Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Две скорости развития французского протестантизма

Средний российский христиан знает, о французских протестантах очень не много.

В основном знания заканчиваются на том, что они – это потомки гугенотов, сумевших сохранить свою веру даже после кровавой Варфоломеевской ночи.

И не многие знают, что сегодня во Франции, считающейся «старшей дочерью католической церкви», протестанты составляют чуть менее трех процентов населения. Они верны своей вере, хорошо организованы, динамичны и социально активны. Для сравнения в России чуть более одного процента.

Недавно во Франции были опубликованы результаты опросов общественного мнения, проведенные среди протестантов по заказу Протестантской федерации Франции, еженедельника «Реформа», газеты «Ля Круа» и еще трех специализированных агентств.

Главным итогом проведенных исследований стал вывод о появлении во Франции нового евангельского протестантизма.

Опрос показал, что один протестант из четырех еженедельно участвует в богослужении, один из трех читает дома Библию по меньшей мере один раз в неделю, почти каждый второй говорит, что он ежедневно молится.

Свидетельством духовного здоровья французского христианского меньшинства, считают иссследователи, является то, что 39% протестантов регулярно участвуют в жизни своих церквей.

Один из крупнейших знатоков  французского протестантизма, социолог Ж.-П. Виллем, с удивлением костатирует, что вопреки классической схеме социологии религий, по которой чем верующий моложе, тем меньше у него религиозной практики, французские протестанты до 35 лет, вне зависимости от своих конфессиональных предпочтений, являются более набожными, чем их старшие братья по вере.

Исторически французский протестантизм является преимущественно лютеранско-реформатским, 56% респондентов заявили о своей принадлежности именно этой протестантской традиции. Однако результаты опроса выявили еще один полюс французского протестантизм- 30% опрошенных отнесли себя к евангельскому полюсу, включающему евангельские, пятидесятнические и харизматические церкви. 

Различия между традиционным, лютеранско-реформатским полюсом и новым евангельским полюсом по некоторым аспектам не просто очевидны, но очень значительны.

Так например, всего 8-9%  верующих лютеранско-реформатского направления ходят на богослужение еженедельно, тогда как среди евангельских христиан и пятидесятников эта цифра достигает 65%.

Разительный разрыв между цифрами участия в богослужении  свидетельствует о таком феномене, как «переход от религии по наследству к религии по выбору». К такому выводу приходит исследователь Ж.-П. Виллем.

Основными причинами вступления в протестантизм, которые были указаны опрошенными французами, являются для членов лютеранско-реформатских церквей семейная традиция и свобода совести, а для евангельских христиан- Библия и способ выражения христианской веры.

Результаты исследования в конечном итоге подтверждают существенную важность обращения для членов евангельских церквей : 48% считают себя «обращенными», тогда как среди верующих лютеранско-реформатских церквей обращенными себя считают лишь 11%.

Следует отметить, что евангельские церкви привлекают к себе новых членов преимущественно из числа атеистов, тогда как лютеранско-реформатские церкви привлекают к себе прежде всего католиков.

По мнению многих специалистов выявленные тенденции развития французского протестантизма вполне вписываются в более широкий контекст процессов религиозной перекройки, происходящих в современном обществе, которое характеризуется возрастающим приоритетом индивидуального выбора.

Журналисты обратили внимание, что позиции различных протестантских тенденций по социальным вопросам практически совпадают.

А в политической сфере позиции протестантов в значительной степени аналогичная французам, придерживающимся светского мировоззрения.

Например значительное большинство протестантов (61% опрошенных) считает, что минареты и следовательно присутствие мечетей, не совместимы с идентичностью Франции, и только 36% из числа респондентов придерживаются противоположной точки зрения.

Практически расхождения во взглядах протестантов носят не столько политический, сколько этический характер: различия наиболее заметны по таким болезненным вопросам, как право на прерывание беременности, освящение однополых браков и право выбора момента своей смерти.

Главный редактор газеты «Ля Круа» Изабель де Голмин обращает внимание на наличие:

двух скоростей развития французского протестантизма- Церкви пожилых верующих, привязанных к ней семейными связями, и Церкви новых обращенных, более молодых, более практикующих, более молящихся и с более консервативными моральными и этическими убеждениями.

С ее точки зрения аналогичные процессы характерны и для других христианских конфессий.

Главный редактор также отмечает, что еще до недавнего времени считалось хорошим тоном снисходительно-пренебрежительно высказываться о новых евангелических церквях, появлявшихся на городских окраинах около 30 лет назад, и поспешно названных сектантскими, примитивными и даже фундаменталистскими.

Но сегодня эти церкви составляют уже 30% французских протестантов и динамизм их развития показывает, что в отличие от классических церквей им удается принимать людей без религиозного наследства, находящихся в поиске духовного смысла своей жизни.

При всех выявленных в ходе опросов различий среди верующих протестантских церквей Франции следует помнить, что они живут единой жизнью, что они слушают друг друга и умеют находить общие для всех позиции.

Развитие евангелического полюса во французском протестантизме не приведет к формированию двух протестантских миров. Прежде всего потому, что между различными церквями и объединениями протестантов Франции существуют и продолжают строиться множество мостов и переходов, да и просто в связи с тем, что в евангельских церквях много лютеран и реформатов.

Представляется, что многие вопросы, стоящие перед протестантскими церквями и объединениями Франции, уже давно созрели и для протестантских церквей России.

Давайте начнем их ставить и пытаться совместными усилиями находить необходимые для всех ответы.

 

Павел Верин по материалам иностранной прессы специально для www.protestant.ru

Количество просмотров 2510
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна