Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Моисей - герой веры

Верой оставил он Египет, не убоявшись гнева царского; ибо, он, как бы видя Невидимого, был тверд

Евр. 11:27



Вера Божия — духовная сила, которая рождает в сердце человека дух мужества, смелости, твердости, неустрашимости. Она поднимает его над его средой, выше земных интересов, выше всех форм зла на земле в чистую атмосферу неба, дает дух превосходства и торжества над духом фараонов — тиранов этого мира.

Живя в доме фараона и пользуясь всеми благами и преимуществами такой жизни, Моисей начинает переосмысливать всю свою жизнь и стоит перед проблемой выбора. Душа его протестует против порабощения израильского народа, против насилия и жестокости фараоновской системы, полной нечестия. И в конце концов, руководствуясь верой, он избирает себе поприще служения Богу своих отцов. Если бы он прямо объявил фараону о своем выборе, то ему могла бы грозить тюрьма и, возможно, смертная казнь за измену. Понимая это, Моисей все же решает порвать с домом фараона. Удобный случай к побегу представился, когда он убил египтянина, и это стало известно в доме фараона.


«И услышал фараон об этом деле, и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона...» (Исх. 2:15).

А Новый Завет поясняет: «Верой оставил он Египет, не убоявшись гнева царского...» Противостав фараоновской системе жестокости и произвола, он не убоялся угроз и гнева царского, однако из Египта бежит. Почему?

Потому что был еще не готов и в какой-то степени безрассуден в своих порывах. Он вынужден был бежать. Ведь он попытался заступиться за права своего народа, но не смог добиться его поддержки, а фараон угрожал. Бог ценит разумный, осмысленный риск. Смелость, бесстрашие, мужество, самопожертвование веры Божией проявляется там, где это необходимо, где это приносит пользу. Вера не велит подкладывать голову под плаху любому тирану, чтобы лишить человека жизни преждевременно. Слово Божие учит: «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются (Пр. 22:3; 27:12). Поэтому Моисей и укрывается на время от гнева и мести жестокого тирана и сопряженных с этим опасностей и бережет себя для дела Божия. Точно так же поступил и Иаков, на время скрывшись от гнева Исава, а фактически — от посягательств сатаны на свою жизнь.

Так наступил второй период жизни Моисея, который длился тоже сорок лет. Это был период новой, Божественной школы, период духовного воспитания и подготовки к величайшему поприщу вождя, пророка и законодателя того народа, с которым он предпочел разделить все: страдания, скорби, лишения, честь и благословение.

Бежав из Египта, он останавливается в мадиамской земле. Она лежит на восток от Синайского полуострова в пустынных местах на пути к Аравии, не так далеко от горы Синай. Эту местность населяли мадианитяне, потомки Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2; 1Пар. 1:32).

«...И сел у колодезя» (Исх. 2:15).

У колодца остановился на отдых Елиезер (Быт. 24:11) и повстречал там Ревекку, остановился патриарх Иаков (Быт. 29:2) и повстречал там Рахиль. Колодцы в жарких странах древнего Востока были местом, где кочевники и пастухи поили свои стада и где, вероятнее всего, можно было повстречать человека. Моисей это знал и с этим расчетом, утружденный от длительности пути, сел у колодца. Когда на водопой пригнали стада, он знакомится с дочерьми священника Иофора, которых обижали местные пастухи. «Тогда встал Моисей, и защитил их, и напоил овец их» (Исх. 2:17).

Какая удивительная метаморфоза: египетский принц, которому подчинялась целая армия слуг, здесь сам охотно служит простым людям. Он черпает воду из колодца и поит скот, а ведь это был тяжелый труд. Но Моисей не боится физической работы, так как суровая действительность, в которой он оказался, закалила его, пробудила в нем иные стимулы и иные чувства. Он вновь вступается за обиженного и защищает, что указывает на доброту и отзывчивость его сердца. Оно горит любовью и состраданием к ближним, тем более, что Моисей сам в бедствии и нужде.

Женившись на Сепфоре, одной из дочерей Иофора, он пасет в пустыне овец тестя и на целых сорок лет устранен от общественной деятельности. Наследник престола становится пастухом овец, ведет теперь самый простой образ жизни. Не думал и не предполагал Моисей, что такое может случиться с ним. Какая удивительная метаморфоза произошла в его жизни! Мы не видим и того, чтобы Бог дал ему в это время какие-либо откровения относительно его будущего или настоящего, относительно его предопределения вождем и освободителем Израиля. Он пока еще этого не знает. Мирно живет у своего тестя, пасет его стада, создает свою семью, тоскует о родном народе и размышляет о путях Господних.

На первый взгляд кажется, что ничего примечательного в этом периоде жизни Моисея нет и что годы эти пропали в его жизни даром. Но на самом деле это были годы серьезнейшей школы, и обучение в этой школе вел Сам Господь. Моисей пасет овец на широких просторах мадиамской пустыни и на долгие годы остается один, вдали от людей, наедине со своей совестью, наедине со своими мыслями, наедине со своим Богом.

Он пасет овец и много размышляет. Ум его очень развит, внутренний человек его имеет большие запросы. И для размышления у него теперь очень много времени. А поразмыслить есть о чем!

О чем же он может размышлять так много лет?

О своей жизни, сложившейся так удивительно; о своей судьбе, в которой так много необычного. Родился от прямых потомков человека Божия Авраама, рос в доме языческого царя, оказался пастухом овец в пустыне.

Что все это значит? Случайность ли это? Стечение обстоятельств или рука Божия?

Он вспоминает своих родителей, свою прекрасную мать, которая вдохнула в его сердце дух истинной веры. Вспоминает своих братьев израильтян, которых он посетил в Египте и за которых, воспламенившись духом, заступился. Стефан в своей речи перед Синедрионом (Деян. 7:22-29) представляет этот поступок Моисея, как желание помочь своим бедствующим братьям и как предзнаменование избавления израильского народа из египетского рабства. По маловерию своему народ не согласился в то время принять Моисея в качестве своего вождя. Он был тогда еще не готов к освобождению, еще не созрел дух на­рода, не возопил к Богу о помощи и защите, не взыскал путей Его и милостей Его.

Да и сам Моисей еще не был готов к этой миссии. Его желание освободить братьев было скорее по плоти, чем по духу, было от плотской энергии и воспламененного негодования, а не от трезвого разума и духа. Поэтому он и не имел успеха. Но эта мысль у него зародилась, и Бог видел это и знал. Богу нужен был человек, который жаждал бы освобождения Израиля, был бы инициатором этого освобождения и возглавил исход народа из Египта. Бог готовил Моисея на это служение от самого рождения, затем в доме фараона, а теперь — в мадиамской пустыне, в школе уединения. Лучшего уединения ему не найти. Здесь ему никто и ничто не мешает. Он имеет здесь достаточно времени все обдумать и основательно помолиться Богу.

Он старается все понять, все анализирует: свою жизнь, все свои поступки, намерения и неудачи. А намерения его перед Богом были и добрые, и честные. Но иметь добрые и честные намерения — еще не значит поступать правильно. Немало людей с добрыми и честными намерениями попадали впросак, даже становились виновниками перед Богом. К примеру, Саул, когда оставил стада амаликитян для принесения их в жертву Богу, имел добрые намерения, но это было дело, не угодное Господу (1Цар. 15:9-26). Необходимо все добрые и честные намерения приносить в молитве пред лицо Божие, проверять и согласовывать их с Его волей. Господу нужны люди, не просто имеющие добрые и честные намерения, но повинующиеся Ему и знающие, что, когда и как надлежит делать, чтобы исполнить Его волю (1Пар. 12:32).

Так и Моисей. Он не был готов к миссии своего посланничества к сынам Израилевым в качестве вестника Божия и предводителя колен. Не были готовы к выходу из Египта и сами евреи. Они еще крепко держались за египетские яства; рабство еще не довело их до такого состояния, чтобы решительно порвать с Египтом, бросив все. Они не познали еще пути веры, которая уводит человека от чувственного мира и необузданной похотливости в мир преданности и послушания Богу, в мир полной зависимости от Него. Да и Моисей не созрел еще духовно настолько, чтобы повести за собой народ в этот мир веры и верности Богу. Он не готов был раскрыть перед ними всю глубину и ценность послушания веры. Ему самому еще надо было духовно расти и расти.

Моисей не готов был прежде всего своим духом. Еще много тормозящих препятствий стояло между ним и Богом. Ему нужно было освобождаться от усвоенных традиций Египта, от своего опыта, своих разочарований, от обремененной совести, чтобы духом всецело слиться со своим Господом.

Не готов был Моисей также и своим характером, и своей верой. Характер у него от природы был горячий, импульсивный, а в царском дворце он усвоил и властность, и нетерпеливость, и гневливость. Все эти качества непригодны для дела Божия.

Труд руководителя, пастора, вождя — самый привилегированный в мире, если он исполняется в угодном Богу духе и на должном духовном уровне. Тогда он приносит плод и подлинно высокую награду. Но этот труд требует от подвизающегося совершенно иных, духовных, качеств. Светские представления о величии и мирские претензии не могут быть перенесены на духовную область работы. Величие духовного работника должно вырастать изнутри — вот Божественный критерий. Служитель Божий должен быть свободен от жажды власти и прославленности, от безграничного самомнения и высокомерия. Это не просто греховно, но недопустимо. Он должен быть свободен от честолюбивых стремлений быть в центре внимания, выше всех, лучше всех. «Ты просишь великого: не проси», — вразумляет Господь Варуха (Иер. 45:5). Руководитель, угодный Богу, должен быть слугой всех. Он не должен мерить духовные ценности земными масштабами. У Бога другой масштаб. Он должен научиться жертвенности, выдержке, терпению, взвешенности, умению ждать, сносить невзгоды, немощи других, снисходить, уметь страдать от тех ран, которые ему будут наносить, уметь прощать людей и вместе с тем твердо отстаивать истину, противостоять злу. Чуткость и гибкость духа и веры должны сочетаться с твердостью и непреклонностью в вопросах действия властей тьмы.

Итак, светский образ поведения, эгоизм и честолюбие, все плотское, ветхое и низменное должно было в Моисее сгореть дотла от огня Духа Святого и на том месте вырасти новое — обновленный характер и полностью обновленная личность. Для этого ему нужно было более близкое знакомство с Богом, с Его характером, Его волей, с Божественными принципами руководства, чтобы развились в нем данные ему от Бога силы и способности. Вот почему Господь и послал ему эту чудесную школу уединения в мадиамской пустыне.

Но это еще не все.

Моисей не готов был и своим умом. В Деяниях (7:22) читаем: «И научен был Моисей всей мудрости египетской. И был силен в делах и словах». Он изучил в Египте, как считают комментаторы Библии Лопухина, четыре отрасли знаний: астрономию, медицину, математику и магию. Главными учителями его были тогда жрецы. Моисей был научен мудрости египетской, мудрости мира сего, но не мудрости Божией. Был силен в словах и делах мирских, земных, но не духовных. Все это нужно было заново переосмыслить, перевести из низшего плана в высший, из плотского в духовный. А для этого Моисею нужно было познакомиться с миром духовным, с его законами, познать глубже истину и волю Божию. Вот почему понадобились ему годы учебы в мадиамской пустыне для постижения премудрости Божией.

Сорок лет Моисей находится в пустыне наедине с Богом в размышлении и молитве. Сорок лет — это большой срок (Деян. 7:29-30). Как медленно растет наш дух! Как медленно зреет он для Бога, медленно готовится к служению!

За это время происходит постепенное преображение характера Моисея: из пылкого, своенравного и гневливого он становится кротчайшим человеком на земле (Чис. 12:3). Это удивительная перемена. Моисей стал не более твердым, не более властным, не более пылким, не более умным, а стал кротчайшим человеком на земле. Под воздействием работы Духа Святого он стал настоящим духовным пастырем — мудрым, добрым, чутким, заботливым, терпеливым, смиренным. И этой кротости и смирению он научился в суровой пустыне от Самого Бога. Там явил ему Господь Свой дивный образ, о котором так ясно свидетельствовал Иисус в Новом Завете: «...Я кроток и смирен сердцем...» (Мф. 11:28-30). Ради приобретения этих качеств Моисей отложил все, что стояло между ним и Богом.

О, Господь высоко ценит эти дивные качества духа Христова — кротость и смирение! Он ищет этой кротости у жен (1Пет. 3:4), у мужей (1Тим. 2:8), у родителей (Еф. 6:4), ибо это драгоценнейшее качество характера нового человека, созданного по образу Сына Божия (Еф. 4:24).

Бог готовит Моисея к великому служению — пасти и водить Его избранный народ, овец Его паствы. А народ этот пока еще плотской, своенравный, духовно не воспитанный, даже необузданный (Исх. 32:25). Его нужно освободить от рабства физического, от гнета и неволи, но еще более — от рабства и оков греха; нужно учить дисциплине Божией, Его заповедям, законам, Его истине, правде, вере и любви. Моисею нужно научиться прощать слабости людей, обуздывать их прихоти, научиться носить их на руках веры, как няня носит малых детей. Не обижаться, не огорчаться, но быть терпеливым, выносливым и молиться за них, ходатайствуя перед Богом за их грехи и проступки.

Это качества духовно зрелого мужа, подлинного руководителя, качества Самого Господа. Прочтем, чему Иисус учит Своих учеников в Нагорной проповеди: «...любите.., благословляйте.., благотворите.., молитесь.., будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:44-48).

Где Моисею было взять эти совершенные качества — качества личности с Божественным характером?

Он постиг их в общении с Господом, в размышлении и молитве, пася овец Иофора в мадиамской пустыне. На опыте своих пастушеских занятий с овцами в продолжение сорока лет Моисей усваивает великую и сложную науку пастыря человеческих душ, талант Божественного руководства.

Эван Робертс, «муж употребленный Богом» (И. Непраш), говорил, что он любил читать Библию потому, что она знакомила его с Богом, открывала ему характер Бога, которому он старался подражать. А Моисей читал живую книгу природы сорок лет и общался с Богом непосредственно, днем — под лучами солнца, ночью — под звездным небом. Не видя долгое время людей, он обращал свой взор с верой ввысь, к небу, и там, как бы видя Невидимого, постигал Его новую, Божественную премудрость.

Не всякий человек, надолго оставаясь наедине с самим собой, наедине с природой, найдет единение с невидимым Богом. Иной, попав в такое положение, посчитает свою жизнь бесплодной, бездеятельной, ненужной, а время — зря потерянным. Начнет роптать, сетуя на свое одиночество, на свою судьбу, огорчаться, даже ожесточаться, а порой и терять веру. Великие же люди, напротив, одиночество используют для более близкого общения с Создателем. В жизни и служении Богу им очень часто приходится испытывать одиночество, но в нем они проходят великую школу послушания.

Так было и с Моисеем.

Сорок лет он пасет овец и сорок лет учится у Бога быть Его слугой, Его рабом, Его пророком, чтобы научиться в своих решениях и действиях руководствоваться словом откровения и Божественными обетованиями. Сам Бог был Учителем, Наставником и Отцом Моисея. Там, в пустыне, он верой постигает Невидимого, Бога сокровенного и истинного, и верой получает у Него великие уроки. Там, в пустыне, где он не видит людей, где только овцы, трава да небо, он верой видит Невидимого!

О, как это чудно — видеть Невидимого, видеть Творца всемогущего, непостижимого, безграничного, видеть Его своей верой! Человеку так хочется видеть Бога — каков Он? Ученики просят Иисуса: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). Людям хочется видеть Бога своими глазами, и не только неверующим, но и верующим! Сегодня хотят видеть Бога, чтобы иметь доказательства Его бытия, Его близости к людям, Его внимания и любви, Его заботы в этом холодном, скорбном, трудном мире. А видеть Невидимого может только живая вера, движимая любовью и откровением Божиим, которая обитала в сердце Моисея.

Уоррен Уирсби в книге «Будь уверенным» пишет: «Христианин — гражданин двух миров, земного и небесного. Он должен отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Являясь гражданином двух миров, он должен учиться, как жить верой в мире, где имеет значение только видимое. Подобно Моисею, верующий должен видеть невидимое, если он хочет преодолеть влечение мира (Евр. 11:24-27). Практический человек скажет: «Видеть — значит верить». Но верующий ответит ему: «Верить — значит видеть».

Именно эта вера в Невидимого помогла Моисею стать твердым, непоколебимым. Большинство людей готовы быть твердыми, когда они видят своими физическими глазами. А Моисей видит Невидимого очами веры и становится твердым в верности Ему, в послушании Ему, в соблюдении Его воли; твердым против всех невидимых властей тьмы и всех видов зла на земле, твердым и непоколебимым во всем домостроительстве Божием и во всем служении Богу.

Вера Моисея в свое время дала ему силы отказаться от египетского престола, от временных греховных наслаждений и избрать Христово поношение, страдание с Его народом. Вера помогла ему не только отказаться от преимуществ мира, но и сделать решительный шаг в этом направлении: оставить все и бежать из Египта в пустыню, от сатаны — к Богу. А теперь вера Моисея вырастает до такой высоты, что он видит Невидимого, видит сокровенного Бога и в личном общении с Ним находит великую радость, утешение, наслаждение духа, свое сокровище и свое преимущество.

Незаметно для себя Моисей духовно вырастает, поднимается на высшую ступень веры и становится героем веры. Его душа и характер преображаются по образу Божию, и он становится мужем, угодным Ему, способным вынести великое бремя руководства. И когда он полностью созрел духовно, Господь призывает его и возлагает на него это бремя — бремя пастырского служения.


В.Я Канатуш

www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 7164
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна