Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Не говори, что на твоей стороне Господь, а лучше молись о том, чтобы тебе самому быть на стороне Господа». (Авраам Линкольн)

Первая Заповедь – самая первая

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». (Исх.20:3)

Свои первые 10 заповедей Израиль получил от Бога сразу после очень драматичного и конфликтного исхода из Египта, из страны, где процветало многобожие. И путь свой он направил в Ханаан, где также было большое разнообразие различных божеств-идолов. Поэтому, в Первой Заповеди Господь сразу устанавливает рамки взаимоотношений между Ним и народом. В ней Он, во-первых, ставит запрет на многобожии, а во-вторых, указывает народу, кто теперь будет его единственным Богом. Но этим далеко не исчерпывается значимость этой великой заповеди.



1.Что хотел сказать Бог людям Своей Первой заповедью.

1. В первой части заповеди Бог напоминает людям о Своей роли в истории всего народа, в судьбе каждого отдельного человека – именно Он освободил их от рабства, дал личную и национальную свободу, культурную идентификацию. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Сегодня, как и в прошлом, Господь дарует нам свободу, если мы обращаемся к нему как Всемогущему Богу и становимся гражданами его народа, мы получаем свободу от наркотиков, алкоголизма, свободу от страха, свободу от моральной грязи и нравственной нечистоплотности, свободу от бессмысленности и скоротечности существования - свободу от рабства всякого греха.

Нет иного Бога, кроме Того, Кто вывел Израиль из Египта, Того, чье бытие служит надлежащей основой и оправданием нравственного бытия человека. Какой смысл следовать какой-то иной идее Бога или богов, если истинность слов и действий Господа Была продемонстрирована перед глазами миллионов израильтян как в Египте, а позже в земле обетованной, а еще позже и сегодня - десяткам поколений людей и народов по всему миру. Обращаясь к человеку, наделяя его знанием и даром различения, Бог говорит ему на его языке и дает ему весомые, современные доказательства Своей правоты.

2. Далее, заповедь говорит о вере в Бога. О существовании Бога древним людям не надо было много доказывать. Для них вопрос состоял лишь в том, чей бог, боги какого народа сильнее, страшнее или щедрее и покладистее. В целом, ситуация довольно привычная для многовековой борьбы религий друг с другом за души своих приверженцев. Но для нас, людей ХХI века, это вопрос становится наиважнейшим. В обществе сложилось стойкое убеждение, что религия и христианская вера уходят из нашей жизни, секуляризация победно шагает по планете, а христианские убеждения остаются уделом лишь маргиналов и неудачников. И действительно, еще недавно в мире христианства царил пессимизм. Если число всех христиан за последние 100 лет выросло в 3.8 раза, то мусульман – в 6 раз; атеистов – в 10 раз; неверующих - в 30 раз. В целом, это отразило непрерывную динамику процесса секуляризации. Всего десять лет назад в социальных науках и среди широкой общественности бытовало единое мнение относительно будущего религии и христианской веры: считалось, что скорая и безусловная победа секуляризации приведет к полному обмирщению как личного, так и общественного сознания. Даже ведущий протестантский социолог религии П. Бергер в 1968 г. предсказал, что к 2000 г. практически не останется религиозных институтов - лишь отдельные верующие, жмущиеся друг к другу в океане секуляризации.

Сегодня все светские ученые в один голос говорят о возвращении религии поражении секулярной эпохи. Американские социологи Адриан Вулдридж и Джон Миклетвейт опубликовали работу "Бог возвращается: Как возрождение религии меняет мир ". Ученые пришли к выводу, что повышение интереса к религии и рост ее влияния на общественную жизнь происходит во всем мире. Кроме того, они полагают, что именно теряющая веру Европа, а не Америка, является здесь исключением. "Религия сейчас идет рука об руку с модернизацией. С 1970-х в духовных настроениях людей что-то изменилось, сейчас весь мир идет именно в направлении укрепления христианства". Впечатление на ученых произвела численность христианских миссионеров: сегодня в мире распространением христианской веры постоянно занимаются 443 тыс. человек, а еще 1,6 млн совершают разовые миссионерские поездки – наивысшие показатели за всю историю христианства.

Сегодня общество пришло к пониманию, что оно не может существовать без согласия по основополагающим ценностям и принципам, понятиям: что означает "быть гуманным", что такое хорошо и что такое плохо, что понимать под "правильным" и "неправильным". Общество обязано предоставить людям свободу выбирать ценности, которые им по душе. Но если в реальной жизни их убеждения расходятся с тем согласием, которое общество выработало по вопросам «что такое хорошо и что такое плохо», "правильное" и "неправильное", то такое согласие, да и само общество, развалится. Если общество озабочено проблемой гигиены и санитарии, оно не может в то же время разрешать верующим приносить в жертву козлов на улицах городов или на городских балконах. Нельзя заявлять и отстаивать права пожилых пенсионеров и в то же время, не предоставлять им достойной пенсии и социального обеспечения по старости. Такое согласие в обществе дают законы и заповеди, которые Бог дает людям. И чтобы общество не распалось, Господь повелевает людям исполнять его заповеди.

3. Далее, заповедь говорит, о том, что Бог ревнив: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Есть только один Бог, все остальные – боги-идолы. Боги-символы, боги- псевдоценности. Бог сказал, что если Израиль будет чтить своего Бога и исполнять заповеди, то в их жизни будет благословение во всех сферах (Втор. 28:1-14). Если же он отступит и будет служить иным богам, то его постигнут все проклятия (Втор. 28:15-68). К великому сожалению, исполнились в жизни Израиля именно слова проклятия.

Существует только один Бог, все остальные – продукт человеческого ума, изобретение людского страха. Павел (Рим. 1:19-25) показывает нам причины возникновения идолопоклонства. Бог открыл Себя каждому человеку в творении, но человек не прославил и не возблагодарил Его. И следствием этого явилось то, что омрачилось неосмысленное сердце человека, он начал поклоняться твари вместо Творца.

Бог есть Бог ревнивый, по той простой причине, что Он хочет удержать нас от ошибочной идеи - придумать себе других богов. Других богов не существует. Если мы их придумываем, то они существуют исключительно в нашем воображении. Сегодня богами становятся идеи безбрежного эгоцентризма, неуемное потребительство, жадность, стремление к непрерывным удовольствиям. Но даже эти вполне зримые и достижимые цели не объединяют, а разъединяют людей. Еще одной формой современного идолопоклонства можно считать доведенные до абсурда идеи автономности и суверенности отдельной личности, идеи, ведущие к созданию, по существу, тысяч и миллионов суверенных «богов», которые вряд ли смогут легко договариваться друг с другом.

2. Идолы прошлого, настоящего и будущего



В своем Откровении Иоанн смог заглянуть в мир людей будущего, живущих перед грядущей кончиной века. Он увидел, людей которые будут поклоняться «бесам и золотым идолам» (Отк. 9:20-21). Сегодня мы это уже реально наблюдаем и называем такую ситуацию избытком суеверий и проявлением массовой жадности, манией всеобщего приобретательства.Во могом, идеологическим выразителем и носителем взглядов «новых» идолов является новая либеральная теология постмодернизма, утвердившаяся на Западе и уже проникшая в Россию.

Вот лишь некоторые особенности новой либеральной теологии:

1. Христианство всегда учило о Боге как Всемогущем, Вездесущем и Всевидящем Господе, Который строго спрашивает с человека за отклонения от Его заповедей и заветов. На протяжении многих веков верующие христиане пребывали в атмосфере постоянной подотчетности перед Господом, непрерывного анализа своих поступков, слов и мыслей, им были знакомы чувства покаяния и раскаивания, чувства радости от преодоления грехов и полученного от Господа прощения. Самым страшным грехом считалось нарушение Первой заповеди, а поэтому самой большой радостью была победа над ним - возвращение блудного сына к Своему Отцу. Новая модель либерального христианства отражает ряд либеральных принципов: отрицание абсолютных, в том числе нравственных, ценностей; недоверие к Божественному и трансцендентному; жажда религиозного плюрализма — желание того, чтобы представители других культур и религий также обрели спасение; принижение авторитета Бога. Они утверждают, что в отношениях между человеком и Богом Господь Сам установил атмосферу терпимости, душевной теплоты и даже поп-психологии. Отношения отцовства и сыновства меняются на приятельские и партнерские отношения.

2) Если классическая оценка роли Первой заповеди исходила из идеи трансцендентности, непостижимости и неизменности Бога, Его всемогущества и всеведения, то новая модель подчеркивает партнерский характер этой заповеди, сводя ее к выгодному для обеих сторон бизнес-предложению: Вы принимает Мое покровительство и Мой титул – а Я вам - разнообразные услуги по комфортному проживанию на земле. Поэтому призывы Бога в Первой заповеди к верности, Его заявление о Своем исключительном статусе становятся неуместными.

3) Классическое христианство учит, что нашей проблемой является Божье наказание, что все мы находимся во власти гнева Божия. Сегодня либеральная модель христианства

учит, что реальной проблемой для нас является не наша греховность, не боязнь совершить грехи, а незнание о безмерной доброте Бога, Который, несмотря на все наши прегрешения, прощает нас. Мы просто не знаем, как сильно Бог любит нас. Что касается Божьего гнева, его права на проклятия, наказания – Господь в свое доброте и милости к нам о них просто забыл, поэтому они исключены из нашего мироощущения, их просто нет.

Такое «удобное» толкование заповедей помогает выработать новую заповедь христианина либерального века: «Если исповедуете свою приверженность Единому Богу на словах, а на деле иногда нарушаете, то – ничего страшного». Например, подчас мы обнаруживаем, что мы находимся среди многих, кто совершает нравственные проступки и преступления (так сегодня мы называем грехи) на работе, в семье, в общества. Но наши эгоистичные убеждения быстро вытесняют эти мысли на периферию нашего сознания. Гораздо чаще мы вспоминаем о своих правах. Осмысливая отношения с Богом, мы, прежде всего, обращаемся к своим правам, оценивая их с позиций своего времени, на основе контрактного права и даже равенства договаривающихся сторон. Мы вспоминаем о наших правах на любовь и заботу с Его стороны, думая о наших зарплатах и пенсиях, о ценах, о нашем социальном обеспечении, обязанностях государства решать наши проблемы по ремонту жилья, благоустройству города и нашего микрорайона. Ко всему этому мы относимся трепетно, а вот что касается прав Бога на нашу верность, искренность, честность, на нашу любовь к Нему, на неукоснительное исполнение заповедей – это можно не всегда и то не очень строго. Ведь Бог не гневливый диктатор, а большой и сильный друг, приятель, подчас добрый психотерапевт, который нас хорошо понимает и снисходительно относится к тому, как реально мы выполняем эту заповедь. Ведь Он так много знает, а мы так мало. С нас и спрос небольшой. Давно ли вы слышали такие фразы как «Бог любит Вас», «Бог любит всех». «Он не хочет смерти никого из людей» и так далее.

Все эти древние и новые идолы, через которые люди сегодня принимают лживые, хотя и комфортные модели общения с Богом, рано или поздно оставят человека. И тогда последнее слово скажет Тот, Кто сказал: «Да не будет у тебя других богов пред лицом твоим». Поэтому для нас большая радость и привилегия иметь веру в Бога , быть свободным от древних и новых идолов, знать, что великий Бог, Который Своим Словом сотворил миры, говорит: «Я – Бог твой»! А это значит, что Он заботится обо мне, Он – помощник мой, Он – участник моих горестей и радостей. И этот Бог хочет в нас видеть Свое достояние, чье сердце безраздельно предано Ему. Жизнь, полная доверия к Богу, несет сердцу мир и благословения в жизни.



3. Формы преступления против Первой Заповеди

В то же время Библия учит, в том числе через Первую заповедь: Бог поругаем не бывает, и что посеет человек, то и пожнет. Последствия нарушения Первой заповеди могут наблюдаться в жизни каждого конкретного человека, в жизни целых народов. Сегодня, в зависимости от тяжести этих нарушений грехи против Первой заповеди могут выступать как:

- Безбожие - когда человек словами, делами или тем и другим вместе отрицает существование Бога.

- Многобожие: почитание многих богов или идолов, выраженное либо в форме древних или новых культов, либо в виде поклонения новым современным идолам либеральных ценностей.

- Неверие: отрицание Бога или сомнение в Божественной силе.

- Полуверие: признание Первой заповеди только на словах либо эпизодически.

- Богоотступничество: отречение от веры в Бога из-за страха или расчетов получить награду. Здесь же впадение в грех суеверия, то есть веры в разные приметы, звезды, гадания.

- Недовольство и ропот людей против Бога, особенно, когда требования к Нему становится выше нашей ответственности за совершенные грехи.

Последствия нарушения Первой Заповеди

Первая заповедь – заповедь с большими последствиями, для тех, кто ее нарушает. Человек, отвергающий живого Бога, лишает себя спасения, ибо никакой другой идол, никакое другое божество не способно спасти человека от его грехов. Согласно Библии тяжесть нарушения Первой заповеди испытали на себе многие могущественные цари древности: египетский фараон, царь Навуходоносор, царь Валтасар (сын Навуходоносора), царь Соломон, царь Ирод. Наказание за отступление от этой заповеди понес и народ Израильский (Исход 32, Осия 4:12-17).

Эти наказания продолжаются и сегодня. Ученые говорят о небывалом увеличении за последние сто лет числа природных катастроф, уносящих все большее число человеческих жизней, о громадном росте экономических и социальных потерь в глобальных финансовых, экономических, политических и экологических кризисах. Несмотря на либеральное благодушие миллионов христиан, разлагольствующих о толерантности, о сотрудничестве между религиями, о желании, чтобы представители других нехристианских культур и религий также обрели спасение, число религиозных войн в которых гибнут миллионы людей выросло за последние 50 лет в два раза. Если за всю историю свыше 70 млн. христиан были убиты за свою веру, сегодня этот процесс резко ускорился: только на двадцатый век пришлось свыше половины мучеников веры за Христа - 45 млн. человек. И в наши дни от рук преследователей и погромщиков ежегодно гибнут тысячи христиан. В 1900 г. за веру погибло 35 тысяч мучеников, сегодня ежегодно 165 тысяч христиан отдают свои жизни за Христа. В настоящий момент в мире подвергаются преследованиям около 100 млн. христиан - наибольшее их число за всю историю.




4. Исполняя Первую Заповедь

Как исполнять Первую заповедь, где искать силы для этого? Ответ дает нам Священное Писание: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. Второзаконие 6:4-9. В Новом Завете об этом свидетельствует Сам Христос: Матфея 22:35-38 «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь».

Говоря о Первой Заповеди, мы подразумеваем наличие в нас особого желания нашего сердца по отношению к Богу. Исполнение такого личного желания, по существу, является высочайшим и сокровенным персональным богослужением каждого верующего, потому как Бог требует послушания именного от нашего сердца, а не выражения лишь внешнего согласия с этой заповедью в форме слов, ритуалов и литургии. Он желает, чтобы в этом мы поступали в соответствии с Его предписаниями: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5), а также: «Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:24).


Бог был, есть и будет. Он не просто абстрактная сила, а Бог – Всемогущий Господь, Бог - личность, которая всегда присутствует в нашей жизни, постоянно вступает в диалог с человеком- своим творением, в том числе с человеком ХХI века. Первая заповедь призывает человека любить Бога и поклоняться Ему одному. Однако, несмотря на то, что это Заповедь – то есть повеление Бога, она не лишает человека права выбора. Господь никого насильно не заставляет Себя любить, потому что невозможно заставить любить насильно. Но давая человеку выбор, Бог всегда подсказывает ему, что лучше выбрать. В данном случае Первая Заповедь является подсказкой человеку: выбери Бога и люби Его всем сердцем.



www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 12540
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна