Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия говорит к сердцу каждого поколения, а мерилом для оценки жизненности и силы народа будет всегда его отношение к Библии». (Иоганн Гёте)

М.В. Иванов: Любовь по-христиански

Уважаемые посетители сайта «Слово для Тебя»,

Мы продолжаем публикацию статей Михаила Вячеславовича Иванова. Мы планируем, что статьи будут выходить регулярно, через субботу. Следите за нашими обновлениями.

***

Любовь по-христиански

Каждый рожденный свыше христианин наверняка знает две заповеди Господа Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим и всей крепостью твоею» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31). Однако у многих верующих весьма приблизительные представления о характере христианской любви. Очень часто даже опытные христиане, размышляя о любви, находятся под влиянием светских представлений или собственных незрелых суждений, сформировавшихся в первые годы после духовного обращения.

Мы знаем, что в современном обществе слово «любовь» может иметь множество значений: возвышенное чувство, романтическая привязанность, греховный и безответственный секс ­- вот далеко не полный перечень того, какой смысл может вкладываться в это понятие. Для новообращенных христиан, в свою очередь, любовь - это наивное и сентиментальное чувство, когда «хочется обнять весь мир».

Однако в библейском понимании любовь это нечто большее, чем большое, светлое и возвышенное чувство. Внимательно вчитавшись в первую заповедь Спасителя, мы обнаружим, что любовь имеет отношение не только к эмоциям, но и к воле, и к интеллектуальной сфере.

Вопреки представлениям, господствующим в российской (и не только в российской) культуре, любовь не противопоставлена разуму, иначе любить «разумением» было бы невозможно. Истинная любовь не зажмуривает глаза, но осознанно берет на себя ответственность за свою духовную жизнь (если речь идет о любви к Богу) и за свою роль в жизни других людей (если речь идет о любви к родным и вообще ближним). Любя надо думать головой, иначе мы будем служить не Богу и ближнему, а лишь льстить себе, что мы такие «любящие». Ведь истинная любовь стремится к пониманию. Если объект «любви» нам не интересен, если нам лениво о нем думать, то это что угодно, но только не любовь. Кстати, именно ложью о якобы совершенно иррациональном характере любви так часто оправдываются уходы из семьи и супружеские измены, мол «сердцу не прикажешь». Такой слепой и неуправляемой может быть (и то при попустительстве самого человека) греховная безответственная страсть. Христианская любовь разумна и ответственна.

И еще немного о «сердце», которому «не прикажешь». Любовь, с христианской точки зрения, подразумевает, как мы уже отмечали, участие воли (любить «всей крепостью»). Именно поэтому христианские пары обещают друг другу любовь до конца жизни. Конечно, в течение многих лет жизни могут быть разные искушения, но если человек твердо решил любить своего супруга всю жизнь, он с Божьей помощью сможет это осуществить. Кстати, без участия воли невозможно было бы любить врага. Вряд ли такая любовь может основываться на светлых чувствах. Вообще, если бы любовь была лишь эмоцией, то она вряд ли могла бы быть заповедана нам. Вряд ли можно предписать чувство. Мы можем контролировать чувства, но они возникают в нас стихийно. Однако если мы осознанно и серьезно примем решение любить, то чувства, в конце концов, придут в гармонию с нашим разумом и волей. Поэтому Бог нам может заповедать любовь, а мы можем такую заповедь исполнить.

Важно обратить внимание и на то, что любовь в христианстве носит деятельный характер. Пример деятельной любви нам показывает Сам Господь. Мы хорошо знаем знаменитый стих из Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего» (Ин. 3:16). Давайте вдумаемся. Бог возлюбил погрязшее в грехах человечество и… начал действовать. Как хорошо, что Его любовь к нам деятельна. Как часто мы любим где-то «глубоко в сердце» или на словах. У нас столько благих намерений… Но любить значит действовать: помогать, поддерживать, утешать, молиться, а не только «переживать». Не случайно Христос проиллюстрировал заповедь о любви притчей о милосердном самарянине (Лук. 10:30-37).

Деятельная любовь встречается на своем пути с множеством трудностей, поэтому она должна быть настойчивой и жертвенной. Идеальным примером жертвенной любви для нас является Сам Господь Иисус Христос. Апостол Павел призывает: «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5:2). И если любя по-христиански нам и не придется пожертвовать ради Бога или человека жизнью, то уж точно силами, временем, нервами, комфортом, материальными ценностями, личными интересами.

И, наконец, следует помнить еще об одном. Господь заповедовал нам любовь к Себе и ближнему не на какой-то ограниченный срок, но на всю жизнь. Любовь должна быть стабильной. Сегодня люблю, завтра ненавижу – это поведение уместно для воспитанников детского сада, но никак не для взрослых людей, тем более, не для рожденных свыше христиан.

Любить по-христиански тяжело и сложно? Почти невозможно? Наверное, это так, но только с точки зрения неверующего или маловерного человека. Однако христианин, уповающий на Бога, может искренно, глубоко и стабильно любить Бога и людей в соответствии с учением, изложенным в Слове Божьем, поскольку «всё возможно верующему» (Мк. 9:23).

М.В. Иванов

Руководитель отдела богословия и катехизации РСЕХБ, Преподаватель Московской богословской семинарии ЕХБ, Пастор церкви ЕХБ г. Дмитрова МО, специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 8005
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна