Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Руки усердных будут править, а ленивых приставят к труду подневольному» (Притчи 12:24)

История ЕХБ в иллюстрациях: Обращение Михаила Ратушного.

Мы продолжаем эксклюзивный проект, подготовленный Алексеем Валерьевичем Синичнкиным – архивариусом Российского союза ЕХБ.

Мы планируем постепенно опубликовать около 200 исторических зарисовок, посвященных событиям и личностям, сыгравшим важную роль в истории братства ЕХБ. Каждая статья будет снабжена множеством иллюстраций: фотографий, копий документов и рукописных текстов.

Материалы будут публиковаться еженедельно по пятницам или субботам.

Надеемся, что этот проект вам будет интересен.

Следите за нашими обновлениями!...

* * *

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью:

Обращение Михаила Ратушного.

Когда Иван Онищенко в 1860 году возвратился в свою деревню Основа Одесского уезда Херсонской области, то стал делиться своим познанием Господа с соседями.  У него появился ревностный последователь, сосед по дому – Михаил Тимофеевич Ратушный .который с 15 лет  обучался у Онищенко грамоте и сапожному ремеслу. Сам же Онищенко не только научился самостоятельно читать и писать, но и хорошо понимал немецкий язык, на котором колонисты объясняли Священное Писание.

Михаил Ратушный родился в 1830 году. Его родители-бедняки не могли дать необходимого образования своим детям, поэтому мальчик был вынужден с самого раннего детства помогать отцу в простом труде землепашца. Будучи сапожником, Онищенко ходил на заработки во многие немецкие колонии Херсонщины, где встречался с верующими реформаторами-пиетистами, целью которых являлось достижение высшей чистоты, святости и благочестия. Новое заметное духовное пробуждение началось с 1856 года в колонии Рорбах, находящейся в тринадцати верстах от Основы. Оттуда оно стало распространяться в соседние колонии - Вормс, Еганесталь, Комиссаровку, Елененсталь и другие. Приходя домой, Онищенко делился с Ратушным своими впечатлениями от бесед с немецкими верующими, много говорил о Христе как Сыне Божием, приходившем на нашу землю для спасения грешников. Между Онищенко и Ратушным возникали "живые религиозные беседы", часто длившиеся до поздней ночи. Вместе они читали Евангелие, подробно останавливались на вопросах спасения по благодати через веру.   Постепенно Ратушный и сам стал посещать эти колонии, вначале с Онищенко, а затем с другими своими единомышленниками. Они часто вели задушевные беседы, хотя Ратушный был значительно моложе Онищенко.

В 1960 году Ратушный, в свою очередь, пережив возрождение, стал проповедовать другим. Именно ему предстояло сыграть выдающуюся роль в деле проповеди Евангелия и в организации поместных общин. В результате Проповеди Ратушного в его родном селе Основа в 1961 -1962 годах возникла община очень похожая на немецкие группы штундистов в своей религиозной практике. Эта и последующие общины подобного толка получили название  - украинской «штунды». Священник А. Рождественский, занимавшийся историей возникновения штундизма на юге России, пишет, что М. Т. Ратушный вместе с Балабаном (Витенко), Капустяном и Осадчим ездили вколонию Рорбах на "религиозные беседы немца штундиста Кепеля". Однако они не ограничивались только беседами, но посещали также и "библейские часы", по-немецки - "бибельштунден". Дружба Ратушного с Онищенко поддерживалась долгие годы. Сам Онищенко дорожил этой дружбой и часто говорил, что "Бог дал ему свет, а Михаиле (Ратушному) разум". С 1861 года - года отмены крепостного права - М. Т. Ратушный целиком и полностью отдается на служение Господу. С этого времени он начинает проводить духовные беседы с чтением Евангелия у себя на дому. Причем эти беседы проходили в свободное от православного богослужения время, чтобы не вызвать подозрений со стороны православной церкви. Люди жадно и с наслаждением слушали Слово Божие, которое проникало в их сердце и разум и изменяло их образ жизни. Они постепенно переставали пьянствовать, заниматься непристойными делами и становились совсем другими людьми. Число уверовавших росло. На собраниях они читали Евангелие и пели церковные псалмы. Верующие по Евангелию или, как они называли себя, "евангельское братство", иначе - "братство людей Божиих", вскоре окончательно отошли от православия. Пробуждение коснулось и других мест: Игнатовки, находящейся в семи верстах от Основы, Ряснополья - в шести верстах и т. д. Таким образом, Основа оказалась стихийно в центре евангельского движения на Украине, и сюда тянулись верующие из близлежащих селений. Верующие во Христа в Основе составляли в это время уже вполне организованную общину - церковь, во главе которой стоял горячо любящий Господа и народ Его Михаил Тимофеевич Ратушный. Односельчане не узнавали его. После обращения к Богу он начал вести совсем иную жизнь, не похожую на прежнюю. У него появилось сильное желание проповедовать Слово Божие грешникам. Получив радость спасения в Боге, он не мог не делиться своей радостью с окружающими его людьми. Прямой и стойкий в своих убеждениях он оказывал большое влияние на односельчан. Не взирая на невзгоды и трудности жизни, он появлялся среди людей всегда нежный и улыбающийся, готовый без устали свидетельствовать о Христе как о своем личном Спасителе. Говорил Ратушный живо и очень вдохновенно. Люди с большим вниманием и интересом слушали его. Тот, кто видел его в первый раз, и не подозревал, что перед ним простой крестьянин, выучившийся самостоятельно грамоте, чтобы без посторонней помощи читать Слово Божие. Православные священники поражались его знаниям Священного Писания и полагали, что он имеет хорошее богословское образование. В беседах с ними Ратушный, подобно ветхозаветному пророку, твердо и решительно обличал духовенство за безнравственность и корыстолюбие. Местные духовные и гражданские власти не могли не обратить внимание на тот факт, что люди идут к нему и что желающих слушать Евангелие становилось все больше и больше. Они чинили всевозможные препятствия. В 1869 году Ратушного посетил херсонский губернатор и долго беседовал с ним по вопросам веры. Во время беседы М. Ратушный безбоязненно рассказал губернатору, как он пришел к живой вере во Христа как своего личного Спасителя. Губернатора поразила его преданность делу Евангелия. После этой встречи архиепископ Дмитрий призвал к себе Ратушного и предложил ему возвратиться в лоно православной церкви и занять место священника, на что последний не согласился. Ратушный оставался и впредь верным своему Господу и Его учению, но крещения по вере он пока еще не принимал. Крещение он принял 8 июня 1871 года, будучи сорока лет от роду. Крестил его друг и брат во Христе И. Г. Рябошапка из Любомирки. Вместе с Ратушным крестились еще 48 человек, живших в Одесском уезде.  После принятия крещения Ратушный был избран пресвитером общины в своей деревне Основа.

Алексей Синичкин, специально для христианского просветительского центра слово-для-тебя.рф

Предыдущие статьи рубрики:


Количество просмотров 2872
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Фотогалерея

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2015 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна