Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Как сохранить евангельский имидж

Одним из важнейших событий в истории христианства на стыке ХIХ-XX веков стал альянс мирового баптистского братства. И в этом был виден промысел Божий. Вспоминая то чудное, благословенное время пробуждения, которое Господь произвел век назад, мы можем сказать: "Ты умножил народ, Господи, умножил народ, - прославил Себя, распространил все пределы земли" (Ис. 26:15).

Господь чудесно запустил механизм евангельского пробуждения, в котором Дух Святой действовал почти одновременно в разных частях планеты. Господь по-особому начал его, побуждая лидеров церквей объединяться, чтобы евангелизировать мир. Эти и другие организационные вопросы послужили поводом для созыва Первого Всемирного Конгресса баптистов в Лондоне в 1905 г. На Конгрессе были провозглашены основные принципы баптистов, их задачи в расширении миссионерского служения. Сегодня этот Союз имеет за спиной вековую историю и огромную армию воинов Христовых: более пятидесяти миллионов баптистов.

Разные взгляды или чистота учения?

Все чаще на страницах периодической печати можно встретить высказывания, переживания, опасения представителей той или иной деноминации. И это не критика, а, скорее, тревога. Подобные материалы представлены читателю на суд, который вправе принять или не принять какое-либо мнение. А если читатель в чем-то не согласен, махнет рукой и скажет: "Это точка зрения автора", может, он и прав. Но хорошо, когда есть реакция на тот или иной материал. Как пример, приведу отзыв пастора А. К. Сипко на статью И. Колгарева "Название нашей конфессии" в журнале "Голос Истины" (№7, 2010 г.), где он заметил актуальность материала не просто в игнорировании названия конфессии, а в самом отношении, в подходе, в авторитете принадлежности к той или иной деноминации.

На Двадцатом Всемирном Конгрессе баптистов, проходившем в этом году с 28 июля по 1 августа (Гонолулу, Гавайи), у меня, аккредитованного представителя прессы, естественно, сложились свои впечатления, появилась своя точка зрения не только как у журналиста, но и как у христианина. И можно было бы согласиться со всем происходившим на Конгрессе, если ты на подобном форуме впервые: мол, наверное, что-то не так понял, глаза разбежались и т. д. Но когда события повторяются, когда ты видишь постоянство в чем-то, то невольно задумываешься, почему все происходит именно так.

Помню величие прошлого Конгресса, проходившего пять лет назад. Тогда всемирная семья баптистов праздновала свой вековой юбилей в Англии. От славянских союзов ЕХБ России, Украины, Молдавии, Белоруссии были сотни делегатов, которые приехали, чтобы праздновать 100-летний юбилей Союза христиан, крещенных по вере. Связь между этими союзами - вековая. Более того, ко времени образования этого альянса (1905 г.) Российскому Союзу баптистов был уже двадцать один год (1884г).

Историческая справка. Для христиан России весна 1905 года стала тройным праздником. Во-первых, был провозглашен царский Манифест веротерпимости от 17 апреля 1905 года (гласил о даровании христианам свободы совести, свободы слова, собраний и союзов). Во-вторых, светлые Пасхальные лучи радости затмили мрачную эпоху гонений. И, в-третьих, приглашение на первый Конгресс для участия в альянсе баптистов всего мира. От христиан России были В. Павлов, И. Каргель, Д. Мазаев, В. Иванов-Клышников и В. Фетлер.

История помнит доброе начало 1905 года. И поэтому, когда смотришь на день сегодняшний, думаешь: куда делись те добрые стремления, то святое, тот фундамент альянса? Куда ушло то, что создавалось десятилетиями?

В числе основных баптистских принципов, принятых на первом Конгрессе, был пункт "...о всеобщем священстве верующих", который с течением времени все больше утрачивает свою силу. И то, что наблюдается на больших форумах вчера и третьего дня, скорее всего, есть удаление от чистоты, а не достижение чистоты Церкви Христовой, о чем и апостол пишет (1Фес 4:7).

Как и сто лет назад на Первом Конгрессе, так и в этом году были христиане разных национальностей и разного цвета кожи, соединенные единством духа под знаменем "Один Господь, одна вера и одно крещение". Это евангельское знамя и стало предметом собрания посланников церквей разных континентов. Мы стремились провозгласить и утвердить, кто мы такие, какие принципы защищаем, какие методы служения используем для евангелизации мира. Но, к сожалению, на Конгрессе присутствовало и нечто другое.

Нашим делегатам (из славянских церквей) на прошедшем Конгрессе сначала казалось странным то, что мы увидели и на сцене, и в огромном зале, вместившем 15 000 человек. Те, кто находился в зале, не просто рукоплескали, а раскачивалсь в такт с фолк-роком и теми, кто был на сцене. На второй день подобное повторилось. И тогда многие, возмутившись, послали записки устроителям программы: "Что это такое? Что происходит? Куда мы попали?" И если 5 лет назад подобное можно было отнести к цветному братству, то теперь зачинщиками были не они. Тон задавала певческая группа в сопровождении рок-музыкантов, и эта "волна" передавалась в многотысячный зал.

Историческая справка. Сто лет назад (1905 г.) на Первом Конгрессе один из наших делегатов покинул зал, когда увидел, что использовали рукоплескание как способ выражения радости. "Разве восторг спасенных нужно выражать посредством рукоплескания?" - возразил тогда Каргель.

Если даже рукоплескание считается неевангельским действием, то куда можно отнести то, что было на последних двух Конгрессах? А на вопросы, заданные нами, последовал ответ: "Мы собрались здесь праздновать юбилей нашего Союза. - Вот, - продолжал оратор, - когда вашему отцу будет сто лет, - разрешаю вам танцевать".

Ответ такой... дозволительный. Многие участники поняли его буквально и позволяли себе пляски. "Что в этом такого? - ответили нам. - Ведь это есть самое невинное средство для выражения радости ".

В защиту веры отцов

Нам, славянам, баптистские принципы наших предшественников дороги потому, что и принципы, и их цели мы можем определить, когда они соблюдаются, по результату. А наши отцы их соблюдали. И мы видим результат. Многочисленные потоки живой воды, вследствие соблюдения тех принципов, потекли повсюду там, где раньше была пустыня. Свет Евангелия пробуждал все больше и больше язычников, и среди мусульман - тоже.

Есть на Руси верная пословица: "Старый конь борозду не портит". Может быть, в контексте этой статьи она не очень-то и уместна, но зато правдива. Наше русское братство сохранило евангельские принципы, чистоту учения и понесло его, как факел верности, через трудности, тюрьмы и лишения. Говорю это потому, что в наше время молодежь, да и новое поколение служителей, не очень-то принимают опыт служения старцев или потому, что те часто "наступают им на мозоли", или от уверенности в себе.

Иной раз с больших трибун можно услышать: "На Руси не было богословия, а лишь богословие тюрем". В чем-то они и правы. Именно богословие тюрем и лишений дало христианам России таких евангелистов-богословов, как: В. Г. Павлов, И. В. Каргель, Д. И. Мазаев, Г. И, Шипков, В. Марцинковский, П. В. Павлов, И. С. Проханов, П. В. Иванов-Клышников, П. Степанов и т. д.

Печально, что в пренебрежении оказался опыт служения тех, кто был камнем, положенным в основание евангельского христианства на Руси, кто проложил первые борозды в степи бездуховности православия при царе, чьи кости полегли в лагерях Колымы и Соловков, а чьих-то следов даже не найти после сталинских гонений. Для многих молодых служителей преемственность служения от отцов к детям становится бременем.

В прошлом году мне пришлось побывать на 90-летии Ашфордского русско-украинского Союза (РУС ЕХБ). Этот Союз был основан еще В. А. Фетлером и П. И Давыдюком, служителями первой эмиграции в Америке. Принципы, заложенные в основу Союза, особенно после первой и второй эмиграции, его хорошая история привлекли многих гостей на юбилей. Его председателем, Г. Харловым, была подготовлена хорошая программа. В числе многих почетных гостей был и бывший генеральный секретарь Всемирного Союза Баптистов (ВСБ) Дентон Лоттц. С ним я знаком почти двадцать лет и надеялся получить утешительный ответ на волнующий меня вопрос.

Зная печальные отношения между ВСБ и Южной баптистской конвенцией численностью в 16 миллионов баптистов, которые откололись от ВСБ, я спросил Дентона: "Доктор Лоттц! Ведется ли какая-нибудь работа на сближение этих двух "держав" баптистских деноминаций?" Он, не раздумывая, ответил: "Вот умрут старики, и они объединятся".

Это меня натолкнуло на мысль, что современный англо-американский баптизм тоже считает методы Сперджена, Онкена и других подвижников веры устаревшими, что они пошли путем использования современных методов богословия: модернизма и либерализма. Среди наших славян тоже можно подобное слышать: "Через десять лет будут совершенно новые церкви". Когда смотришь вокруг, то видишь: таковые, "новые", уже есть. Только их трудно назвать невестой Христа.

Темперамент или все-таки благоговение?

После возвращения с юбилейного Конгресса 2005 г. нашей студией было принято решение сделать фильм: все-таки позади вековой путь альянса баптистов. Первая часть фильма - историко-документальная, вторая - хроника юбилейного Конгресса. В процессе работы мы столкнулись с двумя проблемами: трудности в поисках материалов столетней давности для первой части и трудности показа хроники юбилейного Конгресса во второй части.

Звоню моему консультанту В. Авдееву, пастырю большой церкви, и говорю: "Виктор Александрович, есть трудности. Там была такая хроника, что боюсь показывать: чуть ли не молдавские танцы. А если не показывать все, будет неправдивый материал. Сотни славян ведь присутствовали". Он подумал немного и сказал: "Ты покажи, но скажи зрителю, что мы, славяне, не привыкли к такому прославлению. Это не наш менталитет". После просмотра были, в том числе, и такие отклики: "Ну и баптисты..."

Один из основных докладчиков на юбилейном Конгрессе был Рик Уоррен, автор популярной трилогии "Целеустремленная церковь". Его привлекательная проповедь, практические идеи давали особое понятие о том, что все служения должны быть сфокусированы на процессе созидания церкви.

Проповедь Уоррена на пасторскую встречу привлекла более 400 служителей, в основном - пастырей. Он заставил многих задуматься о роли и значении пастыря в рождении церкви. Когда Уоррен касался методов служения и возникающих барьеров, ему задали вопросы о том, что волновало славян на этом Конгрессе: славяне не привыкли к методам прославления, которые внесли цветные братья.

Его ответ показался в чем-то невразумительным. Объясняя некоторые ситуации, возникающие в служении, он вдруг привел такой пример: "Вы знаете, почему Каин убил Авеля?" Все молчали: каждый ведь знал о причине первого кровопролития. Оратор же, правда, со ссылкой на Чарльза Сперджена, стал толковать это место из Библии не совсем привычно для многих: "Та первая жертва появилась вследствие разности во взглядах и понимании поклонения Богу. Каин понимал по-своему, а Авель - по-своему. И из-за того, что Авель понимал иначе, Каин убил его". Уоррен сделал небольшую паузу, посмотрел на реакцию аудитории и добавил: "Многие здесь присутствующие думают, что цветные наши братья неправильно славят Бога, и даже возмущаются... Так не будем уничижать их служение по причине того, что мы понимаем иначе".

Многие, кто подражает такому поклонению, в оправдание говорят, что это нормально, что это их культура, их темперамент. Конечно, можно все списать на менталитет, на культуру нации, культуру времени. Но ведь в служении Богу требуется не только темперамент и не только определенная культура, но и благоговение. Мы, славяне, не так научены.

В наших церквах мы этого не видели, мы помним благоговение в служении наших отцов. За это благоговение, за чистоту учения наши отцы и наши наставники отбывали сроки заключений. Желание пронести факел Евангелия через огненные испытания воспитывало в них верность принципам, сохраняло чистоту учения, при этом в служении соблюдалась не культура времени, а культура евангельская.

Без сомнения можно сказать, что те методы прославления, или "христианская радость" в кавычках, которые демонстрировались некоторыми группами из африканских стран и стран латинской Америки на юбилейном празднике в 2005 году, да и на Конгрессе этого года, не были евангельскими. Так называемая культура делегатов из цветного братства, несоблюдение верховенства Евангелия, возможно, и были ответом для тех, кто недоумевал, почему Южная Баптистская Конвенция США отделилась от Всемирного Союза Баптистов.

Как хотелось бы, чтобы принципы Евангелия объединяли, а не стали предметом споров и разногласий в вопросах апостольского вероучения в это последнее время, когда все мы осознаем приближение пришествия нашего Господа.

Когда заканчивал статью, еще раз просмотрел ее содержание и подумал: "Неужели все так уж плохо было на Конгрессах? - Нет, - ответил я себе. - Ведь были молитвы, пение, проповеди и даже постановочные сценки. Много говорилось о миссионерстве, о ситуации в мире…" Но мне кажется, что все то доброе, что говорилось ораторами с таким вдохновением в течение рабочей программы Конгресса, было перечеркнуто теми исполнителями на сцене и в зале, которые вносили дискомфорт в духовность. А ведь лозунг Конгресса был: "Исполняйтесь Духом".

Можно было бы закрыть глаза на все происходящее и в тиши помолиться: "Прости, Господи, организаторов за допущение мирского модернизма в народе Твоем. И меня прости за то, что просмотрел все это до конца".

Но ведь такое исполнение негативно влияет на тех, кто ищет такого поклонения, да и не только на них.

Поддерживая евангельский порядок

На прошлом Конгрессе в Англии от славянских церквей были сотни делегатов. Помню сестру Людмилу, она из Крыма или Кавказа. В первый вечер, после открытия Конгресса, когда мы вернулись в студенческий городок, где жила часть делегатов-славян, она сказала: "Как они могли так? Сестры не покрыты, в брюках, обвешаны... А что творилось на сцене?!" На второй день её возмущение повторилось: "Сидя молятся, стоя поют и не поют даже, а танцуют". На третий день она пришла уже без платка, несколько поостыв...

Это я говорю к тому, что наш плотской Адам способен быстро адаптироваться, в том числе и к неевангельскому стилю. Сестра сначала вела себя так, как была научена, но попала в среду, чуждую её пониманию. Позже она себя все же реабилитировала хорошим интервью.

Какой-то корреспондент заметил, что она отличается от остальных, и попросил дать интервью. Она согласилась и рассказала обо всем, как понимала, как была научена. Перед интервью она спросила: "Может, нужно снять косынку?" - "Нет, - ответил корреспондент. - Ваша внешность соответствует тому, о чем Вы говорите". Задав последний вопрос, корреспондент был весьма удивлен ее оптимизмом: "И как же Вы теперь собираетесь жить после возвращения? Запасов-то нет". - "Да никак, - был ее ответ. - Теперь я буду ждать пришествия". Он улыбнулся и поблагодарил за интервью.

Позже от русского переводчика мы узнали, чем сестра так удивила корреспондента. Оказывается, когда Людмиле предложили ехать на Конгресс, денег у нее для этого не было. Правда, за последние несколько лет, будучи на пенсии, сестра откладывала понемногу на черные дни, а может быть, даже на похороны. И когда она решилась ехать на Конгресс, то для этого использовала все накопленные запасы.

Людмила приходила непокрытой и в последующие дни, но ее внутреннее возмущение не давало права соглашаться с тем, что происходило в зале. Павел говорит, что "в членах моих воюют две природы. И если мы, будучи отсечены от дикой маслины, не привились к хорошей маслине, мы остаемся дикими. Мы быстро можем привыкнуть к тому, что происходит вокруг, и считать это нормой, если не будем помнить, что стоит во главе угла".

После Конгресса в Англии в 2005 году мне пришлось побывать и на Конгрессе Российского Союза ЕХБ в Брянске. Там тоже проходило такое, что "загремели на всю Ивановскую". И хорошо, что все было остановлено в самом начале (пантомимы). Надеемся, что впредь устроители программ подобных форумов, и не только Российского Союза, обратят внимание на то, что будет происходить на сценах наших съездов, конференций, конгрессов и церквей, чтобы не пришлось потом искать виновного, как это было после Брянского Конгресса.

Я присутствовал на том братском "разборе". Единственное, что там было положительного, так это то, что реакция на негативное, чуждое нашему учению, была своевременной, хотя дебаты длились часами. Упрекали и учили друг друга, как нужно все контролировать, как ненужное не допускать. А ведь матушка наша Русь не так уж мала, чтобы за месяц или год объехать все церкви.

В адрес того, кто стоял во главе Союза ЕХБ, со стороны служителей-эмигрантов полетели стрелы, иной раз и ядовитые: мол, куда глядишь? Почему такое происходит в нашем братстве? Почему нет контроля? Ведь мы не допускали подобного в наше время...

И это, по-моему, задело за живое служителя РФ ЕХБ, и он просто сказал: "Братья, вы бросили церкви и переселились в Америку. Вам оттуда легко видеть минусы и заметить неевангельское. Возвращайтесь в свои церкви, помогите поддерживать евангельский порядок, и вместе нам легче будет контролировать программы, проекты, пресекать то, что просачивается от вас".

Конечно, на все это можно посмотреть, а увидев - забыть. Но такие вещи начинают практиковаться сплошь и рядом в наших церквях. А мы не так научены.



Григорий БАБЕРЕ (Сайлэм, Орегон)

Опубликовано в журнале «Голос истины»


Количество просмотров 1221
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна