Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Как проводить евангелизацию через СМИ?

Сейчас есть только один путь пробуждения духовного и культурного сознания - участвовать в современном ареопаге масс-медиа и нести в него точные факты из жизни Церкви, жизни духовной. Эти факты повсюду искажаются, предстают в негативном свете; широкая публика теряет возможность ориентироваться в них, оказывается неспособной противостоять упущениям и антирелигиозным манипуляциям. Скромная по возможностям католическая печать противостоять этому неспособна.

Проводить евангелизацию в Европе через средства массовой информации можно различными способами:

а) прямо - непосредственно через религиозную информацию.

б) косвенно - способствуя созданию и поддерживанию человеческого сообщества на основе справедливости и милосердия (Иоанн Павел II).

а) религиозная информация

1. Профессионализм без прозелитизма. В этой области не следует «пережимать». На самом деле избыток религиозной информации может привести к тому, что опубликованные материалы не будут читать. А если их не будут читать, она не будет способствовать евангелизации.

Вспомним рассуждения о. Габеля, бывшего Генерального секретаря UCIP, который полагал, что «журналисты-католики и Церковь располагают обширным полем действия и будущим; при этом писать о духовном и о земном следует в определенной пропорции» (предисловие к его книге «Цель медиа»). Эти размышления побудили Эмиля Габеля говорить о «католической печати» и «католиках в печати». Отец Габель, погибший в 1968 году в авиакатастрофе, говорил: «Газету покупают не для спасения души». То же самое утверждал и кардинал Ж. Даниелу: «Задача журналистов не в том, чтобы проповедовать». В более и более секуляризованном обществе дело журналиста не собственно в проповеди Благой Вести. Католическая печать - это своего рода переносчик информации, связующее звено, посредник, переводчик. Она должна давать полную и правдивую информацию и комментарии в духе веры и учения Церкви, не искажающие конкретных фактов.

Убедительный пример: среди немногих католических газет в Европе от секуляризации не пострадала «Luxemburger Wort» («Слово Люксембурга»), ежедневное издание, основанное в 1848 году, вполне процветающее. Формулировка ее успеха проста. Это, прежде всего, хорошая информативная газета, профессионально сделанная, но также и открыто католическая и верная Риму, но в то же время не церковная. В результате она стала наиболее крупной и представительной в Великом Герцогстве Люксембург. Ее тираж постоянно увеличивается и сейчас достиг 88 000 экземпляров в день. Ее читают около 80% населения Люксембурга, среди которого всего от 15 до 20% практикующих католиков. Итак, большинство, хотя и не являются практикующими католиками, предпочитают католическую газету из-за ее высокого уровня профессионализма. И хотя религиозные сообщения и комментарии и занимают много места, газета остерегается превращать их в средство прозелитизма. Но именно это позволяет газете плодотворно служить Церкви и осуществлять миссию евангелизации в секуляризованном обществе.

2. Адекватное образование. Профессионализм католической печати может считаться бесспорным тогда, когда газета пользуется доверием именно в среде секуляризованных читателей. А для этого необходимо адекватное образование журналистов, которые должны находиться на высоте своей задачи. Именно в сфере образования следует предпринимать основные усилия. В частности, католические журналисты должны иметь знания по истории, культуре, социологии, богословию, морали... Обладая этими знаниями, католические журналисты должны быть способны работать также и в светских масс-медиа. Это одно из важнейших требований»! От этого зависит успех евангелизации через печать. В этой связи мы приветствуем усилия, предпринимаемые UCIP по организации «Университета UCIP» и «Развлекательных программ».

3. Быть ориентиром для сбившихся с пути. Современный человек, погруженный в море информации, все более и более с неизбежностью ощущает себя потерянным и сбившимся с пути. Это так и есть, но это и определенная возможность для серьезных средств массовой информации, в особенности религиозно ориентированных: они могут служить ориентиром и Ариадниной нитью для многих. Нравится это кому-то или нет, но католическая печать не страдает от отсутствия доверия читателей. Если оно падает, то только из-за недостатков самой этой печати. Мы просто должны оправдать кредит доверия.

То же самое происходит и в других областях, например, в области образования. Почему так много невоцерковленных родителей посылают детей в католические школы? - Потому что они знают, что, вне зависимости от идеологических или политических обстоятельств, приоритетно в них воспитание личности детей. Современный человек, участвуя в «либеральной гонке», выбирает внешнее в ущерб внутреннему. Еще немного, и он начинает испытывать «контрудары» - моральные, культурные, социальные. Поиск истины, аутентичность, духовный голод, главным образом, среди молодых людей, - путь к новому облику и изменению менталитета, что не только сможет сказаться на отношении к средствам массовой информации, но и пробудить стремление к евангелизации.

4. Свидетельство о единстве. Чтобы пользоваться доверием в процессе евангелизации, католическая печать должна, сохраняя объективность информации и комментариев, одновременно указывать на множество смыслов и значений и сохранять проницательность, дабы вместе с другими не способствовать систематическому очернению учения Церкви. О человеческих ошибках, спорных решениях умалчивать не следует. Но надо помнить, что кризис авторитетов порождает также критический подход к иерархии Церкви, которая, тем не менее, все равно живет жизнью любви и единства. Некоторые католические журналисты пытаются стать чемпионами в критическом пафосе, и это создает у мирян впечатление раздора. Некоторые коллеги смешивают разумную критику (законную и необходимую) с грубыми и нечистыми нападками. Другие не отделяют личных ошибок тех или иных людей от общих установлений и догматики. Выгодно ли Церкви впечатление о ней, как о Гайд-Парке, где каждый отстаивает то, что ему часто просто мерещится? Какова здесь роль доктрины? - Наша формулировка «сообщать и учить, не искажая» предполагает критический, но объективный подход печати к церковным вопросам. Он действительно необходим, чтобы газета могла служить евангелизации. Католическая печать, конечно, слишком слаба для того, чтобы в одиночку осуществлять евангелизацию Европы. Но она вовсе не столь незначительна, чтобы отказаться от своей закваски или просто отказаться от своих намерений под предлогом непрофессионализма или же ссылаясь на якобы существующий прозелитизм, о котором говорят критики-разрушители.

В целом в Европе Церковь не имеет хорошей печати. Лишь обращения Святейшего Отца в масс-медиа в контексте евангелизации внушают оптимизм. В своем Послании на 32-й Международный день средств массовой информации 24-го января 1998 года он пишет: «Правильно используемые средства массовой информации могут способствовать поддержанию справедливости и милосердия в человеческом сообществе. По мере того, как они это делают, они становятся знаками надежды. Средства массовой информации есть фактически новый мировой ареопаг, большой форум, который, стремясь к усовершенствованию жизни, делает возможным подлинный обмен аутентичной информацией, созидательными идеями и ценностями и создавать сообщество...»

б) создавать и сохранять сообщество людей на основе справедливости и милосердия

Надо заметить: прежде, чем обращаться к католической печати в узком смысле, Святейший Отец предписывает «использовать средства массовой информации для проповеди Евангелия» и для «привнесения послания духа евангельского в новую культуру, которая создает современные коммуникации». Итак, Святейший Отец в своей мудрости обращается как бы к двум линиям в журналистике: прежде всего, ко всем без различия благонамеренным журналистам. Первое. Он не выделяет особо собственно католическую печать. Второе. Он подчеркивает основы, на которых все журналисты, как христиане, так и не христиане, могут строить и поддерживать человеческие отношения справедливости и милосердия и стать, таким образом, знаками надежды, делая возможным обмен достоверной информацией, конструктивными идеями и здравыми действиями. Этот подход учитывает нынешнее положение в Европе, где католическая печать, роль которой вовсе не отрицается, более не является силой, единственно способной осуществить евангелизацию, в отличие от других районов мира, где она находится на подъеме. Папа обращается, таким образом, ко всей печати, подчеркивая ее общность. Ясно, что менталитет людей изменился, и Церковь должна прилагать усилия для того, чтобы говорить на современном языке. Как наблюдение, так и анализ позволяет нам полагать, что реакция на это, главным образом, молодых людей, положительная, ибо они устали от материализма и стремятся к пробуждению в человеке истины, аутентичности, братства и любви.

Этот оптимистический взгляд является антитезой распространяемому пессимизму и открывает большие возможности для Вселенской Церкви, так же, как и для европейской культуры, в частности, у нашей Церкви и нашей веры есть ответы на вопросы новых поколений. При этом следует учитывать, что новое общество не желает, чтобы с ним говорили в запретительном тоне, указывая, что «законно», а что «противозаконно». Мой коллега Ноэль Конен, выступая перед европейскими епископами, ответственными за средства массовой информации, в апреле 1994 года, сказал так: «Послание Иоанна Павла II принято тысячами молодых людей потому, что он говорит о любви как об идеале и главном требовании». В Страсбурге, в октябре 1988 года, молодежь ответила овацией на слова Папы: «Любить означает встречать другого с восхищением, как подарок Бога».

Перед нами великий парадокс: с одной стороны, налицо жажда погружения во внутренний мир, жажда духовного, жажда нового, действительно, христианского гуманизма, основанного на любви к ближнему; с другой стороны - угроза чисто экономического подхода, выражающегося в глобализации и первенстве идеи прибыли и рентабельности и - логически неизбежно - в поглощенности именно этими идеями молодежи, за которой будущее. Парадокс состоит в том, что Европа, с ее культурными и духовными традициями, рожденными христианством, стала сегодня «чемпионом» в области экономического утилитаризма. Церковь никогда не теряла мужества перед лицом таких вызовов. В тревожные 70-е, как и после II Ватиканского Собора, она была обращена в будущее, не погрязая в мутных водах масс-медиа, но готовая использовать все возможные для средства для духовного обогащения человечества и его устроения в свете Евангелия. Верховный Понтифик Павел VI 23-го мая 1971 года одобрил замечательное пастырское наставление «Communie et Progressio», посвященное средствам массовой информации, созданным по решению II Ватиканского Собора. Это наставление имеет силу авторитета и сегодня. Мы также имеем в виду папские документы «Inter Miriffica» и «Aetatis Novae».

Нет необходимости излагать здесь их содержание - оно известно всем. «Communiae et Progressio» сохраняет свой фундаментальный авторитет в отношении католической прессы. Два понятия объединены в наименовании этого документа - причастие, причастность и прогресс. Важно понять, что означает причастность в сегодняшнем индивидуалистическом мире - это общая жизнь, распределение благ, существование в ассоциациях, семья, брачная пара! И как важно здесь магическое слово прогресс, которое в нашем отчужденном мире становится символом технических скоростей, противоположных по отношению к тому, что во многих странах господствует низкий уровень развития, отсутствие демократии и образования!

Но разве есть что-нибудь стесняющее свободу руководителей масс-медиа в использовании их влияния для обличения неравенства людей и содействии его искоренению!?

По причине всеобщей и необратимой секуляризации католическая печать не имеет достаточного влияния, чтобы в долгосрочной перспективе исполнять эти обязанности. Необходимо, чтобы весь мир масс-медиа признал свои обязанности перед лицом культурных, гуманистических и духовных ценностей Европы.

Вот почему следует найти общий знаменатель и общий язык, способный быть воспринятым всеми получателями информации и слушателями, верующими и неверующими, и ее передающими (религиозными и нерелигиозными медиа, журналистами-католиками и некатоликами). Святейший Отец ясно указал на этот общий знаменатель.

Если верно то, что «субкультура» масс-медиа достаточно постаралась, чтобы исказить образ все еще гуманистического общества, то необходимо новое сознание, способное завладеть умами журналистов, прежде всего, молодых. Известно, что в этой профессиональной среде существует конфликт между молодыми журналистами, сторонниками нового идеализма, и устоявшимся руководством, как правило, наемным. Даже в среде UCIP, как я понимаю, часть молодых журналистов глубоко огорчена позицией своих патронов, для которых экономические цели (не надо путать со здоровым предпринимательством как основой социальной политики) первенствуют над высоким предназначением их деятельности.

Европа уже достигает своих главных материальных целей. Мы имеем право ожидать, что следующей стадией будет постановка в повестку дня иных ценностей. Эта стадия, неизбежно наступающая, заключается в новом социальном развитии, зачатки коего можно наблюдать в молодежной среди нашего континента. Это постепенный обратный разворот от материализма отцов и дедов к иным ценностям, да, конечно же, духовным! Европа превращается в плодородную почву, которую надо вспахать и засеять... Именно журналисты более всего подходят на роль сеятелей. В течение многих десятилетий эта почва была засеяна сорняками, принесенными разными дурными ветрами и не дававшими взойти добрым всходам. Нельзя исключить и того, что изменения придут снизу - новые «субъекты воспринимающие», пользуясь выражением Фатторелло, откажут в доверии «субъектам действующим» старого режима. А это будет означать, что евангелизация печати произойдет «наоборот», то есть новые поколения сами евангелизируют масс-медиа!

Именно это последнее представляется мне самым важным. В отношении средств следует быть прагматиком, ибо конечная цель - найти, в соответствии с социальными и культурными реалиями нашего времени, способ совместного действия со всеми здоровыми силами в утверждении нашей веры и нашей христианской цивилизации.


Леон Цехес

www.catholic.uz/tl_files/library/books/christ/


Количество просмотров 1684
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна