Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

Канон и апокрифы.

1. Введение.

Почему Церковь считает 66 книг Нового и Ветхого Завета каноном? Откуда мы знаем, нет ли еще каких-либо документов, которые могут быть найдены и включены в канон? На протяжении всей истории Церкви эти вопросы неоднократно поднимались различными инициативными группами, желающими расширить Библейский канон. Так в конце 2005 года некоторые священники католической церкви выступили с предложением создать комиссию по канонизации евангелия от Иуды, чуть раньше по протестантским церквям Сибири прокатилась волна любопытства к появившемуся посланию к Лаодекийцам. В предисловии этого послания было написано, что ранняя Церковь не включила это послание в канон лишь по причине невероятности событий будущего описываемого самим Павлом. В этой работе мы постараемся выяснить, может ли сегодняшняя Церковь, обнаружив какую-либо достойную книгу, включить её в канон. И вопрос, который нас интересует, могут ли апокрифы претендовать на каноничность?

Прежде всего, хотелось бы определиться с терминами, которые мы будем использовать в дальнейшем.

1.1. Канон и канонические книги. Слово "канон" было внесено в наш язык из греческого латинской Вульгатой, однако первоначально оно происходит из древнееврейского "канех", что означает "трость". Трость использовалась в качестве мерила длины[1] и вследствие этого, слово "канех" получило также значение масштаба, стандарта, правила. В этом значении оно используется и в Новом Завете[2].

Первоначально его употребляли и отцы Церкви. Ориген (184-254) называл Писание каноном, понимая под этим "принципы веры и жизни". Лишь во времена Анастасия (296-373) это слово стало использоваться в нашем сегодняшнем значении, а именно - как список книг, обладающих божественным авторитетом.

В активном смысле книга считается канонической потому, что обладает божественным авторитетом (т.е. наделена авторитетом, благодаря чему она задает стандарты, принципы христианской жизни), а в пассивном смысле книга считается канонической потому, что ее содержание удовлетворяет требованиям, предъявляемым к богодухновенным книгам. Легко увидеть, что эти два значения тесно связаны между собой, потому что только богодухновенные книги могут иметь божественный авторитет в вопросах веры и жизни.

1.2. Апокрифы. С точки зрения тех, кто принимал эти книги, они были "скрыты" или изъяты из общего употребления, поскольку считалось, что в них содержится тайное или эзотерическое учение, слишком глубокое для того, чтобы сообщать его кому- либо, кроме посвященных. С другой точки зрения, однако, считалось, что такие книги надо "скрывать" потому, что они подложные или еретические. Таким образом, у этого термина первоначально было и весьма высокое значение, и умаляющее в зависимости от того, кто им пользовался. Как правило, апокрифы функционировали в отдельных самостоятельных общинах и сектах и не имели массового хождения. В конце концов, по мере централизации христианской Церкви, они были либо уничтожены, либо вышли из употребления.

Многие библеисты делят книги, претендующие на богодухновенный статус по следующим категориям: гомологоменические, антилегомены, апокрифы и псевдоэпикрофы[3].

Зная теперь, что такое канон и что мы подразумеваем под понятием «апокрифы» стоит приступить к детальному освещению нашего вопроса, а именно могут ли апокрифические книги по той или иной причине в наши дни стать каноническими? Большинство фундаментальных богословов считают, что нет. Но какие аргументы помогают нам сделать такой вывод?

2.1. Канон откровения и история спасения

Изучая Библию не трудно обнаружить взаимосвязь между актом искупления и словом откровения. Так первые люди получили откровение, что «семя жены» в будущем освободит людей от рабства греха. И если бы в этот момент кто-то записал Божье Слово, то на тот момент оно представляло бы собой закрытое откровение, или закрытый канон. Ту же связь мы можем проследить в истории с потопом, гибелью Содома и Гоморры и других событиях.

История искупления носит эпохальный характер. Она развивается резкими скачками, а не гладким путем эволюции, а подъемы в истории искупления сопровождаются такими же подъемами в устном откровении.

Обратная сторона этой взаимосвязи проявляется в вопросе о каноне и его закрытости. Время пассивности в истории искупления совпадает с затишьем в истории откровения. Восстановление храма и возвращение переселенцев из ссылки - вот последние критические события вплоть до пришествия Христа. После этого наступил перерыв. История искупления «приостановилась» перед последним всплеском накануне пришествия Христа[4].

Точно так же после возвышения Христа и основания Церкви наступил перерыв в развитии истории искупления. В ней остается только одно событие: возвращение Христа. Откровение тоже ставило в центр первое пришествие Христа, а после этого наступил период молчания.
Об этом свидетельствует исчезновение апостольства, института пророчества, установленного Христом специально для того, чтобы обеспечить понимание откровения и трактовки искупления, т. е. того, что было заложено в Его личности и труде.

Ожидание нового откровения в любой форме идет вразрез с самим Писанием. Мы видим связь между актом искупления (в глобальном масштабе, раз и навсегда) и словом откровения. Если не хватает первого, то нет места и последнему. Полнота или отсутствие откровения - это функция законченного труда Христа[5].


2.2. Канон и история Церкви

Смотря на канон с исторической перспективы, мы приходим к выводу: церковь может быть уверена, что ее Новый Завет завершен. Распознавая канонические книги, ранняя Церковь одним из аргументов при принятии решения использовала влияние данной книги на саму Церковь, а так же признание её руководителями Церкви.

Провозгласил этот принцип Августин, подкрепил — Иероним, который подчеркивал значимость именитости и древности автора. “Неважно, — говорит он в письме Дардану, префекту Галлии, — кто написал Послание к Евреям, ибо в любом случае это труд церковного писателя, который постоянно читают в церквах”. На Западе отрицали Послание к Евреям, на Востоке не принимали Апокалипсис, но сам Иероним признавал обе книги на том основании, что и ту и другую древние писатели цитируют как канонические.

Нередко каноничность книги утверждалась мнением наиболее уважаемого епископа или традицией главной церкви данного региона. Другими словами, установление канона опиралось на диалектическое взаимодействие исторического и богословского критерия[6].

Неудивительно поэтому, что в течение жизни нескольких поколений статус ряда книг колебался. Гораздо важнее (как мы уже говорили), что, хотя границы новозаветного канона оставались неопределенными в течение нескольких веков, по поводу большей части Нового Завета уже в первые два века достигли взаимного согласия очень разные и удаленные друг от друга общины, разбросанные не только по Средиземноморью, но и на куда более обширной территории, от Британии до Месопотамии[7].

Как же всё-таки чудесно, что подавляющее большинство христианского сообщества, как бы они не отличались друг от друга, признают каноном те 66 книг, которые мы имеем сегодня в нашем каноне. Церкви первого века и Великие Соборы[8], несториане и копты, восточные и западные церкви[9], гуситы и вальденсы, лютеранские и англиканские протестанты, русские баптисты и корейские пресвитериане, папа Римский и патриарх Московский и Всея Руси принимая закрытый канон, утверждают его Словом Божьим!

Открывая канон, мы ставим под сомнение позицию Церкви по этому вопросу, которая доминировала на протяжении 2000 лет. Мы должны будем объяснить и то, почему Бог допустил, что на протяжении всего этого времени Церковь не обладала полнотой истины.

2.3. История появления апокрифов.

Один из отцов Церкви как-то отметил, что кто не изучает историю, тот призван повторять её ошибки. Как уже отмечалось, что идея расширения канона периодически всплывала в истории Церкви. Такие апокрифы как Евангелие: евреев, египтян, от Петра, а так же Деяния Иоанна, переписка Павла и Сенеки, книги Варуха, премудрости Сираха, Апокалипсис Павла и другие подобные книги временами вызывали интерес в определённых кругах, которые готовы были принять эти книги в канон. Причины такого стремления проследить не сложно.

Часто апокрифы создавались с целью сообщить дополнительные сведения о судьбе лиц или истории событий, которые были лишь названы и недостаточно подробно охарактеризованы[10] в канонических книгах Библии. Очень многие апокрифические легенды были записаны в после-пленный период, когда евреи утратили активное владение древнееврейским языком, перейдя в бытовом общении на арамейский и греческий язык. Письменная фиксация таких сочинений может быть датирована последними столетиями до Р. X. В литературном оформлении апокрифических сюжетов этого времени нашли отражение многие идейные и культурные напластования, которые образовались в Палестине в результате того, что эта территория последовательно подпадала под власть Египта, Ассирии, Вавилона, империи Александра Великого. В I - II BC она стала объектом борьбы между Птолемеями и Селевкидами, а затем ока­залась завоеванной Римской империей. Апокрифы вобрали в себя многое из религиозных представлений тех народов, с которыми населению Палестины приходилось вступать в контакты. Именно это обстоятельство сделало апокрифы универсальным повествованием, которое затем было легко адап­тировано христианскими, мусульманскими мирами и различными дуалистическими мировоззрениями.

Появление апокрифов было вызвано стремлением не только лучше понять тексты Священного Писания, но и дать им новое истолкование, соответствующее изменившейся ситуации. Письменную фиксацию апокрифических сюжетов часто связывают с творчеством различных общин, идеологически противопоставлявших себя ортодоксальному иудаизму. Общины, несомненно, обменивались между собой плодами своего литературного творчества, поэтому связь того или иного текста с деятельностью определенной оппозиционной группы трудно уловима и трудно доказуема[11].

Для апокрифов, получивших письменную форму в ранней иудейской традиции, характерно стремление подчеркнуть важность еврейской истории для мирового развития, богоизбранность еврейского народа[12]. Апокрифические рассказы изобилуют гипертрофированными деталями, уснащаются описаниями чудес с участием демонов, духов и ангелов. Действие в рассказах часто переносится с земли на небо, например Соломон, строит храм и совершает другие славные деяния с помощью демонов, которые подчиняются ему, поскольку у него есть перстень с выгравированным именем Бога[13].

В христианской среде апокрифы были дополнены и обрели новый смысл. Так, в одном из рассказов сообщается, что Адам, совершая покаяние, получил откровение о Воплощении[14]; Сиф, будучи восхищен на небо, там узнал о грядущем пришествии Иисуса Христа[15]. В хронологии различных истори­ческих событий место субботнего дня, имевшего важное значение для иудаизма, занял день воскресный. Христианские авторы апокрифов именно к этому дню приурочили многие важные ветхозаветные события: ковчег Ноя пристал к Араратским горам, в этот день Бог явился Аврааму под Мамврийским дубом и евреи перешли Чермное море[16].

Формируя свои мировоззренческие концепции (космологические, эсхатологические), многие гностические секты пользовались и каноническим библейским, и апокрифическим материалом. Гностические сочинения из Наг-Хаммади, а также изложение содержания гностических мифов у отцов Церкви (святых Ипполита Римского, Епифания Кипрского) показывают, что гностики, полемизируя как с буквой, так и с духом канонических и апокрифических текстов, противопоставляли им свои варианты известных тем и сюжетов. Их гностические трактовки отличаются большим разнообразием. В среде приверженцев таких дуалистических верований, как манихейство и богомильство, есть примеры того, что апокрифические произведения не только стали известными и популярными, но и были канонизированы. Одна из версий «Книг Еноха», «Книга гигантов» в переводе на среднеперсидский язык, пе­реработанная в манихейском духе, была приписана авторству Мани и вошла в число канонических текстов манихейства. Образы «Книг Еноха» стали одними из главных источников при составлении богомильской «Тайной книги», излагающей основные положения космогонии и эсхатологии этих еретиков[17].

3. Выводы.

Подводя итог данной темы можно сделать однозначный вывод, что на сегодняшний день канон полностью сформирован и закрыт, так же как полностью передана весть о спасении. Исторически Церковь уже более 1500 лет пользуется существующим каноном, не испытывая при этом какого-то дискомфорта по причине мнимой недостаточности полученного откровения. Рассмотрев историю возникновения апокрифической литературы можно придти к выводам, что она, как правило, создавалась с целью лоббирования новых откровений отличающихся по своей догматике от консервативных взглядов христианской Церкви. Последствием принятия этих откровений определёнными группами было возникновение еретических течений, которые, просуществовав какое-то время, канули в не бытие, оставляя разочарованных последователей и без веры и без спасения. Поэтому сегодня, как и в прошлые времена, христианской Церкви нужно оставить все попытки как-то пересмотреть канон, который мы имеем сегодня.

Источник:www.ehb.ru


[1] Иез. 40:3

[2] Гал. 6:16

[3] См таблицу стр 7.

[4] Интернет ресурсы. www.mirtebe.ru/.

[5] Евр. 1:2

[6] Б.М. Мецгер «Канон Нового Завета» Электронная версия.

[7] Там же.

[8] Речь идёт о семи первых Соборах

[9] Не смотря на то, что в некоторых православных изданиях Библии мы находим 77 книг, официально ПЦ добавленные 11 книг равно каноничными не считает, предпочитая называть их второканоничными.

[10] С точки зрения писателей апокрифов.

[11] Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» Том 3, Стр 47-48

[12] Сивиллины книги II 175; Завещание Моисея 1. 12

[13] Завещание Соломона 2 глава.

[14] Завещание Адама 3 глава

[15] Там же

[16] Порфиръев. Апокрифические сказания. С. 97-98

[17] Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» Том 3


Количество просмотров 5951
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна