Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

О.И. Дружбинский: «Как скороговорки улучшают речь?»

О.И. Дружбинский: «Как скороговорки улучшают речь?»

Мы продолжаем публикацию интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника: «Техника речи для самостоятельного обучения»

Предыдущие части интервью:

Как часто проповедники жалуются на то, что в начале проповеди губы двигаются очень вяло. Ну, никак не хотят открываться! Проходит 3-5 минут, а иногда и больше, пока они, наконец-то, преодолевают вялость и начинают чётко произносить слова. Отчего это происходит? Ответ очень прост: речевой аппарат не был готов к работе. Губы не приобрели то исключительное положение, которое называется «отверзать уста», а язык не занял свой боевой пост для чёткой речи. Как же это исправить?

 

Одним из самых быстрых способов включить речевой аппарат в работу являются скороговорки.

 

Скороговорки - это бесподобные упражнения для преодоления вялости речевого аппарата. Они делают губы упругими и подвижными. Они помогают укрепить язык, и тогда он становится лёгким в движении и послушным.

                                                                                   

Скороговорки - это не быстроговорки. Это скорее - трудноговорки. А точнее - внятноговорки, чёткоговорки или правильноговорки. Не надо говорить их быстро, особенно в самом начале изучения - от этого во рту может возникнуть «каша». К.С.Станиславский говорил, что «скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь».

 

Кстати, не ищите в скороговорках особого смысла. Они созданы для того, чтобы выработать хорошую дикцию. А вот в пословицах и поговорках смысл есть. Да иногда ещё и какой!

 

Как же надо изучать скороговорки?

 

В начале занятий надо читать их медленно. И произносить их следует так: сначала - на шёпоте, потом - чуть громче, и, наконец, - очень громко. Но самое главное: во всех вариантах надо всегда произносить скороговорки чрезвычайно внятно и преувеличенно чётко! И лучше всего учить раздельно: по два-три слова, т.е. по тактам. Такты разделяются вертикальной чёрточкой - I. Давайте сейчас попробуем это сделать.

 

Вот простая и лёгкая скороговорка:

 

«Был бы бык, I а мясо будет». (обратите внимание на вертикальную чёрточку - I)

 

Возьмём первую часть скороговорки и будем повторять её шёпотом 10 раз:

Был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык, был бы бык.

 

Ну, как? Ваш язык привык к чёткости произнесения этих слов?

 

Тогда попробуйте произнести это чуть громче и очень громко! И также - чрезвычайно внятно и преувеличенно чётко!


Теперь возьмём вторую часть скороговорки: а мясо будет. И используем те же требования. Повторите её 10 раз!

 

Ну, как, получается?

 

А теперь соединим всю скороговорку:

 

Был бы бык, а мясо будет.

 

И произнесём её в трёх вариантах величины звука: шёпотом, чуть громче и очень громко! А потом - в трёх темпах: медленном, убыстрённом и очень быстром. Но обязательно: чрезвычайно внятно и преувеличенно чётко!

 

Повторяйте эту скороговорку по 50-100 раз в день! Ваш язык привыкнет чётко и внятно произносить её. А это укрепит ваш речевой аппарат в произнесении и других слов. 

 

Когда вы почувствуете, что ваш речевой аппарат «усвоил» скороговорку, то необходимо записать её на магнитофон (диктофон, диск или компьютер). И ещё раз проверить со стороны, насколько хорошо она произносится из ваших уст.  

 

Таков примерный путь изучения скороговорок.

 

Но есть скороговорки очень трудные. Попробуем некоторые из них. Вот скороговорка, над произнесением которой надо поработать особенно хорошо:

 

На горе Арарат I растёт красный виноград. (Чёрточка - I - разделяет такты)

 

Казалось бы, ну, что тут сложного? Но задача состоит не только в том, чтобы просто произнести её в трёх вариантах громкости звука и величины темпа. Самое главное: это произнести особенно чётко звук Р.

 

В русском языке звук Р - раскатистый!

 

Попробуйте такое упражнение: сядьте перед столом, возьмите в руки зеркальце - на уровне лица. Откройте рот. Язык положите плоско возле нижних зубов. Теперь поднимите его вверх - к верхним зубам. Затем ещё чуть выше - к альвеолам верхних зубов (это - небольшой бугорок над зубами). Вот место, где кончик языка должен вибрировать при произнесении русского звука Р! Когда происходит выдох при произнесении речи, на кончик языка воздействует сильная струя воздуха. Кончик языка отскакивает от альвеол верхних зубов, затем снова соприкасается с ними - вибрирует. Но самая большая беда - это картавость, т.е. отсутствие правильного русского звука Р. Например, во французском языке звук Р не вибрирует, а грассирует, т.е. уходит к вглубь рта - к дыхательным путям. В английском (особенно - в американском) кончик языка совсем не соприкасается ни с чем - движется в свободном пространстве: «плавает».

 

Ни картавость, ни грассирование - не являются русским звуком Р!

 

В русском языке звук Р - раскатистый!!!

 

Теперь попробуйте произнести скороговорку так:

 

На гор-р-ре Ар-р-ра-р-р-рат I р-р-растёт кр-р-расный виногр-р-рад.

 

Произнесите её в трёх вариантах величины звука: шёпотом, чуть громче и очень громко! А потом повторите эту скороговорку в трёх темпах: медленном, убыстрённом и очень быстром. Но обязательно: чрезвычайно внятно и преувеличенно чётко! Повторяйте её по 50-100 раз в день!

 

Попробуйте ещё несколько скороговорок для улучшения работы речевого аппарата.

Обратите внимание на вертикальную чёрточку - I - знак раздела между тактами:

1.     Уби́л бобра́, I да не добы́л добра́.

2.     Протоко́л про протоко́л I протоко́лом запротоколи́ровали.

3.     Верзи́ла Вави́ла I ве́село воро́чал ви́лами.

4.     Фарао́нов фавори́т I на сапфи́р сменя́л нефри́т.

5.     Наш голова́ I ва́шего го́лову I голово́й переголо́вил, I перевы́головил.

6.    Краб кра́бу I сде́лал гра́бли. По́дал гра́бли I кра́бу краб: I се́но гра́блями, I краб, грабь!

7.     Встава́й, Архи́п, I пету́х охри́п.

8.     Шла Са́ша по шоссе́, I и соса́ла су́шку.

9.    На дворе́ дрова́, I за дворо́м дрова́, I под дворо́м дрова́, I над дворо́м дрова́, I дрова́ вдоль двора́, I дрова́ вширь двора́, I не вмести́т двор дров. На́до дрова́ I вы́дворить из двора́ I на дровяно́й двор!

10. В четве́рг четвёртого числа́ I в четы́ре че́тверти часа́ I четы́ре чёрненьких I чума́зеньких чертёжника, I черти́ли чёрными черни́лами чертёж I чрезвычайно чётко и чи́сто.

 

ДЕРЗАЙТЕ!!! УСПЕХА ВАМ!!!

 

Скороговорки, пословицы и поговорки вы можете найти во всех уроках (с № 1 по № 33) в учебнике «Техника речи для самостоятельного обучения» - www.tehnika-rechi.ru. Учебник  можно купить (или заказать через интернет) в христианском магазине «Филадельфия» - www.philadelphiabooks.ru - на 2-ом этаже крыла углового дома улицы Талалихина и Волгоградский пр.17 (недалеко от метро «Волгоградский проспект» - последний вагон из центра). 

Денис Гостев, специально для христианского просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 10443
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook

Возврат к списку


Система Orphus

 
Ток-шоу «Дары реформации». Гость программы — кандидат культурологии, старший научный сотрудник Центр ...

Анализ событий, происходящих в мире и в России, в обществе и в церкви… ...

Серия интервью с О.И. Дружбинским, автором учебника «Техника речи для самостоятельного обучения»… ...


Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна