Потапович признает, что единственным известным документом, подтверждающим факт крещения Онищенко в 1853 году , является сообщение Ф.Щербины в книге: «О штундистах» (книга вышла в 1885 году в Петербурге). Он пишет; «Окрещенный осенью, Онищенко весной (1853 года) крестил других». Однако имеются достаточно достоверные сведения относящие обращение Онищенко к 1858 году. Если это действительно так, то принять крещение по вере в 1852 году он не мог. И тут появляется главная интрига, разгадать которую пока очень непросто. Суть это интриги состоит в том, что разные исследователи говорят о двух личностях в истории евангельского движения носящих фамилию Онищенко – об Иване и о Федоре. Причем те, кто отстаивает 1852 год, говорят об Иване, а их оппоненты - о Федоре. Имя Ивана Онищенко не упоминается ни в одном известном нам архивном документе. Известный исследователь, автор книги «Южнорусский штундизм» священник Арсений Рождественcкий поясняет отсутствие документальных свидетельств об Онищенко его отделением от остальных штундистов: «В официальных бумагах не встречалось об этом человеке никаких известий. Это объясняется тем, что Онищенко держит себя в стороне от штундистов: он не участвует в их молениях». Хотя далее Рождественский все же говорит о связи между Онищенко и другими штундистами. Что же касается Федора Онищенко, то он упоминается во многих документах, посвященных деятельности евангельской общины в деревне Основа Одесского уезда. Сам Рождественский лично встречался с Фёдором Онищенко в 1887 году. Существует его фотография. Рождественский так описывает этого человека: «Высокий, худой, с детски простодушными голубыми глазами, с природным даром слова». Знамениты исследователь русского сектантства Епископ Алексий (Дородницын) называет Онищенко «коноводом» штундистов в деревни Основа Одесского уезда. Знаменитая в нашем братстве книга Юлии Крюденер «Евангелист» об Иване Онищенко содержит собирательный образ благовестника того времени.

Алексей Синичкин, специально для христианского просветительского центра слово-для-тебя.рф

Предыдущие статьи рубрики:


Количество просмотров 3071
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна