Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром». (Нильс Бор)

РЫБНЫЙ ЧЕТВЕРГ | Доказательство смысла ч. 2

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает...
Аркадий и Борис Стругацкие "Град обреченный".

Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
Виктор Франкл

Оба утверждения вступают друг с другом в противоречие. Так может ли человек придумать для себя цель?

В прошлый раз мы с вами говорили о глобальном смысле жизни, том смысле, который оправдывает наше бренное существование на этой земле c перспективой в вечности. Эту цель человек не придумывает, а как раз находит. А может даже цель находит человека. С этим у сознательных христиан проблем быть не должно. Христианин знает, ради чего живет, потому что знает в Кого верит и в курсе, что ему обещано.

А теперь предлагаю пойти обратным путем и вновь спуститься на грешную землю. Кажется, у нас проблема с промежуточными смыслами. Что христианину делать между обращением к Богу и встречей с Ним в вечности? Если мы пришли в церковь, живем духовной жизнью, рассчитываем на спасение, что нам остается делать? Куда двигаться? Каким образом выстраивать отношения с обществом? На первый взгляд, у нас есть стандартные ответы: освящение, духовный рост, служение в церкви, чтение Писания, выполнение Великого поручения, благотворительность. Но все это слишком абстрактно. В разных традициях понимание духовности разное, соответственно, цели и средства для их достижения будут различными. Плюс ко всему, немаловажную роль играет и личностный фактор. Можем ли мы сделать вывод, что промежуточные смыслы носят субъективный характер? Не сам ли человек их придумывает? Или они ему кем-то навязываются? Разве такое годится?

Политическая ситуация вокруг Украины заставила нас усиленно думать над этими вопросами. Оказывается, мы совершенно по-разному оцениваем одни и те же события, по-разному видим политическое будущее и выстраиваем разную философию взаимоотношений между церковью и государством. У нас разные промежуточные смыслы. 
Оказывается, мы живем на разных планетах (мы – представители одной христианской традиции). Оказывается, мы можем стать врагами друг другу. Оказывается, есть нечто большее, чем освящение, духовный рост, служение в церкви, чтение Писания, выполнение Великого поручения, благотворительность. Мы нуждаемся в социальных смыслах. Нам важно знать, куда нам следует двигаться? Мы пытаемся это связать с духовностью, ищем библейские или традиционные основания для своей позиции.

После распада Советского Союза мы жили в условиях дефицита социальных смыслов. По видимому, не было времени на их поиски, выживали как могли, потом вроде как-то прижились в новых условиях, адаптировались, кто-то уехал, а смыслов все нет. Этот процесс хорошо описывается в книге В. Пелевина «Generation «П».

В 90-е годы евангельские христиане поверили, было, в колоссальный рост церквей, в небывалое пробуждение России и в возможность влияния на общество. Но этого не случилось. Государство, мягко говоря, не проявило дружелюбия, а евангелизации потеряли свою былую эффективность. Часть христиан предпочло по старинке пребывать в подполье, другая часть стала проявлять лояльность к власти, чтобы, по крайней мере, им не мешали. Стали возникать споры о том, как следует выстраивать отношения церкви и государства. Как мы видим, сегодня эти споры достигли своего апогея.

Говоря о жизни, мы часто используем образ пути. Это касается и совместного общежития. Мы куда-то все вместе движемся. Хотелось бы узнать куда? А вообще движемся ли или топчемся на месте? Может воз и ныне там? А где возу должно быть? А может оно и лучше - стоять на месте? А то слепой, известно куда заведет другого слепого...

Но на деле приходится выбирать между политизированностью и аполитичностью, патриотизмом и космополитизмом, либерализмом и консерватизмом, пацифизмом и милитаризмом, национализмом и интернационализмом, левым и правым. Золотая середина не приветствуется, это признак слабости, бесхребетности, или безразличия. Будь добр вступить в ту или иную партию. О целях тебе там все расскажут. Читай «правильные» новости, вращайся в «правильных» сетевых сообществах, выставляй с порога оппонентов и, ни в коем случае, не давай место сомнениям, ведь, как известно, «сомневающийся подобен морской волне…». Критическое мышление решительно отбрось, рефлексия – непозволительная роскошь.
Если мы говорим о христианах, то библейско-богословская база быстро подгоняется под любые взгляды.

Но мне не хочется, чтобы смыслы мне давал кто-то. И я не хочу их выдумывать. Я хочу понять каким путем мы идем, какова ближайшая цель и кто идет рядом со мной? Я хочу уйти от крайностей, от фанатизма, от примитивного черно-белого мышления, от нетерпимости. Не может социальная идея, даже самая благородная, стать идолом. Если, следуя за идеей, я чувствую всплески ненависти в своем сердце, то не нужна мне такая идея. Я хочу понять, что я могу построить. Что разрушить и каким образом, я и так знаю. Ломать - не строить. Но что предлагается взамен?

И как-то забывается здесь вопрос воли Божьей. По-моему, никто с ней особо не считается. Сами разберемся. Молитва дивно сочетается с политическими лозунгами, иногда непонятно, где заканчивается молитва и начинаются лозунги и наоборот.

Да, надо идти. Нельзя стоять на месте, но и нельзя бежать сломя голову, а то можно разбиться. 
В романе братьев Стругацких «Град обреченный», люди живут в загадочном Городе, жители которого вовлечены в некий эксперимент, об условиях которого они ничего не знают. Герои усиленно пытаются найти  смысл в ситуации полной безнадежности. Когда ты разочаровываешься в одних смыслах, тебе приходится находить другие. Однажды герои набрели на Хрустальный Дворец. Вокруг пустыня - ни души, ни воды, а во Дворце очень хорошо, есть все для комфортной жизни. Казалось, живи там и наслаждайся жизнью. Но нельзя стоять на месте, это смерти подобно. Они пошли дальше, в неизвестность... 

По всей видимости, поиск промежуточных смыслов - дело интуитивное. Иногда это действительно шаги в неизвестность. Иногда мы узнаем цели уже по ходу движения. У христианина, интуиция подчинена Духу Святому, по крайней мере, так должно быть. Чтение Библии, молитва и общинная жизнь позволяют нам уловить дух Евангелия. Но «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Невозможно приручить Дух, нельзя навязать Ему свою волю, невозможно жизнь прожить по какому-то шаблону, заранее заданному алгоритму. Нужно чувствовать время, ловить моменты, стараться оказываться в нужное время в нужном месте. Герои истории зачастую не ведали что делали, они просто жили и целиком и полностью предавались своему делу. Так происходило что-то великое. Здесь решает Бог, а не человек. Человек может ошибаться, но не Бог. 

Без глубокого общения с Богом, без проникновения в глубины самого себя (а там живет Дух Святой) трудно будет что-то понять. И само собой, все теряет смысл, если отсутствует любовь. Это любовь во всех ее значениях и проявлениях. Все должно стать любимым. Так будет потихоньку меняться пространство вокруг меня. Мое дело может оказаться весьма маленьким, но если оно спасет хоть одну душу, оно станет Вселенским. 

И еще. Любовь с ненавистью плохо уживаются друг с другом. Тут уж точно можно сказать, что нельзя служить двум господам.

Никакой ненависти! Только любовь!

Смыслы появятся. Обязательно! 

Андрей Рябенко, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф    

Количество просмотров 2026
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна