.
В свете всего, что мы узнали из Псалма 18:8-12, 2-го Послания к Тимофею 3:15-17 и 2-го Послания Петра 1:3-7, мне хотелось бы задать следующий вопрос. Мог ли Бог более ясно сказать о достаточности Христа и Его Слова для нашей жизни? Что еще Он должен был написать, чтобы мы, наконец-то, поняли, что нам не нужны никакие дополнительные ресурсы для понимания людей с их проблемами и для успешной помощи им в приобретении качеств, желаний, мыслей, ценностей, чувств и поведения, угодных Богу, прославляющих Его имя и подходящих для общения с Ним.
Размышление над истинами вышеназванных мест Священного Писания приводит меня к следующим трем выводам:
1. Непогрешимая Библия, которую христиане считают авторитетным руководством для жизни, учит, что в Слове Божьем нам даровано все, что нужно для успешной жизни. В Библии Бог дал нам все потребное для правильного отношения к Нему, самим себе и другим людям.
2. Раз это так, то у христиан всего две альтернативы: либо покориться библейскому учению и в этом вопросе, либо отвергнуть идею о непогрешимости и авторитетности Библии. Можно либо принимать непогрешимость, авторитетность и достаточность Писания целиком, либо отвергать одновременно и то, и другое, и третье. Ведь если Библия утверждает о себе, что она достаточна для решения вышеназванных вопросов, а на самом деле это не так, то она никак не может быть непогрешимой и авторитетной. Итак, учитывая библейское учение, невозможно принимать одно, не принимая другого.
3. Последний вывод естественным образом вытекает из первого: поскольку Библия утверждает, что ее достаточно для решения всех душепопечительских вопросов, светская психология ничего не может предложить нам для понимания и решения нефизических проблем. У нас нет причин полагаться на мнение ограниченных, падших людей. А вот в надежном и достоверном откровении Божьем, Священном Писании, мы можем быть вполне уверены. Библия содержит данную Богом совершенную систему теоретических предпосылок, принципов, идей, целей и практических методов для понимания и решения духовно-психических проблем людей. Она предоставляет прекрасную модель душепопечительства, не нуждающуюся в улучшениях. Бог, будучи экспертом по помощи людям, обозначил для нас в Священном Писании подходы и методологию, адекватную для решения любых проблем, связанных с грехом.
Дэвид Поулисон очень удачно показал, с какими опасностями связано включение небиблейских идей в душепопечительскую помощь, оказываемую христианами или для христиан:
Могут ли мирские науки усовершенствовать или улучшить методологию библейского душепопечительства? Ответ однозначный: нет! Писание предоставляет нам целостную систему библейского душепопечительства. Другие дисциплины: история, антропология, литература, социология, психология, биология, бизнес и политология - могут в чем-то пополнить знания пастора или душепопечителя, но они не дадут целостной и эффективной системы для понимания людей и оказания им душепопечителькой помощи.
Что касается людских проблем, то лучшего эксперта, чем Бог, не найти. И Он уже воздействовал на нас через Слово и Святого Духа, чтобы изменить нас и сделать способными помогать другим.
Светская психология может играть иллюстративную роль (предоставлять примеры, которые, будучи правильно истолкованы, проиллюстрировали бы библейскую модель) или служить стимулом к дальнейшему совершенствованию библейского душепопечительства (побуждая нас глубже изучать Писание и дорабатывать библейскую модель в сферах, о которых мы раньше не задумывались или которые неверно интерпретировали). Но из-за ограниченности и греховности человека идеи, методики и подходы мирской психологии во многих случаях носят небиблейский характер, бесчестят Бога и приносят людям не пользу, а вред. Другие ее аспекты в лучшем случае нейтральны и потому бесполезны.
Для того чтобы понимать людей и уметь помогать им, нам не нужны никакие примеры, наблюдения или советы мирских людей. Мы уже имеем все, что необходимо - авторитетное, незаменимое, ясное, достаточное, превосходное откровение Божьего Слова (Ис. 8:19-20). Так можно ли думать, что для понимания людей и содействия им в изменении жизни нам не хватает каких-либо небиблейских теорий или методик?