Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира». (Чарльз Диккенс)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | О кризисе морали



"Рыбный четверг" - христианские и околохристианские размышления Андрея Рябенко



Небезызвестная Ксения Собчак сказала однажды в одном интервью: «Для меня нравственно все то, что не противоречит Уголовному кодексу…».

Во как! Бытовое хамство не противоречит Уголовному кодексу. Предательство и измена (в том числе, супружеская измена) не противоречит Уголовному кодексу. Беспорядочные сексуальные связи не противоречат Уголовному кодексу. И даже сексуальное извращенство не вступает в противоречие с Уголовным кодексом.

Нет никаких моральных обязательств ни перед кем и ни перед чем. Даже семейные обязательства уже никого особо не волнуют, в том числе, христиан. Так называемые общечеловеческие нравственные ценности уже перестают действовать. Нет, основополагающие этические принципы таки остались, они-то как раз и составили основу того самого Уголовного кодекса. А вот дальше, как ты живешь и что делаешь, до этого нет никому никакого дела.

Нравственность, как сейчас говорят, – это чисто субъективное понятие, каждый имеет право на свою мораль. Мораль не имеет никаких корней, сейчас работает лишь чистая прагматика. Нынешняя этика носит конвенциональный характер, люди просто договорились, что они не будут делать того-то и того-то, чтобы просто не мешать друг другу жить (кстати говоря, на Западе это умеют лучше, чем у нас). Не делай другому то, чего сам себе не желаешь - чистой воды прагматика. А вот в личной жизни, человек волен делать все, что ему заблагорассудится. Неприкосновенность частной жизни – одно из центральных достижений западного либерального общества. И если мы являемся последовательными либералами, мы не имеем права и слова сказать против образа жизни того или иного человека. И при этом, если человек на людях ведет себя вежливо и культурно, он будет считаться добропорядочным и высоконравственным человеком. У нас ведь как сейчас получается, если человека увидели пьяным на улице – это плохой, безнравственный человек, а вот если человек предается разврату (а сейчас это никто и не пытается скрывать), но в обществе ведет себя вежливо и, в целом, порядочно, он будет считаться нравственным человеком. Сегодняшняя нравственность стала только внешней и всех это устраивает. Это и есть то, что апостол Павел называл «видом благочестия».

Уже даже искусство перестало нести в себе нравственные идеалы, как это бывало раньше. Нынешние ее формы либо копируют реальность такой, какой она есть, со всей ее грязью и мерзостью, либо искажают ее до такой степени, что в ней не видно уже ни доброго, ни худого, сплошная пустота. В искусстве уже давно черное перемешалось с белым, а нравственная оценка отсутствует в принципе.

Раньше мне казалось, что ценители искусства, настоящие интеллигенты – вот это реальные нравственные люди, богатые духовно, но когда мне пришлось столкнуться с ними поближе, я увидел какая, подчас, пустота находится в душах этих людей и это отражается на образе жизни. Свято место пусто не бывает, если там нет Бога, то его заполняет нечто другое...

Мораль, которая не предполагает наличие Бога, обречена на разложение. Без Божьих заповедей, без апеллирования к Священному Писанию, мораль не имеет фундамента и становится относительной, соответственно, условной. Заповедь Христа «возлюби своего ближнего как самого себя» не действует без любви Божьей. Уже пытался немецкий философ Л. Фейербах использовать эту заповедь, предварительно изгнав из нее Бога, мол, зачем нам отдавать любовь тому, кого нет, давайте лучше любить друг друга... Но сегодня каждый может задать вполне резонный вопрос: а с какой такой стати мне любить ближнего? Что мне с этого? Я не причиняю ему зла, и этого достаточно. Сегодня добро заключается в неделании зла, не более того.

Христианство является религией любви и главным его аргументом является факт воплощения Бога. Господь дает пример подлинной любви, которая явила себя на кресте. В нравственном смысле христианство предполагает покаяние как изменение мышления, которое дает принципиально новый взгляд на мир, когда человек уже не может не отдавать любовь другим.

Но будем честными, затянувшийся нравственный кризис не обходит стороной и христианство. Христианская мораль тоже становится часто исключительно внешней. Много приходится сталкиваться с ханжеством и лицемерием.

С одной стороны, не стоит обольщаться, в религии больше от человека, чем от Бога, а все люди – несовершенны, но и не стоит унывать, потому что Бог – больше, чем религия, и религией наша вера точно не ограничивается. Религия, со всеми ее тысячелетними достижениями, умрет, а душа останется.

С другой стороны, нет ничего удивительно в том, что происходит сейчас с христианством. Думаю, о нашем времени писал апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим. 3:2-7).

Как бы кому-то из нас не угодить в этот список…

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала "Слово для тебя"


Предыдущие статьи автора:


Количество просмотров 4301
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна