Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо». (Блез Паскаль)

Как прилично святым

Одна из проблем Христовой Церкви нашего времени - это вопрос благочестивой одежды христиан. Многие не хотят обсуждать эту тему, однако в наших церквях давно уже происходит настоящий переворот моды, и сложно не замечать этого, или делать вид, что это не важно.

Говорят, что Бог смотрит на сердце. Это, конечно же, так. Мы не видим сердце, помыслы людей и их веру так, как видит это Бог. Мы видим лишь «вершки», когда Бог видит «корешки». Мы можем лишь догадываться. И делаем это во многом, глядя на внешность человека. Сложно поверить, что Богу абсолютно все равно, в чем ходят и в чем служат Ему Его дети, как на них смотрят окружающие, какой пример они подают погибающему миру.

В Писании мы видим множество мест, говорящих о благочестивой одежде у верующих. Например: «Чтобы также и жёны, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично жёнам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9--10).
Позор ассоциируется с лишением одежды: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их» (см. Ис. 3:16--23).

Конечно, всем знакомое предписание о женском головном покрывале: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?» (1 Кор. 11:13). «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4, 5). 

И также в Писании сказано: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий сие» (Втор. 22:5).
Естественно, что все эти места Писания упорно и настойчиво перетолковываются, высмеиваются или игнорируются теми, кто не желает им подчиняться и что-то менять в своем внешнем виде, придя к Богу и в Его церковь. Однако Слово Божье продолжает существовать, и искренние верующие вновь и вновь задаются справедливым вопросом: «Почему написано так, а мы не видим, чтобы в церквях этому следовали?» И они правы. Недоумение продолжается, пока или их не высмеют окончательно и не сделают такими же, как и все, или им приходится переходить в церковь, где все еще держатся библейских норм. Но таких церквей, к сожалению, становится всё меньше и меньше...

Горе-реформаторам кажется, что если верующие не будут ничем отличаться от внешних, то это принесет церкви пользу. Воображение может рисовать радужные картины, как неверующие люди, увидев, что теперь в церкви можно быть и с серьгами, и в мини-юбках, и даже голыми в банных тапочках, огромной толпой повалят в наши общины заполнять ряды лавок, чтобы становиться постоянными прихожанами и слушать пасторов. Разумеется, речь не о том, чтобы вообще не впускать на собрания мирских людей, одетых еще не совсем правильно. Речь о постоянном порядке в самой церкви, о том, как приходят на служение члены церкви, как они одеты в повседневной жизни в обществе. С этого обычно и берут пример приходящие новички. 

Кое-какие церкви и даже целые конфессии уже провели «освободительные» реформы. Однако сильного бума новообращенных, а тем более роста количества посвященных людей в таких церквях почему-то так и не наблюдается. И, как в насмешку, растут ряды мусульман, католиков, православных, даже иудаистов, где требования к одежде наоборот довольно жесткие. Выходит, что не срабатывает этот «миссионерский» ход. Мир приходит в церковь, но не для покаяния и изменения под Слово Божье, а чтобы изменить саму церковь, сделать ее удобной частью себя.

Апостол Павел написал: «Чтобы старицы также одевались прилично святым» (Тит. 2:3). Строго говоря, тут речь идет о женщинах в возрасте, хотя вряд ли можно предположить, что к не старицам могла быть рекомендация не одеваться как прилично святым. Обычно проблемы как раз с молодыми сестрами, одевающимися очень и очень откровенно и неприлично.

У нас любят разводить дискуссии о том, что же значит это «как прилично святым». Например, вот в Индии в определенных местах считается, что святой ходит вообще весь голый, никогда не моется и сутками сидит в «позе лотоса» под баобабом в медитации. Вряд ли апостол имел в виду такую святость. Значит, не во всякой культуре земли есть правильные понятия о приличной святым одежде. Представления любого народа о приличном и неприличном формирует его религия. Соответственно, у христианства все-таки есть свои собственные представления о приличном, отчасти перенятые у прежнего народа Божьего - древних иудеев, и большей частью диктуемые Писанием, Духом Святым и здравым смыслом.

Эти представления, в общем-то, просты и универсальны для любого места планеты и времени. Одежда приличная - это непрозрачная, необтягивающая, прикрывающая тело, у женщин на голове покрывало, есть различие между мужской и женской одеждой, некрикливые цвета, отсутствие оккультных знаков и украшений, практичность и удобство. Еще можно упомянуть сообразность возрасту и социальному статусу, хотя это уже может быть не везде, а также погодным условиям и роду деятельности.

Почему для многих эти минимальные требования кажутся сверхъестественными и обременительными, сложно разумно объяснить. Практически в любой культуре можно подобрать приличную одежду, отвечающую этим требованиям. Проблема возникает там, где новообращенные не хотят подчиняться правилам новой жизни во Христе и держатся еще старых, часто греховных, похотливых представлений.

Мы не должны забывать и не должны бояться говорить, что культуры многих народов отражают в большой степени их религиозные взгляды, и взгляды эти антихристианские, подчас извращенные и оккультные. Язычество ведь всегда считалось в народе Божьем явлением нехорошим и духовно вредным. Поэтому ссылаться на то, что для представителя какого-то дикого племени джунглей якобы «прилично» быть голым или с бамбуковой трубой на определенном месте, это значит не понимать, насколько грех и ложные учения могут увести целые народы от здравых понятий и стыда. Обращенные из дикарей также должны осваивать Божьи понятия и наполняться Его Духом, а это неизбежно ведет и к перемене внешнего вида и понимания что прилично, а что неприлично. Ведь и понятия добра и зла разные у разных религий, и они не всегда тождественны христианским, но мы признаем, что истинны только христианские.

Обращенный из дикого племени не обязательно должен одевать одежду европейскую. К этому не нужно призывать. Но он может создать одежду, которая отвечала бы требованиям, о которых мы упомянули, и таким образом начнет формироваться новая культура христиан этого племени.

В конце-концов христианство не может всегда быть только «диверсионной», приспособленческой религией, то есть такой, которая старается только проникнуть в другие культуры и полностью воспринять их. Христианство вполне способно само формировать культуру, оказывать влияние на других, менять моду, ценности, пропагандировать свой образ жизни и свою духовность с другими стандартами. Если христиане не способны выработать свою культуру, где же то творческое начало, которое при вере не должно теряться, а наоборот, должно расцветать и служить примером окружающим?

Примечательно, что в тексте Тит. 2:3 на древнегреческом написано несколько другое, нежели что мы читаем в Синодальном переводе наших Библий. Греческое слово «катастима» означает по словарю «поведение, манеры (поведения)». Вот, как этот стих звучит в переводе Кассиана: «Чтобы старицы также были в своем поведении, как подобает святым». В церковно-славянском переводе - еще вариант: «Старицам такожде во украшении столeпным».
Смысл несколько меняется, и можно подумать, что разговор о приличной святым одежде теперь не уместен, однако так может показаться только на первый взгляд.

На самом деле, смысл слов апостола Павла расширяется. Не просто одеваться нужно как прилично святым, но и вести себя! Любое поведение включает в себя также и определенную одежду. Например, чтобы было удобнее воевать, солдаты надевают военную форму защитного цвета. Одежда соответствует их поведению. Выступающий с балкона замка король также обязан вести себя по-королевски, что включает и соответствующую парадную одежду с регалиями власти. То же можно сказать и о низших слоях общества. Проститутки одеваются так, чтобы одежда не мешала, а соответствовала их поведению. 

Логично, что христиане, которые хотят вести себя как прилично святым, будут и одеваться прилично. Старицам в том же послании дальше дается такое указание: «...Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, домовитыми, добрыми, покорными своим мужьям, чтобы не было хулы на слово Божие» (Тит. 2:4,5). Понятно, что такие вразумления сложно делать, будучи одетыми в какие-нибудь неприличные одежды, несвойственные христианкам.

Кроме того, тут сказано, что именно умудренные в вере и жизненном опыте сестры могут объяснять молодым начинающим христианкам как нужно одеваться, как вести себя, какие понятия существуют у церкви, отличающиеся от мира сего. У нас часто жалуются на недостаток мест для женского служения в церквях. А тут - обширнейшее поле для творчества и деятельности! Почему бы не организовать беседы сестер по темам внешнего вида и целомудренного поведения в обществе? Почему бы не организовать разработку приличных моделей одежды, которые бы с удовольствием могли выбирать и носить наши верующие женщины? Почему бы не устраивать даже такие показы мод, уроки кройки и шитья, давать возможность творчеству и инициативе сестер? Всё в наших руках!

Конечно, бывают сестры-христианки, которые внешне одеты прилично и правильно, воистину как прилично святым, а их поведение грубое, неприличное, очень жесткое. Посторонние люди справедливо указывают на такие явления, как на дискредитирующие христианство и консервативных верующих. Однако никак нельзя делать вывод, что все прилично одетые христианки автоматически нехорошие в поведении. Слово Божье как раз и указывает, что ВСЁ в христианке должно быть как прилично святым: и поведение, и, как его составляющая, одежда, а вовсе не что-то одно. Целомудренное поведение включает в себя не только скромную, не вызывающую похоть одежду, но и соответствующее скромное достойное поведение.

Когда скромно одетая сестра ведет себя нескромно, это ужасно и неестественно. Но также ужасно и неестественно, когда вызывающе и эротично одетая девушка пытается вести себя целомудренно, и пробует требовать от неверующего мира уважительного и почтительного отношения к себе.

Слово «целомудрие» образовано из двух слов - «целой» и «мудрости». Целостность же подразумевает полноту и неразрывность. Поэтому будет мудро, если наше достойное христиан поведение будет всегда сочетаться с соответствующим внешним видом, и наоборот, внешний вид - с поведением.

Поведение и внешний вид, а также все наши дела и слова, на самом деле призваны служить одной самой важной цели: свидетельствовать неспасенным грешникам о нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, и как хорошо и приятно быть Божьими детьми и жить по Его заповедям!

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная всем людям, наставляющая нас, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жить в нынешнем веке» (Тит. 2:11,12).



Игорь КОЛГАРЁВ, Москва, Россия
Редактор журнала БНЦ ЕХБ "Слово Истины"
e-mail автора:
kolgar@mail.ru
сайт автора:
Русский Баптистъ

Источник: www.foru.ru


Количество просмотров 5687
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна