Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Есть только одна книга – это Библия». (Вальтер Скотт)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Человек, который один раз заплакал



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко



"Это кино для тех, кто не хочет вливаться в цивилизацию грохочущего оптимизма"
Павел Лунгин

Культура – очень удивительная и многогранная вещь. Соединение таланта и духовности порождает, подчас, замечательные вещи, которые способны отвлечь нас от обычной жизненной рутины и заставить задуматься над вопросами о Смысле.

Некоторые встречи, знакомства бывают судьбоносными, вследствие чего рождаются прекрасные вещи. Таким оказалось знакомство известного режиссера Павла Лунгина и митрополита Илариона, благодаря которому родился фильм «Дирижер», который демонстрируется в эти дни в российских кинотеатрах. 

Этот фильм можно считать безусловной удачей современного российского кинематографа.
Жизненный, тяжелый, грустный, но очень красивый фильм.

Стоит отметить очень интересную операторскую работу А. Симонова. Уже не первый раз его съемочной бригаде удается снимать кино таким образом, когда ощущается реальность происходящего. Вполне себе бытовая рутина чередуется с необычными израильскими пейзажами.

Второй важный момент – это музыка, которая играет в этом фильме ключевую концептуальную роль. По свидетельству самого режиссера, музыка в этом фильме первична и уже на нее нанизывается сюжет. Оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона стала основным вдохновляющим фактором для режиссера. Именно под нее довольно долго подбирался сюжет, география которого привела в Израиль, где происходили знаменитые евангельские сюжеты.
«Настоящим героем этого фильма была музыка, и она все изменила и приподняла, сплавилась с действием и вынесла его на другой уровень» (П. Лунгин). 

На мой взгляд, главный лейтмотив фильма – взаимное непонимание. Отец и сын не понимают друг друга, не понимают друг друга и муж с женой. Из-за непонимания исчезает и любовь, люди начинают лгать себе и друг другу. Смыслы исчезают...

Фильм показывает, насколько мал и ничтожен человек, даже большой человек.
Центральный герой фильма, дирижер Петров, – сильная, яркая и талантливая личность. Это человек, которого его же музыканты боятся и даже ненавидят, но который создает потрясающие музыкальные произведения. Кажется, ничто не способно сломать такую личность. Но этот человек, создавая музыкальные шедевры, не способен понять и сделать счастливым собственного сына. Фактически, из-за этого непонимания, он отрекается от него,  хоть их обоих объединяет любовь к искусству. Но, когда он узнает о его самоубийстве, что-то в его душе начинает происходить.
Предсмертная записка сына, в которой тот просит у отца прощение, окончательно переворачивает мировоззрение отца: «Папа, прости меня, что я умер, я больше так не буду...».
Впервые этот сильный человек заплакал. Он пишет ответную записку, в которой просит прощения у сына и закапывает ее в могильный холмик. Человек пришел к покаянию, Небо слышит.

В каком-то смысле, его сын стал жертвой, благодаря которому отец пришел к покаянию. Ведь покаяние – это не просто проговаривание слов прощения (люди, подобные этому дирижеру, наверное, полагают что им и каяться-то не в чем), но это переворот мышления. Умер сын, умерли и все иллюзии отца, что он, якобы, чего-то достиг в жизни. Все это оказалось мусором... Человек оказался у крайней черты. Его гордость оказалась сломлена.

Этот сюжет напоминает мне библейскую притчу о блудном сыне, только в этом случае сын не успевает вернуться к отцу, но сам отец возвращается к сыну. Как бы хотелось, чтобы блудные сыновья нашего века успели возвращаться к отцам, а еще важнее к Отцу.

Другая трагическая история случилась с женой музыканта Аллой, которая становится невольной причиной трагической гибели молодой женщины, к которой она приревновала своего мужа. Эта история тоже кардинально меняет этого человека

Не всегда мы обращаем внимание на второстепенные роли. Обсуждая этот фильм с одним человеком, мы пришли к выводу, что, пожалуй, самым положительным, хоть и незаметным, персонажем является администратор оркестра. Именно на нем висит организация всего процесса. Он пытается сглаживать острые углы, который возникают во взаимоотношениях среди участников оркестра, поддерживает и успокаивает дирижера в трудное время. Т. е. он являет пример миротворчества и христианского смирения.

Помимо музыки, особую роль в фильме играет сам город Иерусалим, который показан не парадно, не во внешней пышности, а как бы изнутри. «Иерусалим как место действия мне виделся с самого начала, ведь музыканты исполняют пасхальную ораторию, именно здесь происходило то, о чем написано в Евангелии. Иерусалим обладает особым полем, которое сдвигает человека с рельсов. Существует даже понятие — "иерусалимский синдром" (П. Лунгин). В другом интервью, режиссер говорит следующее: «Это место особой силы и энергии, где, как мы знаем, с людьми происходят необъяснимые события. Веруешь или нет - в Иерусалиме побывать нужно: там ты что-то понимаешь о мире и о себе - кого-то это подавляет, кого-то приподнимает. Конечно, это происходит с теми, кто не глух к этому».

Не случайно именно этом городе случаются  изменения с героями фильма. Каждый из них что-то потерял в этом городе, но и приобрел что-то особое, что изменяет жизнь самым кардинальным образом.

"Дирижер" — это фильм о кризисе, в котором пребывают и герой, и общество. О том, как человек, почти достигший совершенства — успешный, духовный, аскет,— оказывается в Иерусалиме и с него спадают одежды, а под ними мы видим сухого, злого карьериста, который не сделал счастливым ни одного человека, загубил сына, которого ненавидят музыканты его же оркестра. Есть также параллельная история брака, который мертв, но продолжает длиться. Героиня Оболдиной обманывает себя в том числе и христианскими догмами: браки ведь вершатся на небесах, а они с мужем повенчались. Это фильм о внутренней лжи, в которой живут люди» (П. Лунгин)

Можно быть религиозным человеком, но, в то же время, жить в этой вот лжи, не понимать других и быть непонятыми.

«Это фильм не про религию. Это про чувство Бога в себе, которое есть в каждом человеке. А можно сформулировать и так: это история про человека, который один раз заплакал».

"Блаженны плачущие, ибо они утешатся" (Мф. 5:4)
Может и нам с вами, впору заплакать над своей греховностью, над своим несовершенством. Может и мы кого-то уже годами не можем принять и простить? Делаем ли мы счастливыми своих родных и близких? Понимаем ли мы друг друга?

Нужно понять очень простую, но чрезвычайно важную истину: невозможно смирение перед Богом без смирения перед человеком. Совершая покаяние перед Богом, необходимо совершать покаяние и перед человеком.

Отрадно, что на наших киноэкранах выходят такие фильмы, которые обращают нас к размышлениям о смысле жизни, заставляют задумываться над жизненными приоритетами и отсылают к библейским сюжетам.


Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

Предыдущие статьи автора:

Блог автора: andronishche.livejournal.com

Андрей Рябенко. специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф


Количество просмотров 5666
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна