Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

М.В. Иванов: Искушение толерантностью

Уважаемые посетители сайта «Слово для Тебя»,

Мы рады Вам сообщить, что с любезного согласия Михаила Вячеславовича Иванова мы начинаем публикацию его статей о проблемах современного христианства. Статьи будут выходить регулярно - два раза в месяц, и размещаться в разделе «Публикации». Следите за обновлениями.

***

Искушение толерантностью

В современном цивилизованном мире толерантность признается общепризнанной ценностью, своего рода светской добродетелью. Толерантность (терпимость) сама по себе не только совместима с христианством, но и находится в полном соответствии с новозаветным учением. Христос никого не заставлял следовать за собой. Апостолы также всегда действовали словом, а не принуждением. Кроме того, апостол Павел призывает нас: «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). А это подразумевает уважение права других людей иметь отличное мнение. Да и, кроме того, мы сами не любим, когда нас гонят, преследуют и игнорируют, и, напротив, любим, когда к нам относятся хорошо, даже если и не разделяют наших религиозных воззрений. А Господь Иисус Христос призывает нас: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Однако современное понятие толерантности обычно включает в себя нечто большее, чем обычная терпимость к людям, убеждения которых отличны от наших собственных. Современная светская толерантность, основанная на атеистическом гуманизме, подразумевает полное принятие воззрений другого человека, признание их равноценными своим собственным. Применительно к духовным ценностям это означает, что христиане должны признать ценность других религий. На практике это все чаще происходит на Западе. Некоторые христиане (или, во всяком случае, считающие себя таковыми) сожалеют о том, что христианство разрушает традиционную культуру, основанную на «местных верованиях» (т.е. язычестве). Другие призывают увидеть свой путь к Богу в традиции нехристианских религий. Конечно такая «толерантность» явно противоречит учению Христа, ясно учившего: «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Такая с позволения сказать «толерантность» на самом деле имеет другое название – БЕСПРИНЦИПНОСТЬ.

Атеистам, во многом доминирующие в современном мире, не нужны незыблимые ценности. Так называемая философия постмодернизма также провозглашает относительность любых истин, в том числе и духовно-нравственных. Некоторые политики наивно полагают, что через беспринципную «толерантность» можно разрешить сложные межэтнические противоречия. На этом фоне верные и последовательные христиане, осознающие важность исполнения Великого поручения, могут казаться упертыми «фанатиками». Хотя на самом люди такие люди вполне терпимы и умеют делать добро и иноверцам и атеистам. Просто они «смеют» иметь убеждения и принципы в беспринципном и все более «антипринципном» мире.

Беспринципность все более проникает в христианские церкви. Это, в частности, проявляется в подозрительном равнодушии к конфессиональном разномыслиям внутри христианства. Их модно считать «неважными». Однако, признавая все христианские традиции равноценными, мы, по сути, говорим, что Слово Божие можно трактовать как угодно. То есть истина нас, на самом деле, вообще перестает интересовать. Более того, «обидеть» непониманием представителя другой конфессии нам страшно, а закрыть глаза на искажение учения Библии – не страшно. Т.е. спокойствие людей для нас становится выше исполнения Божьей воли. Наконец, важно понимать, что «маленькая» беспринципность порождает большую. Сегодня мне «не принципиально» нужно или не нужно крестить детей, а завтра мне будет «не принципиально» молюсь ли я библейскому Богу или поклоняюсь кактусу.

Вряд ли можно представить себе «толерантного» Иисуса, который считал бы учение фарисеев равнозначным своему собственному. А как насчет «толерантного» апостола Павла, который не видел бы проблем в языческом многобожии или отвержении Иисуса своими соплеменниками? Смог бы «толерантный» Мартин Лютер сделать Реформацию, которая так «обидела» римско-католичесую церковь? Думаю, дальнейшие объяснения излишни. Историю христианства делали люди уверенные в своей правоте и готовые защищать истину (при всем осознании собственной ограниченности). И не надо спекулировать на теме религиозных войн, охоты на ведьм и костров инквизиции. Иоанн Креститель никого не призывал к агрессии по отношению к тем, кто не был согласен с его проповедью, но это не мешало ему прямо называть лицемеров «порождениями ехидниными» (Мф. 3:7). Истину надо называть истиной, заблуждение – заблуждением, а грех – грехом. Это, конечно, следует делать в рамках современных представлений о приличиях. Я говорю именно о приверженности правде, а не о грубости.

Я вполне терпимый (толерантный) человек. Считаю любой расизм, национализм и дискриминацию по религиозному признаку абсолютно не допустимыми. Я никогда не буду проповедовать собственные религиозные воззрения в храме другой конфессии. Я прекрасно уживаюсь с соседями-мусульманами, очень уважаю религиозные традиции иудаизма. Я люблю старообрядческое церковное пение и, в тоже время, эстетику католического богослужения. Среди моих знакомых люди различных христианских конфессий. И дружбу вожу не только с представителями собственной конфессии. Не считаю себя выше инаковерующих христиан и вообще людей иных убеждений. Однако я никогда не забываю, что я рожденный свыше христианин и по вероучительным убеждениям принадлежу к братству евангельских христиан-баптистов. Я знаю в Кого и во что верую. И готов поделиться своими убеждениями с окружающими. Для меня терпимое отношение к ближнему ни в коем случае не означает духовной беспринципности и равнодушного отношения к их духовному здоровью.

Важно быть терпимыми и миролюбивыми, но нельзя быть беспринципными и бесхребетными. Нельзя поддаваться искушению «толерантности», жертвуя Божьей правдой. Христова истина стоит того, чтобы мы провозглашали ее убежденно и дерзновенно.

М.В. Иванов

Руководитель отдела богословия и катехизации РСЕХБ, Преподаватель Московской богословской семинарии ЕХБ, Пастор церкви ЕХБ г. Дмитрова МО, специально для www.word4you.ru


Количество просмотров 2678
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна