Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

В поисках фараона Исхода или в чём ошибался Александр Мень.

Рассматривая историю жизни Моисея, снова приходишь к выводу, что Бог правит историей, и всё в мире совершается по изволению Его воли. Жизнь Моисея полна событий, которые не поддаются человеческой логики. Взять для примера, хотя бы то обстоятельство, что Моисей, с чьим именем связано, по сути, разрушение могущественного Египта, был воспитан в доме фараона. У Бога тонкое чувство юмора.

После того, как Моисей был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил свое имя Моисей (Моше), так как египтяне называют воду мо, а спасенных – уше[1]. Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени.

Продолжая дальше рассказ о Моисее, важно определить более точно как годы его жизни, так и время, когда происходили события, описанные в книге «Исход». От этих дат зависит не только историческая корректность описываемых событий, но и в большинстве случаев их интерпретация. И на эту тему есть разногласия среди историков и богословов.

Приведу один из самых распространённых примеров на данную тему.

Так один из популярных богословов Русской Православной Церкви, в своей книги «Исагогика» пишет о датировке событий связанных с Исходом, следующим образом[2]

В начале ХIII века, закончив войны с хеттами в Сирии, фараон Рамсес II переносит свою резиденцию в Дельту и приступает к обширным строительным работам(X). На месте старого Авариса гиксосов он воздвигает новый город Пи-Рамсес (Дом Рамсеса). К работам был привлечены военнопленные и невольники, а также инородцы. На стенах гробницы Рахмире (Фивы) изображены сирийские рабочие, изготовляющие кирпич, а в одном из документов времен Рамсеса II содержится приказ "раздать пищу для воинов и аперу, которые доставляют камни для большого пилона". Термин "аперу" соответствует слову "хабири". Предание Исхода (1,11) свидетельствует, что именно евреи строили города Рамсес и Пифом (егип. Пи-Тум). Следовательно, Рамсес II мог быть тем фараоном, "который не знал Иосифа" и сделал Сынов Израиля государственными рабами (1,8). Призвание же Моисея произошло при его преемнике (2,23), то есть при Мернептахе.

Итак, судя по написанному, аперу – это и были те евреи, которым ещё предстоял исход из Египта, а сам исход был совершён где-то XIII-XIV век до Р.Хр.

Так как, на мой взгляд, дата Исхода, как я уже отмечал, принципиальна, стоит обратить более пристальное внимание на эту проблему.

Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (Исх 1:11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304-1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода -1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией).

В пользу более ранней даты можно привести несколько аргументов.

Во-первых: На основании книги Царств, мы можем определить вероятный год исхода

В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (3 Цар 6:1)

Известно, что Соломон воссел на трон в 970 г. и в 966 году он начал строить храм. Следовательно, исход сынов Израилевых был в середине 15 века (1446-1445 гг.)

Во-вторых: Данные археологических раскопок наводят на мысль о том, что Иерихон, Аин, и Асор были разрушены примерно в 1400 году. Джон Д. Хэнна приводит высказывание Брюса К. Вольтке:

«Все обнаруживаемые на территории Палестины остатки материальной культуры говорят о том же, что и данные, известные из литературы: упомянутые завоевания происходили именно в то время, о котором определенно свидетельствуют библейские источники»[3]

В-третьих: Для меня самым верным аргументом так называемой теории «раннего исхода» всё же остаётся жизнь Моисея. И поэтому я хочу обратить более пристальное внимание на события связанные с жизнью Моисея вплоть до того момента, когда он проведя свой народ чрез Красное море, выполнил одну из труднейших задач, которые когда-либо стояли перед человека – вывел Израиль из Египетского рабства.

Любой период его жизни свидетельствует об особом Божьем изволении по отношению к этой центральной фигуре Ветхозаветной истории.

Божье водительство началось с самого детства Моисея. Он родился в период, когда восставший[4] новый царь Египта долгое время угнетал евреев. Самая очевидная причина такому отношению была чрезмерное усиление и умножение израильского народа. Фараон боялся, что через некоторое время они смогут объединиться с врагами, и напасть на Египет. Сложившаяся историческая ситуация, когда совсем недавно Египет находился под игом гиксосов, заставляла быть предельно осторожными. На подъёме волны египетского национализма, фараон мог относиться подозрительно ко всем семитам.

Враг был изгнан, но не окончательно разбит, а географически, евреи жили на северо-востоке Египта, не так уж и далеко от Синайской пустыни, куда и были изгнаны гиксосы. Тяжёлые работы не стали причиной остановки умножения израильского народа, и тогда фараон решил уничтожать всех мальчиков через повивальных бабок. Этот план не был реализован из-за богобоязненности этих женщин. И лишь прибегнув к помощи египтян, фараон начал осуществлять свой план. В то же время, Бог особым образом, через дочь фараона, спасает Моисея от истребления. Пройдёт долгих 40 лет, прежде чем Моисей, обучившись всей «мудрости египетской», реально претендуя на Египетский престол, оставит дворец фараона, и присоединится к своему народу в страданиях, чтобы позже вывести его из рабства.

Проведя краткий библейско-исторический экскурс, давайте рассмотрим эту же историю подробнее, соотнеся её со светской историей что, несомненно, поможет нам найти дополнительные аргументы в пользу «теории раннего исхода».

Итак, как мы уже отмечали, Египет пережил не простое столетие под властью гиксосов, пока братья Камесу не подняли восстание и, наконец-то не освободили Египет от власти чужеземцев. Эти перемены произошли в 1560 году.

Дж. Мак-Артур пишет:

«Так как Моисей родился вскоре после того, как вышел всеобщий указ (около 1525 г. до Р.Хр.) упомянутый в Исх 1:22, инициатором этого указа был Тутмос I»[5].

Моисей был спасён тем, что дочь фараона нашла его в тростниках Нила, и взяла под свою опёку. Очень, похоже, что этой дочерью фараона была Хатшепсут. И вот какие свидетельства в пользу этого утверждения можно привести.

Во-первых: Она самый вероятный кандидат из всех детей, которые только были у Тутмоса I.

Её родная сестра - принцесса Акбетнефру умерла в младенческом возрасте. Других же родных или сродных сестёр, родившихся от Тутмоса I, у неё просто не было или о них ничего не известно.

Во-вторых: Согласно Исх 2:10, после того как «вырос младенец, она (еврейская мать Моисея) привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына». Следовательно, египетская мачеха Моисея жила достаточно долго после поимки ребёнка в Ниле, а сама жизнь «дочери фараона» (Исх 2:5) документирована где-то в подробных Египетских записях, - этой характеристики лучше всего соответствует только Хатшепсут.

Достаточно точно установлено, что приход Хатшепсут к власти был следствием ее положения регента Тутмоса III, и учитывая его крайне юный возраст, самоназначение Хатшепсут на пост соправителя встретило, вероятно, мало оппозиции. В сущности, правительство было не в руках молодого царя, а в руках царственной жены его отца. Вскоре она провозгласила себя царем, употребив титулы фараонов, и представлена на некоторых статуях в мужской одежде, с царской бородой, и в некоторых надписях местоимениями мужского рода (например, “его величество”). Очевидно, Хатшепсут поддерживала сильная дворцовая фракция, возможно возглавляемая ее главным дворецким и надсмотрщиком за работами, Сененмутом [6].

Интересен и тот факт, что и на памятники Сененмута, главного советника Хатшепсут, было совершено множество покушений. Что наталкивает на мысль, что Сененмут и Моисей одно и то же лицо. Впрочем, это лишь предположение, которое ещё требует более весомых доказательств.

Есть и ещё одна причина, которая заставляет задуматься над тем, что именно Хатшепсут была приёмной матерью Моисея. После смерти Хатшепсут египтяне проявили непонятную ненависть к ней, если не принимать в расчёт историю с Моисеем. Её имя, изображения были тщательно стёрты из всех возможных памятников. Если она была действительно египетской матерью Моисея, то эта диффамация как нельзя лучше объясняет причину такого отношения египтян к Хатшепсут. У египтян есть все основания считать Моисея самым большим разрушителем их империи во всей истории Египта. Но об этом мы поговорим ниже.

Итак, в течение 40 лет, (1525 – 1485) Моисей: воспитывался, обучался, рос, мужал во дворе фараона, за исключением того времени, когда его вскармливали в отчем доме (Деян 7:22-23).

Иосиф Флавий говорит, что Моисей командовал армией на юге. Он достиг значительного положения и репутации, иначе он не мог бы взять на себя такую гигантскую обязанность освобождения Израиля, о чем говорится в Деяниях 7:25, "Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли" И хотя он чувствовал за собой силу, но не имел успеха, потому что народ не был готов следовать за ним.

Следующие 40 лет Моисей провёл в Мадиамской местности (Деян 7:29-30).

И здесь думаю, важно будет указать на внешнюю причину, почему Моисей бежал из дворца фараона. Убийство египтянина могло служить лишь поводом к такому действию. Проблема была в его отношениях с фараоном. Когда фараон узнал об убийстве египтянина, он искал убить Моисея[7]. (Исх 2:15)

Как приёмный сын, Моисей становился потенциальным претендентом на египетский трон. Устранение претендента значительно облегчало Тутмосу III жизнь и открывало прямой доступ к вожделенному трону. Тем более, что Моисей предоставил такой повод. Косвенное подтверждение, что именно Тутмос III искал души Моисея, мы находим в Исх 2:23; 4:19[8] . Из истории мы знаем, что Тутмос III правил приблизительно 50 лет[9] что, несомненно, объясняет столь долгое пребывание Моисея в Мадиамской местности. Эти 40 лет Моисей провёл в доме Иафора. Он женился на его дочери Сепфоре, у них родились дети, а Моисей, пася скот в пустыне, был подготавливаемый Богом для выполнения важной миссии. Бог готовил из него будущего вождя для своего народа, которым он стал в третий период своей жизни, который начался со дня, когда Бог призвал его из несгораемого куста на горе Хорив идти и вывести еврейский народ из Египта. По Божьему изволению сорок лет в пустыне были для Моисея великой школой. Однообразный и суровый образ жизни в пустыне закалили способности Моисея для будущего труда, чего он не мог приобрести во дворце фараона. Здесь он познакомился с топографией местности, по которой он позже водил Израиля 40 лет. Центр мадианитянской территории, по которой странствовал Моисей с народом, находился на восточном побережье Акабского залива, хотя мадианитяне кочевали далеко на север и на запад. В дни Моисея мадианитяне владели обильными пастбищами вокруг Синая.

Следующие 40 лет жизни, Моисей провёл вместе с Израильским народом, которого выводил из рабства и вёл в обетованную землю.

Фараон, с которым Моисей вёл переговоры о том, чтобы тот отпустил народ из Египта, был Аменхотеп II. (1454-1418). История свидетельствует, что при этом фараоне произошло значительное ослабление Египта. Если не принимать в расчёт библейскую историю, то сам факт ослабления, выглядит более чем странным. Тутмос III оставил своему сыну процветающую империю, с сильной армией, совершившей множество успешных военных компаний. История так же не свидетельствует нам, о каких-либо существенных военных экспансий направленных против Египта. Да и сам Аменхотеп II не похож на развратного мота, который мог бы развалить своими руками столь величественную империю. Более того, история отмечает этого фараона, как «спортивного царя», который мог искусно стрелять из лука, охотиться и обладал завидной выносливостью. Не похоже, что причина ослабления Египта в неспособности или слабости правителя.

Ещё более непонятным является осенний поход Аменхотепа II. Стоит отметить, что обычно цари выходили в поход весной[10]. Вот некоторые сведения о том походе.

Традиция египетских военных завоеваний продолжилась Аменхотепом II, который в основном азиатском походе пересек реку Оронт и осадил сирийские города той области. Стела храма Амады в Нубии сохранила записи о принесении в жертву семи сирийских правителей в Фивах. Шестеро были повешены вниз головой на стенах Фив, а тело седьмого было подобным же образом выставлено на всеобщее обозрение в городе Напата, великом городе глубоко в Судане, вниз по течению от четвертого порога, где были взяты 71,000 пленников[11].

Стоит обратить внимание и на то, что Аменхотеп вдруг взял в плен столько много будущих рабов. Ни в одном из предшествующих походов ни сам Аменхотеп II, ни его отец Тутмос III никогда не приводили такое количество пленников. Это можно объяснить лишь тем, что до этого фараон потерял, не запланировано много рабов. Этим объясняется поспешность и, скорее всего, внеплановость самого осеннего похода, а так же большое количество пленников.

На так называемой «Стеле сна», относящейся ко времени Тутмоса IV, записано, что бог Хар-ем-ахт возвестил ему, молодому царевичу, что настанет день, когда он сделается царём. Если бы Тутмос IV был старшим сыном фараона, то не нуждался бы в подтверждении своего права на наследование престола. Логично таким образом, допустить, что он был одним из младших сыновей Аменхотепа II. И это соответствует записанному в Исх. 12:29, что старший сын фараона умер в первую ночь Пасхи[12]

Так же до нас дошли письма Амарна (Абхибы), написанные Аменхотепу III и Аменхотепу IV, просящему помощи от фараона. Письма подтверждают, что в то время Палестина стала подвластной "хабирам". Вот некоторые выдержки из этих писем:

"Хабири захватывают наши крепости, наши города и убивают наших правителей. Они опустошают страну нашего царя. Не изволит ли царь скоро выслать воинов. Если войска не подойдут в этом году, вся страна будет покорена ими".

Местные царьки жалуется фараону на нестроения в городах и враждебные действия бродячих кланов хабири. Из писем Абдхибы, правителя Иерусалима:

Царю, моему господину, Абдхиба: твой раб... Пусть прибудут сюда царские стрелки. Царь не владеет страной: хабири опустошают всю царскую область. Если бы войска прибыли в этом году, страна удержалась бы за царем, но их нет, и земля потеряна...

Да ведает царь: все земли гибнут, против меня вражда; область Гезера, Аскалона и город Лахиш дали им пищу, елей и все необходимое. Посему да позаботится царь о войсках и пришлет их против тех князей, которые преступили против него... Это дело Милкиила и сыновей Лабаия, которые предают царскую землю хабири... Да знает царь: я не могу послать каравана к царю... Царь запечатлел свое имя в земле Иерусалима навеки, посему он да не оставит земли Иерусалима[13].



Многие считают, что "хабири" были "евреями" и согласно описанию в этих письмах, то события эти совпадают с покорением Иисусом Навином Ханаана.

Итак, жизнь Моисея, тесно переплетённая с историей Израильского народа, наполнена чудесными событиями Божьего водительства. И, наверное, нам было бы легче воспринимать историю, связанную с исходом израильтян, если бы мы могли располагать прямыми археологическими или любыми другими доказательствами, взятыми из светских источников. Отчасти, отсутствие такой информации в египетских источниках допустимо, т.к. ни один народ, описывая свою историю, не стал бы оглашать факты позора и поражения своих правителей. И даже если бы мы не имели косвенных свидетельств, которые в определённой степени отображены в этой работе, мы всё равно имели бы все основания полагаться на истинность описываемых событий, т.к. знаем, что любое, даже самое невероятное дело, возможно, осуществить, если оно дано нам нашим Богом. Эту истину испытал в своей жизни Моисей, и кто знает, может скоро наступит и наша очередь?



[
1] Библейский словарь Э. Нюстрем (стр.257)

[2] А Мень «Исагогика» (Электронная версия)

[3] Толкование Ветхозаветных книг под ред. Платона Харчлаа. Издательство Славянского Евангельского Общества.1992 г.- 102 стр.

[4] Библия говорит «фараон восстал», - что может означать захват трона, что и произошло при Ахмесе

[5] Учебная Библия с комментариями Дж. Мак-Артура. Издательство СЕО. 2004 г. – 95 стр.

[6] Халло и Симпсон, Ancient Near East, 259, 260; Kuhrt, Ancient Near East c. 3000-330 BC, vol. 1, 191, 193. Сененмут, по-видимому, главный архитектор и друг Хатшепсут, был сыном Рамеса и Ха-нефер. После его смерти царица возвела в честь него каменный монумент “в знак благодарности”. Его изображение, сидящим, было вырезано из черного гранита с краткой но важной надписью на плече: “Его предки не найдены в писаниях” (Brugsch, Egypt Under, 142).



[7] В еврейском тексте глагол «искать» 3-го лица, мужского рода, единственного числа, т.е. имеется ввиду мужчина-фараон.

Предположение, что именно Тутмос III искал убить Моисея, согласуется и с египетской исторической обстановкой.

[8] Спустя долгое время, умер царь Египетский. (Исход 2:23) И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей. (Исход 4:19)



[9] Из истории нам становится известным, что ни один другой фараон XVIII династии не правил более 40 лет.


[10] 2 Царств 11:1; Это время, выбранное как наиболее подходящее, когда ещё нет испепеляющей летней жары, а так же не грозит скорое наступление холодной зимы и время не становится главным врагом армии.

[11] Даг Петрович. Учебное пособие для студентов НББС. 2004 г. – 54 стр.

[12] Толкование Ветхозаветных книг под ред. Платона Харчлаа. Издательство Славянского Евангельского Общества.1992 г.- 105 стр

[13] http://www.goegypt.ru


Количество просмотров 10030
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна