Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Д. Гостев: О картине «Христос в Пустыне»

«Евангелие в шедеврах изобразительного искусства»

Начиная с А.А. Иванова, картину которого «Явление Христа Народу»  мы рассматривали ранее, пожалуй, не было ни одного крупного художника второй половины XIX века, которого так или иначе не увлекал бы образ Христа.

Сегодня хотелось бы обратиться к живописной трактовке образа Спасителя  выдающимся русским художником Иваном Николаевичем Крамским.  В центре нашего внимания будет знаменитая картина «Христос в пустыне», которая занимает совершенно особое место в творческой биографии живописца.  

Свое полотно И.Н. Крамской обдумывал целое десятилетие.  Он посещал картинные галереи  и художественные салоны Европы, а вернувшись на родину, совершил поездку в Крым - в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

Однажды он увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была настолько серьезна и глубока, что это натолкнуло художника на то, каким должен быть образ Иисуса Христа в пустыне. Сцена столь ясно представилась глазам И. Крамского, что ему не потребовалось делать много эскизов. В окончательной версии картины пластика лица Спасителя выдает Его характер. Губы как бы засохли и слиплись от долгого молчания, и только глаза выдают и глубину внутренних размышлений и переживаний Иисуса Христа.

Промахом первого варианта картины, который не удовлетворил И.Н. Крамского, был вертикальный формат холста. И художник тотчас написал сидящего на камнях человека на холсте горизонтальном и большего размера. Горизонтальный формат давал возможность представить панораму бескрайней каменистой пустыни, в которой Христос провел сорок дней в одиночестве, без пищи и питья.

Картина "Христос в пустыне" написана в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают мерцать оживающие краски дня. Этот час на исходе ночи символизирует скорое пробуждение мира…

Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.

Одеяние Христа написано И.Н. Крамским сдержанно, вполсилы, чтобы еще больше выделить лицо и руки, более нужные для убедительности образа.

Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и течет время. А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Противники картины говорили, что Христос у И.Н. Крамского совершенно лишен каких бы то ни было черт святости. С этим трудно согласиться, поскольку представленный художником образ раскрывает глубину страданий, которые пришлось перенести Сыну Человеческому. Он добровольно лишил Себя всяких Божественных атрибутов, для того, чтобы пройти предначертанный Ему жизненный путь и взойти на крест Голгофы…

А если у Вас, уважаемый читатель, появилось желание своими глазами увидеть представленное здесь полотно, приходите в Государственную Третьяковскую Галерею…

Денис Гостев, специально для христианского информационно-просветительского портала слово-для-тебя.рф


Количество просмотров 2567
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна