Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Семь причин, по которым россияне не хотят быть честными

Российское общественное мнение отказывается признавать порядочность ценностью, констатируют социологи, но это переходный период, и дело, скорее всего, не в том, что русские - какие-то особенные.

 

Коррупция превратилась в России в своего рода модную тему - о борьбе с ней регулярно говорит президент Медведев, а в СМИ и блогах рассказывают об увеличении размеров взяток и о "выдавливании", под шумок кампании по борьбе с коррупцией, особо принципиальных работников из российских госорганов.

 

По данным Transparency International, в 2010 году 26% российских граждан признались, что за прошедшие двенадцать месяцев они давали одну или несколько взяток. Более половины опрошенных считают, что ситуация в последние три года ухудшилась. Согласно свежему опросу, проведенному по заказу Всемирной службы Би-би-си, 67% жителей России считают коррупцию серьезной мировой проблемой, но только 2% из них регулярно обсуждают эту тему.

 

Парадокс, но российское общественное мнение, в теории озабоченное коррупцией, на практике не поддерживает "честных и принципиальных". Тот, кто старается жить иначе, часто становится маргиналом и испытывает колоссальное давление: либо высмеивается, либо излишне героизируется. Он оказывается между двух огней: государственной машины и простого обывателя.

 

По мнению директора проектов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Ларисы Паутовой, честность как цель и честность как средство - это параллельные реальности: "Честность редко воспринимается как средство. Пожалуй, средство - отсутствие честности. Мы даже теперь не включаем это понятие в опросы".

 

Эксперты российского отделения Transparency International в заключение своего ежегодного исследования под названием "Барометр мировой коррупции" сформулировали "Семь простых шагов", которые "могут серьезнейшим образом поспособствовать снижению уровня коррупции в стране в ближайшее время".

 

Между тем, эксперты, опрошенные Би-би-си, предлагают семь объяснений того, что происходит.

 

Объяснение первое: "у нас такой народ"

 

Тезис о том, что в России живет какой-то неправильный народ - первый, который приходит в голову многим.

 

Сотрудники телевизионных социологических служб, на основании опросов которых телеканалы решают, например, запускать или нет новую развлекательную программу или сериал, признаются, что им "и самим грустно".

 

Кира Богословская, социолог и психолог, руководитель отдела качественных исследований телеканала "Россия", считает, что у "честных граждан" действительно перекрыт доступ к медийному полю.

 

В советское время, говорит она, публичное пространство клеймило тунеядца, а прославляло тракториста. Сейчас общественное мнение отказывается признавать порядочность ценностью. При этом на телевидении иногда пытаются делать программы о "героях нашего времени" - но ощущения их нужности не возникает.

 

"Вечером [людям] хочется отдохнуть, - констатирует Богословская. - Желание, конечно, понятное, но мне кажется, что еще и не хочется колебать образ мира, который уже задан телевидением: все супер, давайте веселиться".

 

Мария Левина, социолог, занимающийся исследованиями в нескольких областях, рассказывает об опросе, в котором проверяли - стоит ли пересаживать на российскую почву один шведский сериал: "В нем героине государство давало квартиру. Но потом выяснялось, что не на честных условиях - и она отказывалась. Эпизод вызвал полное непонимание: она что, дура?"

 

По ее же данным, в России основная причина отказа от благотворительности - раздражение из-за того, что приходится брать на себя функции вороватого государства.

 

"Если оно покупает "Мерседесы", а я забочусь о бабушках, то меня "разводят на деньги". Проверять - настоящий это благотворитель или нет, неохота, это дополнительные усилия. Поэтому оптимальная фигура тут, например, Чулпан Хаматова - доверие идет через общественного деятеля, который уже опознается как честный, как бы сразу и "оптом"."

 

Если человек рассуждает так, говорят эксперты, он теряет ощущение солидарности с другими: помощь оказывается не "таким же, как я", попавшим в сложное положение, но совершенно чужим.

 

Объяснение второе: "у нас такая элита"

 

Возможно, однако, дело не в тех, кто смотрит и читает, а в тех, кто пишет и снимает?

 

Наше государство - как большой детский дом. Если вас в детстве много бросали, у вас нет доверия ни к кому, любая мелочь вызывает злобное "все сволочи". При этом люди все время рассказывают, как хорошо было в коммуналке, общине, деревне. Это крестьянское сознание, по сути. Ему плохо при капитализме

 

Мария Левина, социолог

 

Именно к ним недавно имени Владислава Листьева Леонид Парфенов, их обвинял отказавшийся от ТЭФИ режиссер "Подстрочника" Олег Дорман.

 

Дорман, в частности, назвал телевидение "главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет".

 

Сейчас, говорят эксперты, верхушка общества настолько слаба, что не способна выработать четкой моральной позиции, да и не ставит перед собой такой задачи. Многие также считают, что виновата сама власть, привыкшая решать "за людей" - в насильственном порядке.

 

Директор "Левада-центра" Лев Гудков уверен, что дело в продолжающемся в России процессе разложения советского общества.

 

"У нас фактически нет элит, - отмечает он. - Советская интеллигенция преподносила себя как хранителя ценностей, но очень себе льстила, так как была государственной бюрократией. Сейчас части общества меняются с разной скоростью. Этот сложный процесс зависит от близости к власти: все, что связано с органами насилия, системой правосудия, меняет только название и витрину".

 

Декан истфака ВШЭ Александр Каменский говорит о принципиально разных механизмах создания моральных ценностей. На Западе движение идет снизу вверх: если важная проблема начинает широко обсуждаться, власть, прислушиваясь к общественному мнению, быстро осознает, что тему нужно подхватить. Так возникают "национальные идеи".

 

Каменский утверждает, что в России процесс идет противоположным образом: механизм пытаются строить сверху вниз. Здесь всегда была гипертрофированной функция государства - большой стране не хватало ресурсов, не только денег, но и людей (низкая плотность населения). Для управления был создан мощный аппарат с излишне широкими полномочиями. Сейчас ресурсов начинает хватать, но очень сильна инерция.

 

В любом случае - когда сверху спускаются "правильные" моральные нормы, люди смотрят на практику.

 

"Вспомним, например, историю с ЮКОСом, - говорит Каменский. - Выступает президент: есть некая компания, которая все покупает, и я их знаю. И произносит название, которое никто не слышал. Это нечто, созданное позавчера, а послезавтра исчезающее, и оно скупает богатейшую компанию России [имеется в виду покупка "Юганскнефтегаза", Всему обществу демонстрируется пример того, как надо поступать".

 

Объяснение третье: "дело в менталитете"

 

Большинство экспертов говорит об отличиях российского менталитета и от западного, и от восточного, а также о сосуществовании в нем одновременно нескольких социальных моделей.

 

Так, например, на Западе либеральные ценности наложились на протестантскую этику "индивидуальной честности", исповедуемой сильным и устойчивым средним классом. Россияне же ценят "справедливость" и "совесть", а не "честность". Они хорошо действовали в традиционной общине, но плохо работают в современном обществе.

 

Психотерапевт, клинический психолог Екатерина Шадрова считает, что даже в русских сказках сильна надежда на авось, на чудо: "На Западе в рекламе люди вкалывают, за это получают награду; у нас вечно прилетают на помощь какие-нибудь волшебные козявки. Поэтому хорошо работающий человек - это для многих Конек-Горбунок, который будет служить и исполнять желания".

 

Мария Левина считает, что у людей есть сильное желание справедливости. Но далее люди или впадают в пассивность и ничего не делают, так как все уже "не по справедливости".

 

Или возникают пресловутые двойные ценности, так как если "я ущемлен, то мне можно взять чужое" - и это не воровство, а компенсация ущерба. Поэтому взяточник-милиционер может даже считать себя Дон-Кихотом и борцом с "режимом".

 

"Наше государство - как большой детский дом, - констатирует Левина. - Если вас в детстве много бросали, у вас нет доверия ни к кому, любая мелочь вызывает злобное "все сволочи". При этом люди все время рассказывают, как хорошо было в коммуналке, общине, деревне: там было безопаснее, люди были добрее, друг другу помогали, совести было больше. Это крестьянское сознание, по сути. Ему плохо при капитализме".

 

Объяснение четвертое: "не каждый может или хочет быть героем"

 

В массовом сознании человек, стремящийся жить "по совести", обязан быть рыцарем без страха и упрека, который не имеет права допустить ошибку. По сути, он отдувается за всех. Однако подобные требования человек толпы почему-то не предъявляет себе.

 

Лично у меня нет ощущения маргинализации нормальных людей. Журналист не занимается изучением нормы - он изучает коррупцию именно потому, что это не норма. Скажите, пожалуйста: если я не беру взяток, должен ли я этим гордиться? Героизация нормальности не нужна

 

Александр Каменский, декан истфака ВШЭ

 

С другой стороны, порядочность ассоциируется со слабостью. Распространенный упрек тому, кто начинает публично говорить о проблеме - "какие мы нежные" (подразумевается "я вынес больше").

 

Многие считают Дмитрия Медведева честным политиком. Но при этом про власть говорят и так: "это честные, но слабые" или "это честные, но малокомпетентные" люди.

 

Философ и юрист Даниил Левин уверен, что атрофия этики происходит, когда люди видят разницу между публичной риторикой и реальной логикой, которой руководствуются многие чиновники. Если на этом фоне кто-то идет против течения и выступает "за правду", возникает недоверие - в чем его интересы, не замешан ли он сам.

 

"На него смотрят как на идиота - он не знает, "как устроен реальный мир" и не сможет решить проблемы, - говорит Левин. - Постепенно общественное мнение размывается, даже если оно изначально было на его стороне. Начинаются упреки - здесь он действует не так, тут у него личный интерес. Чтобы поддержать героя, нужно больше думать о его делах: полезно ли это обществу - а не идеален ли он".

 

Наконец, многие полагают, что нормальность и не должна героизироваться: рекламировать себя у порядочных людей не принято. Оборотная сторона такой позиции - общество не видит их в качестве примера, не поддерживает их. Мы можем знать о чьей-то личной честности - но те, кто с ним не знаком, уже не испытывают к нему доверия.

 

"Лично у меня нет ощущения маргинализации нормальных людей, - возражает Александр Каменский. - Журналист не занимается изучением нормы - он изучает коррупцию именно потому, что это не норма. Скажите, пожалуйста: если я не беру взяток, должен ли я этим гордиться? Героизация нормальности не нужна".

 

Объяснение пятое: "честным быть небезопасно"

 

Еще одна причина "невидимости" принципиальной позиции – в некоторых сферах жизни быть честным небезопасно. Например, проще уволиться из милиции, чем идти практически в одиночку против системы.

 

Даниил Левин уверен: сейчас сохранять баланс между моралью и личным комфортом можно только вдали от властных структур – иначе "с человеком начнется то, что у древних греков называлось "трагедия": разные моральные установки вступят в противоречие".

 

Кто-то сознательно решает устроить свою судьбу более выгодно благодаря слабости государства, а кто-то совершает неблаговидные поступки из страха, отмечает он.

 

"В этом, кстати, отличие эпохи Ельцина от эпохи Путина: при Ельцине был беспорядок, но у того же судьи была возможность личного выбора, - говорит Левин. - При Путине люди отмотивированы принадлежностью к своей социальной группе. Как сказала экс-судья КС Тамара Морщакова, судейский корпус - это люди, занятые своей личной судьбой".

 

Психологи считают: дело также в том, что коррупционер кажется более защищенным, чем честный - на данный момент. При этом в дальнюю перспективу наказания - например, по суду - человек не верит.

 

Социолог Кира Богословская видит у своей аудитории постоянное столкновение установки "все воруют, все продано" и параноидального страха "оказаться лохами".

 

"Если ты признаешь легитимной позицию порядочности, то это предъявляет требования тебе лично, и может идти вразрез с со спокойствием, с ощущением принадлежности группе – "я как все, все так делают", - указывает она.

 

Объяснение шестое: "у нас такая история"

 

Эксперты вообще говорят о том, что корни нынешней ситуации - в исторической травмированности общества, в не до конца произошедших реформах, в тектонических сдвигах и угрозах, которым многократно подвергалась человеческая жизнь в России. Нынешняя проблема системна, одной "социальной терапией" здесь не обойтись.

 

Русские были унижаемы и подавляемы дольше, чем остальные народы Европы. Вспомним крепостное право. Это, правда, не объясняет, почему в Китае все не так, как у нас. В итоге - люди как будто заранее разочарованы или напуганы результатом действия

 

Наталья Кигай, психоаналитик

 

Лев Гудков уверен, что разлитое в воздухе двоемыслие (разрыв между идеалами и поступками) возникло задолго до возвращения на российскую землю капитализма - в советское время, в результате террора. Сейчас коррупция, вымогательство - это тоже насилие, с которым больше сталкиваются наиболее активные и молодые члены общества.

 

"По нашим оценкам, в последнее время объем коррупционных сделок вырос в 10-12 раз, - отмечает Гудков. - Есть много людей, которым противно воровать или давать взятки, но вся система их к этому принуждает. Насилие, от которого трудно защититься, дает сильнейший эффект цинизма. Позиция "все продажны" - это не просто отрицание ценностей или оправдание своего собственного поведения. Это способ адаптации к реальности".

 

Психоаналитик Наталья Кигай уверена, что у тех, кто считает, что "нынче вдруг такое настало", слишком короткая память. И даже апелляция к сталинской эпохе или революции не объясняет причин травматизации.

 

"Русские были унижаемы и подавляемы дольше, чем остальные народы Европы, - говорит Кигай. - Вспомним крепостное право. Это, правда, не объясняет, почему в Китае все не так, как у нас. В итоге - люди как будто заранее разочарованы или напуганы результатом действия, а вместо него пребывают в фантазии всемогущества. Они завидуют тем, кто активно живет, но обесценивают активность, считая, что она отвлекает от главного".

 

Объяснение седьмое: "мы - такие же, как и все"

 

И все же, несмотря на некоторые особенности, глобально россияне не отличаются от других наций.

 

Эксперты призывают соблюдать баланс: трезво оценив сложности, не зацикливаться на них, не застревать в ощущении своей ущербности или глобального изъяна, а учиться заботиться о себе, не впадая в ощущение безнадежности.

 

Психотерапевт Екатерина Шадрова считает, что в российском обществе сейчас начинается то, что на Западе произошло довольно давно и с чем люди отчасти смогли справиться. В эпоху потребления общество сильно разобщено, каждому не хватает сил и времени на то, чтобы общаться и учиться доверять близким.

 

Для получения того, что хочется, проще сманипулировать: "Естественно, на таком фоне честное поведение выглядит глупым. И даже если ты суперустойчив, ты чувствуешь себя дефективным. Моя рекомендация активным людям сейчас – собирать себе "референтную группу" похожих на себя и там получать поддержку".

 

Александр Каменский уверен, что можно долго смотреть на разные исторически эпохи в истории России - и сделать грустный вывод: так было всегда. Но это не значит, что не может быть иначе.

 

Вредно также постоянно искать в прошлом модели для подражания - лучше задуматься о том, как строить новую жизнь. Просто потому, что мир изменился - в обществе "современного типа" традиционалистский взгляд на историю, представление о том, что будущее детерминировано прошлым, не работает.

 

"У нас на рубеже 80-90-х годов у части общества возникло ощущение, что мы должны восстанавливать "Россию, которую мы потеряли", - отмечает декан истфака ВШЭ. - Это глубочайшее заблуждение. У нынешних людей другая ментальность, они прожили несколько десятилетий при советской власти - они иные, и нужно не восстанавливать старое, а строить новое".

 

Каменский говорит, что постоянно слышит противоположные мнения и о неустойчивости моральных норм в России, и про высокую русскую духовность. Скорее всего, это просто мифы, отмечает ученый. Человеческая природа одна и та же у русского, немца или француза.

 

www.bbc.co.uk  

www.mirvboge.ru  

www.gazetaprotestant.ru  


Количество просмотров 1395
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна