Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». (Исаак Ньютон)

Вера родителей моисея

Верой Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

Евр. 11-23


Писание открывает многогранность веры Божией, дающей человеку победу над злом в любых обстоятельствах, в любых превратностях судьбы. Уже на личности патриархов ярко показана вера родителей в отношении своих детей. Но там эта тема не стояла на переднем плане, а здесь она является центральной, и мы остановимся на ней подробнее. 

На родителях Моисея открывается истина о силе веры отцов: если она присутствует в их сердце, если она просвещена светом свыше и крепко держит обетование спасения, то никакие умыслы и козни диавола не смогут погубить их детей. И никогда не смогут погубить ничьих детей, если родители будут стоять в вере правильно и непоколебимо. На примере веры родителей Моисея Библия наглядно показывает, как глубоко взаимосвязаны судьбы родителей и детей и как многое в духовной жизни детей зависит от веры самих родителей, от их верного хождения перед Богом.

«Веруй в Господа Иисуса Христа, — подает совет Ап. Павел темничному стражу, — спасешься ты и дом твой» (Деян. 16:31).

В этих словах содержится один из законов духовного мира: формирование личности ребенка, направление его мыслей и путей жизни, чистоты жизни, его интересов и устремлений и такие качества, как благородство, честность, искренность, живая вера и любовь к Богу главным образом закладываются в детстве, причем в его раннем периоде, и даже более того — еще в материнской утробе.

Когда Богу нужны были деятели крупного масштаба — вожди, цари, священники или предводители — для выполнения важнейших задач в решающие периоды человеческой истории, Он готовил прежде всего самих родителей. Те, в свою очередь, закладывали и передавали своим детям духовные основы: дух веры, силы, разума, проницательности, дух мужества и дерзновения. С таким багажом дети вступали в жизнь и могли потом выполнять возложенные на них задачи.

Такими выдающимися личностями на великих перекрестках истории были Моисей в Ветхом и Апостол Павел в Новом Завете. Между ними есть много сходства. Оба проходят Божественную школу воспитания, получают наилучшее по тому времени образование. Будучи по характеру людьми властными и волевыми, оба проходят школу смирения в пустыне наедине с Богом, где научаются обуздывать силу плоти и свой нрав и получают величайшие откровения по устроению дома Божия. Затем оба призываются на служение не через человека, а непосредственно Самим Богом (Исх. 3; Гал. 1:1-19). Оба имели к Богу очень близкий доступ. О Моисее сказано, что «устами к устам говорю Я с ним, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» (Чис. 12:8). А Павел «восхищен был до третьего неба.., в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (Кор. 12:1-4).

Случайно ли такое совпадение?

Нет, не случайно. Исследуя Библию, мы видим, что Богу угодно было отмечать имя израильских матерей и иудейских царей (2Пар. 24:1-2; 25:1-2; 26:3-4). Какова была мать, таков был и ее сын: мать благочестива и богобоязненна — и сын благочестив (4Цар. 18:1-3); мать грешница и отступница — и сын большой грешник (3Цар. 15:1-3; 4Цар. 21:1-2), потому что влияние матери на потомство гораздо сильнее и заметнее, чем влияние отца, которое перестает ощущаться спустя несколько поколений.

Именно это имеет в виду Писание, упоминая имена родителей Моисея. Из книги Исхода (6:16-20) мы узнаем, что отцом его был Амрам, сын Каафа, второго сына Левия. Мать его Иохавед — дочь самого Левия. Оба родителя — потомки благочестивого рода, носителей веры Божией Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому рожденные ими дети оказались выдающимися личностями в израильском народе: Аарон — первый великий первосвященник, Моисей — великий вождь и законодатель и Мариамь — пророчица и предводительница еврейских женщин.

Смерть Иосифа и его братьев положила начало новому периоду в жизни израильского народа, который был характерен двумя чертами: его усиленным ростом и новым отношением к нему со стороны властей. В книге Исхода (1:7) читаем: «Сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Это размножение являлось прямым исполнением данного Иакову обетования (Быт. 46:3) и, конечно же, делом Самого Бога (Пс. 104:24). Однако хотя они численно и умножились (или, как сказано в подлиннике, «кишела ими та земля»), но не слились с египтянами и не стали с ними одним народом. В евреях по-прежнему жил дух той глубокой обособленной веры в единого Бога, который был присущ их отцам. Они продолжали руководствоваться теми великими откровениями, которые даровал Бог патриархам, и потому Египет не мог их пленить. Израиль оставался в этой стране народом, чуждым его культуре, религии и идолопоклонству.

На период чрезвычайного размножения евреев и падает изменение их общественного положения. Это время для них было бесконечно трудным. В Египте сменилась династия фараонов: к власти пришел «новый царь» (а в Деян. 7:18 сказано: «иной царь»), который не знал Иосифа и его спасительной миссии для Египта и египетского народа. Оттого и его выдающиеся заслуги были пренебрежены и совершенно забыты.

Кратко затронем события, предшествовавшие этому. Я приведу большую цитату из лекций Р. Гудмана, рассказывающую о предпосылках к Исходу и к рождению Моисея, ставшего предводителем порабощенного Израиля. Это фактически историческая справка. Вот что он пишет:

«Концепция свободы так важна, что она находится в первой из Десяти Заповедей: «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим...» (Исх. 20:1-3).

Библейский интерес в Египте начался во времена Среднего Царства. Иосиф служил фараону, который был одним их хикосских царей, правителем, восстанавливающим и увеличивающим храмы и одобряющим образование. Позже местные правители, которые были после него, постарались уничтожить все следы хикосов, так что этот период остается скрытым, и трудно судить о египетской хронологии.

Вскоре после смерти Иосифа хикосы были вытеснены в Азию, и местный правитель овладел троном. Националистическая династия была бедствием для израильтян, потомков Иакова. Будучи друзьями свергнутых царей Хикоса, они потеряли свое благоприятное положение, и все их прошлые заслуги перед государством игнорировались.

Из процветающих поселенцев восточной дельты Нила они постепенно вернулись к крепостному праву, так как каждый последующий правитель издавал все более суровые указы. Эти правители были великими архитекторами и измеряли свою славу количеством и величественностью их памятников. Их безумное желание строить требовало рабочей силы, и запуганные, ненавидимые евреи были естественным выбором. Фараоны приговорили их к жестокому и горькому рабству в качестве каменщиков и землекопов. Ситуация еще больше осложнялась тем, что по природе и традиции они были пастухами...

Египетские записи обходят молчанием весь исход, что является их привычкой, когда дело касается поражения каким-либо правителем или народом. Например, завоевание Египта хикосами — наиболее важное политическое событие египетской истории — осталось без упоминаний на памятниках, хотя оно и потрясло всю социальную структуру до основания. Только библейские писатели (из всех восточных летописцев) описывали как поражения, так и победы.

Большинство ученых отождествляет Раамзеса II как фараона угнетения, экстравагантного и тиранического правителя. Его описывали как тщеславного и хвастливого человека, который хотел озадачить потомство путем сооружения конструкций по всей стране, где бы его имя было вырезано тысячи раз, и который восхвалял себя в этих надписях победами, которых он не совершал.

Память о рабстве Израиля и его освобождении вплетена в послание законника, историка, псалмопевца, пророка и священника, что явилось мотивировкой рождения Израиля как Нации. Никто не может выдумать стыд пребывания рабами в чужой стране — это абсолютно против традиций того времени. Вся история Израиля является одним долгим протестом против идолопоклонства и бесчеловечности. Религиозная жизнь Египта вращалась вокруг поклонения мертвым, символизируемым пирамидами. Иудаизм же всегда был религией жизни, объявляющей гуманность к человеку, как наиболее приемлемую форму поклонения Создателю.

Израиль в Египте был подобен ребенку, как сказал Господь через Осию (11:1): «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего». Только за пределами Египта он смог расти без заразы загнивающей цивилизации» (Ж. «Виноградник», 04-96).

Но вернемся к моему повествованию, прерванному приведенной исторической справкой евреев, досконально и глубоко изучивших данный вопрос.

Итак, новая династия фараонов усмотрела в обособленности и росте численности евреев потенциальную угрозу своему царству: случись война, считали они, евреи могут переметнуть на сторону врагов или совсем уйдут из Египта. Это опасение имело под собой основание: несмотря на продолжительный срок пребывания евреев в этой чуждой им по духу стране, они по-прежнему имели непреодолимое тяготение к земле своих предков и даже некоторые из них поддерживали связь с Палестиной и пытались утвердиться на ней (1Пар. 7:21). Поэтому египтяне и пришли в страх, что однажды Израиль восстанет и свергнет их иго над собой или покинет Египет и они потеряют даровую рабочую силу. Чтобы этого не случилось, фараон предпринял ряд предупредительных мер, постепенно усиливавшихся.

1. Сначала он ввел насильственное и бесправное рабство, унижавшее человеческое достоинство: евреев нанимали на различные подсобные, тяжелые и неблагодарные работы, годившиеся для граждан второго сорта, но без всякой оплаты. Их стали жестоко угнетать, изнуряя дневными нормами и издеваясь над ними, чтобы их обессилить и таким образом сократить рождаемость (Вт. 26:6; Пс. 80:7). Евреев подвергали не только изнурительному подневольному труду, изматывавшему физические и моральные силы, но и изобрели ужасное орудие для их наказания. Оно называлось «бастинадо»: битье по голым подошвам гнущимися, наподобие кнута, палками, вырывавшими куски мяса. И необходимость находить свою собственную солому для производства кирпичей, чтобы выполнить дневную норму, стимулировалось этим устрашающим орудием наказания. Оно делало жизнь тяжелее, чем рабство. Хотя эта мера была успешна, чтобы держать людей в узде, но она не остановила роста и умножения Израиля.

2. Тогда фараон прибегнул к другой хитрости, другой ужасной крайней мере: решил уничтожить Израиля посредством умерщвления младенцев-мальчиков при родах через повивальных бабок. Но повитухи боялись Бога и не делали этого. Милостью Божией и этот замысел фараона был расстроен, ибо у Бога были Свои планы и намерения с избранным народом. Он не дал сатане восторжествовать над Израилем.

3. Когда и вторая мера оказалась безрезультатной, фараон повелел «всему народу»бросать новорожденных мальчиков «в реку». Рекой же был Нил с разветвленной сетью рукавов и каналов.

Фараон изобретал все более жестокие и ухищренные меры подавления сынов Израилевых и коснулся самого сокровенного — семейной жизни. Изданием своего драконовского указа он имел в виду постепенно свести на нет рост еврейского народа. И более того, само языческое окружение могло в любой момент зажечь пожар поголовного истребления Израиля. Складывалось безошибочное впечатление, что срочно требовался кто-то или чья-то сила, превосходившая фараона, чтобы разрядить крайне опасную ситуацию.

Мы дальше будем говорить о рождении такого лидера и вмешательстве Божием, а здесь только заметим: разве можно уничтожить тот народ, который в своих недрах носит благословение живого Бога? Фараон не мог понять, что путем насильственных мер невозможно лишить народ источника этих благословений, как не хотели этого понимать современные инквизиторы, поднимавшие руку на Церковь, чтобы стереть ее с лица земли.

Евреи в Египте были поставлены перед выбором: либо прекратить деторождение, либо отдавать своих сыновей на уничтожение. В такое критическое время необходима могучая вера и несокрушимая стойкость духа, чтобы отважиться стать матерью и отцом. В еврейских преданиях говорится, что пока не родился тот, кто должен был спасти евреев из Египта, они пребывали в отчаянии. Даже Амрам, отец Моисея, духовный вождь поколения, не надеялся на лучшие времена ни для своего народа, ни для самого себя и расстался со своей женой Иохавед, чтобы не производить на свет сыновей для порабощения и новых бедствий. А когда народ увидел, что Амрам расстался с женой, все мужчины, отчаявшись, поступили так же. И вот тогда пришла к Амраму Мариамь, его дочь, и сказала: «То, что ты делаешь, страшнее того, что делает фараон: он убивает только мальчиков, приказывая бросать их в Нил, а ты — и девочек тоже!» Амрам вернулся и снова взял Иохавед в жены, и она родила Моисея, будущего спасителя Израиля. Тогда и остальные израильтяне вер­нулись к своим женам и расплодились, размножились и породили поколение освобождения.

Интересные мысли о роли женщин-матерей в семье высказывают еврейские толкователи Пятикнижия. Вот одно из них: «...Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Под яблонью разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя» (П.Пес. 8:5). О ком говорит царь Соломон в этом стихе? О тех женщинах-праведницах, благодаря которым наши предки вышли на свободу из Египта. Когда мужчины, отчаявшись освободиться от рабства, стали избегать близости со своими женами (к чему рожать сыновей — для подневольного труда и нищеты?), женщины старались ободрить их, вдохновляли их надеждой, льнули к ним, побуждали к исполнению заповеди. Благодаря этому в Египте родилось новое поколение — поколение Освобождения. «Под яблонью разбудила я тебя, там мучилась твоя мать, рожала...» Почему «под яблонью»? Все деревья сначала выпускают листья, которые должны укрывать и защищать плоды, а потом уже рождают сами плоды, только яблоня сначала покрывает себя плодами, и лишь потом выпускает листья. Так же вели себя и жены-праведницы в Египте. Они сказали: «Пусть нет сейчас защитника и спасителя для наших детей, рождающихся сегодня, но мы все-таки рожаем их и будем рожать, и в конце концов появится тот, кто защитит их и спасет!»

Так было в древности. Но и в каждом последующем поколении, когда слабеет надежда и отчаяние овладевает мужчинами, хорошая жена обращается к сердцу своего мужа, ободряет его и утешает в минуту беды, облегчает и услаждает его жизнь и наполняет его новой надеждой в ожидании избавления — и спасение непременно приходит!» (Элиягу Ки-Тов, «Ты и твой дом», изд. «Шамир», 1985)

Так было во все века вплоть до наших дней: как только народ Божий начинал умножаться, диавол строил коварные планы по его истреблению, чтобы задержать рост Царства Божия на земле. Но око Господне бодрствует над Своими детьми, печется о каждом из них, защищает их. Об этом хорошо говорит Давид в своем псалме: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются против Господа и против Помазанника Его... Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс. 2:1-4).

Истинность этих жизненных слов подтвердилась в древнем Египте, где Бог посрамил все указы фараона тем, что его собственная дочь, принцесса Фермутис, которую обожествляли еще более, чем самого фараона, в своих роскошных палатах растила и воспитывала того, кто станет затем освободителем и вождем Израиля.

Бог наш — это чудный Бог! Непостижимы пути Его и дивны судьбы Его. Он всегда отвечает на веру мужественных и бесстрашных чад Своих, касается ли дело личной судьбы человека или предвечных планов Господних. Вера, оживотворенная Духом Святым и откровением Божиим, способна вознести исповедующих ее над обстоятельствами жизни. Она вознесла и родителей Моисея над драматизмом их обстоятельств. Вера делает способными на подвиг во имя Господа любого человека, в любых обстоятельствах, даже самых отчаянных, если только он любит Бога и верен Ему во всем.

Вот как о подвиге родителей Моисея сообщают скупые строчки Писания: «Жена зачала и родила сына» (Исх. 2:1-2). Уже одно то, что Иохавед зачала и родила дитя в период тяжких бедствий и безотрадной будущности Израиля, притом родила мальчика, было ее великим геройством. Это признак большой веры и большого мужества. Это свидетельствует о том, что она зачинала ребенка с верой и с момента зачатия отдала его в руки Господа. Иначе зачем было и зачинать его? Какой смысл новой беременности, если нет надежды на сохранение новой жизни и если эта жизнь оборвется сразу же, как только выйдет из утробы?

Так в этом доме, и в этой семье, и в этом материнском сердце, движимом живой верой, преданностью Богу и упованием на Него, зачалась большая и решительная история Бога с Его избранным народом.

Писание показывает, что выдающуюся роль в судьбе Моисея сыграла именно его мать. О ней Библия говорит очень мало, как и вообще о матерях великих мужей. Но это не урон, не потеря. По одному-двум штрихам, упомянутым в Писании, виден весь внутренний облик человека. Да и по характеру детей можно судить об их матери. Мы можем с уверенностью сказать, что все героические личности, показанные в Библии, имели замечательных матерей. Ни одна знаменитая личность не родилась от безнравственной матери. Именно мать играет огромную роль в становлении личности человека. Так было в жизни Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа; так оно и в жизни Моисея, затем Самуила, Давида, Соломона, а в Новом Завете — Иоанна Крестителя и Самого Иисуса Христа.

Итак, мать Моисея по имени Иохавед была женщина необыкновенной веры. Именно об этом говорит и Послание Апостола Павла к Евреям, подчеркивая, что оба родителя Моисея жили верой! Жить верой в такое смутное, тревожное время, когда опасности растут, а просвета не видно, невозможно без Бога. Защититься от ненависти и вражды египтян, губителей невинных детских жизней, предателей и доносчиков немыслимо без молитвы в дерзновенном духе веры. Родители Моисея, эти благочестивые, мужественные и решительные люди, полагавшие свою опору и упование на всемогущего Бога, рискнули вступить в единоборство с властями тьмы! Не обошлось у Иохавед без своих скорбей и печалей. Она вместе с мужем много раз стояла на коленях за своих детей, ибо они родились в трудные годы. Аарон, брат Моисея, старше него на три года, родился еще до указа фараона. Она с большим трудом вырастила его. А когда родился Моисей, пришлось употребить все свое мужество, чтобы сохранить ему жизнь, потому что указ жестокого фараона настигал ее сына.

Что она предпринимает, чтобы спасти ребенку жизнь?

Слово Божие говорит: «Верой Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими; ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления» (Евр. 11:23). Книга Исход (2:2) показывает, что инициатива скрывать ребенка принадлежала матери. Здесь вера Иохавед руководила ее действиями. Рождение Моисея пришлось как раз на период действия третьей, самой строгой меры фараона, когда мальчиков выбрасывали в реку без сожаления. И делать это позволено было каждому из египтян. Но ребенок был столь прекрасен (а первомученик Стефан свидетельствовал, что он «был прекрасен пред Богом» — Деян. 7:20), что Иохавед ни на минуту не усомнилась, что такая необыкновенная, неземная красота дается Богом для исключительно важной цели, «и не устрашилась царского повеления». Эта неотразимая красота свидетельствовала матери об уникальности и особом избрании ее сына Богом. Своим материнским чутьем, интуицией, духом она почувствовала волю Божию и пошла ей навстречу. Она не строила больших планов, не сооружала воздушных замков, не помышляла о побеге или физическом сопротивлении египетским чиновникам. Ее инстинкт материнства совершил самое простое и доступное в ее положении: вверить младенца в руки Того, Кто дал ему жизнь, и первых три самых ответственных месяца прятала его в своем доме. Глазами веры она увидела, что ее прекрасный ребенок — дар неба, и решила: он не должен умереть, чего бы ей это ни стоило!

Этот шаг был сопряжен с большими опасностями, с неимоверными трудностями, потому что укрывательство могли в любую минуту засечь, тогда расправа не миновала бы всю семью. Три месяца напряжения, жизни, переполненной риском, страхом, надеждой, тихим упованием веры! О, такая жизнь требует особого посвящения, изобретательности и подвижничества. И на этот подвиг самопожертвования способна пойти только отважная женщина, обладающая живой, непоколебимой верой, взор которой направлен к светлому будущему, а не к интересам сегодняшнего дня. Вера Иохавед — образец героизма родительской веры в момент кризиса.

Комментаторы Библии Лопухина отмечают одну деталь, в которой виден перст Божий: рождение младенца совпало с началом разлива Нила, который выходит из берегов в июне и возвращается в нормальное состояние только в октябре. Таким образом, разлив про­должался три месяца. Наводнение затопило всю местность, затрудняло передвижение и связь с сельскими районами. Поэтому родителям Моисея представилась такая счастливая возможность прятать ребенка без опасения быть вскоре обнаруженным. Это Бог способствовал им!

И в наши времена были и есть верные и преданные Богу отцы и матери, которые живут верой и не страшатся угроз современных фараонов и их указов, кажущихся вавилонскими башнями до небес! Но какими бы грандиозными эти башни ни казались, вера Божия силь­нее их! Она не отдаст на уничтожение им своих рождающихся сыновей и дочерей. Она твердо держится святого принципа, исповеданного героями веры: «Я и дом мой будем служить Господу» (И.Нав. 24:15).

Наступил момент, когда Иохавед не могла больше скрывать младенца. Не одну молитву вознесла она к Богу, прося Его защиты и помощи, вопрошая, как ей поступить дальше, чтобы сохранить ребенку жизнь. Рассуждая по-человечески, обстоятельства ее были безвыходными. Можно было бы пасть духом, в депрессию, лить напрасные слезы или малодушно роптать на Бога, как это делают некоторые из наших современниц. Но мать Моисея, похожая на нас в вопросе материнской скорби, сердце которой трепетало, как и у нас, имела все же большое отличие: она не предалась бесполезной печали и расслабляющему унынию, но действовала! Ее сердце было исполнено бесстрашия веры и силы духа. А если такая вера действует в уповании на всемогущество и помощь Бога, она приводит к свету и к решению проблемы, ибо ею руководит Сам Бог. Вера, доверие и хотя бы капля мужества и отваги творят чудеса!

Иохавед, положившись на свое наитие, интуицию (а интуиция — это прямое знание от Бога), предпринимает удивительные шаги по спасению Моисея. Материнская любовь сказочно изобретательна, она способна на дух захватывающие поступки. И вот ее осеняет идея, близкая по замыслу к Ноеву ковчегу: она изобретает, вместе с мужем или дочерью, микроковчег (ящик или корзинку) для своего сокровища. Этот ковчег она готовит из папируса и для большей прочности покрывает его смолой и асфальтом, предусмотрительно делает в ней крышку для защиты от крокодилов, которыми кишат реки Египта (это священные для египтян животные), укладывает туда дитя и ставит корзинку «в тростнике у берега реки» (Исх. 2:3). Она поставила свой маленький ковчег не в открытое место канала, чтобы его не унесло течением, а в изгиб рукава, где побольше водорослей и где течение более спокойное. Возможно, эту работу она выполняла вместе с мужем, ночью, а скорее всего, с дочерью, ее сообщницей по спасению Моисея. Молитвенно вверив дитя промыслу Божию, она вернулась домой продолжить молитву в уповании, что Бог отцов ее не оставит в беде и этого сына.

Это был решительный и смелый план: та река, которая предназначалась стать могилой для младенца, стала местом его «воскресения»! Нет сомнения, что Иохавед, этой глубоко верующей и умной женщине, Сам Бог подсказал этот удивительный план спасения, за который она так цепко ухватилась и так гениально исполнила. Ее вера проявила поразительную находчивость, обдуманность, предусмотрительность, все учла до мелочей, а потому и увенчалась радостью! Она, как видно, хорошо знала место купания принцессы, и туда ее вера направила свои шаги. Поставив ковчег в безопасное место у берега реки вблизи дворца принцессы и дав наставление дочери наблюдать за развитием событий, она удалилась. Такое поведение свидетельствует о глубине ее доверия Господу.

Вера Иохавед не была постыжена. Река Нил, поглотившая не одного еврейского мальчика, оказалась для Моисея спасительным мостом, откуда, по вере матери, он попал в царский дворец.

Провидением Божиим так случилось, что дочь фараона, по имени Фермутис, со своими рабынями вышла к реке купаться и там обнаружила корзинку с плачущим ребенком. Она была восхищена его красотой. Согласно еврейским преданиям, Архангел Гавриил сильно ударил младенца по ушам, чтобы он заплакал и тронул сердце принцессы. Увидев маленькое красивое создание плачущим и беспомощным, Фермутис сжалилась над ним и распорядилась взять его к себе. Тогда подошла Мариамь, сестра Моисея, и предложила свои услуги в поисках кормилицы. По договоренности с принцессой Иохавед забрала ребенка к себе, чтобы до определенного возраста вскармливать его и затем возвратить во дворец.

Несомненно, это был великий промысел Бога, ибо как иначе мог Моисей попасть в такие идеальные условия, какие он приобрел в доме фараона? Бог готовил освободителя для Израиля, поэтому в сферу Своей воли Он увлек не только дерзновенную веру матери и отца, но и сострадание бездетной принцессы, жестокость фараоновских указов и всю мудрость Египта. Так водительство Божие, Его премудрый план вкупе с усилиями веры, пламенного духа и подвига человека совершили чудеса! Готовы ли мы так же трудиться с Богом, чтобы Он и в нашей жизни творил чудеса?

Нам неизвестно точно, сколько времени пробыл Моисей в доме своих родителей, возможно, три или пять лет, пока подрос. По истечении договорного срока мальчик был возвращен принцессе, и она дала ему имя «Моисей», что значит: «вынутый, извлеченный, спасенный из воды». Но за то время, пока мальчик находился у матери, она вместе с грудным молоком передала ему и дух веры в Бога ее отцов. Нам трудно судить, как этого достигала мать Моисея, но и Библия, и наука доказывают, что в первые три-пять-семь лет жизни ребенка закладываются основы нравственности и духовности, а также его характер. В пророческом Псалме 21:10-11 сказано: «...Ты извел меня из чрева матери, вложил в меня упование у грудей матери моей. На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты — Бог мой».

«Эти первые решающие годы жизни Моисей смог провести в родительском доме при своей верующей, молящейся матери. Он дышал воздухом веры и молитвы. От матери он слыхал Божественные истории от сотворения мира до его собственного чудесного спасения, и это стало для его жизни кладом, которого он не потерял» (Я. Крекер).

Верные мысли. Действительно, начальные годы жизни чрезвычайно важны для становления личности человека. И если родители заложат в ребенка основы благочестия и веры Божией, никакие стихии мира их не разрушат. Подтверждение этой истины — Моисей и множество других персонажей Библии. Хотя впоследствии Моисей не проходил в доме фараона библейских уроков, уроков истинного богословия, но он имел молящуюся за него мать, бесценного наставника и рассказчика в самом начале детства — и этого было достаточно, чтобы вырасти в титана веры.

Когда Иохавед отвела Моисея во дворец фараона, и он был усыновлен принцессой, там возрастал, воспитывался и учился, то вся премудрость египетских наук и ритуалов не смогла заглушить в нем чистого родника веры Божией. Мать вложила в него твердый фундамент всех основ, и уже никакие силы ада не смогли его поколебать или сдвинуть с пути, избранного им на всю остальную жизнь.

Интересно отметить один эпизод из его детства. Иосиф Флавий пишет, что, согласно еврейским преданиям, маленький, а затем и возросший Моисей был необыкновенно прекрасен лицом; при виде его все люди невольно останавливались, или прекращали работу, чтобы взглянуть на его красоту. А когда он учился, то был так умен, что далеко обогнал всех своих сверстников по глубине познаний. Когда он был еще маленьким, однажды Фермутис принесла его к своему отцу, положила мальчика на руки фараона, и тот был очарован им. В порыве умиления он обнял мальчугана и обещал дочери, просившей за Моисея, назначить его своим преемником. При этом он снял свою корону и в шутку надел на голову мальчика. Но Моисей рукой скинул корону на пол и стал топтать ее ножками. Один египетский мудрец заметил при этом, что если этого мальчика сейчас не убить, то он принесет египетской короне большое несчастье, так как будет попирать ногами царскую власть. Но дочь фараона заступилась за Моисея, и угроза миновала.

Уильям Баркли в своих комментариях дополняет этот рассказ. Прежде чем убить, мальчика решили сначала испытать. «Перед ним поставили одно блюдо с драгоценными камнями, а другое — с горящими углями; если он протянет руку к драгоценным камням, значит он очень умен и представляет большую опасность; если же протянет руку к горящим углям, значит глуп и не представляет никакой угрозы. Моисей хотел уже было протянуть руку к блюду с драгоценными камнями, но Архангел Гавриил положил его руку на угли. Мальчик обжег пальцы, а потом обожженные пальцы сунул в рот и обжег его. Вот почему, говорили иудеи, он не был речист (Исх. 4:10) и заикался всю жизнь». Но в тот момент, утверждает предание, он таким образом был спасен.

Что в этом предании правда, а что вымысел, трудно судить. Но в те древние времена в язычестве такие вещи могли происходить.

Впоследствии Моисей стал великим полководцем и вел египетские войны в Эфиопии, имел там победы, прославился как герой среди египтян и в Израиле. Но во все это время он не забывал своих братьев, и настанет день в его жизни, когда он свяжет с ними свою судьбу.

Египетская земля была полна идолов. Древние египтяне исповедовали не только многобожие — одну из самых грубых языческих религий, но обожествляли самого фараона и почти весь животный мир. Этот пантеизм, который в утонченной форме исповедовался во дворце, не повлиял на Моисея ни в его детстве, ни в юности. Он оставался верен вере в единого истинного Бога, Которого познал в доме своих родителей.

Фараон и его дочь, видимо, готовили Моисея сделать наследником престола, так как прямого наследника не было. Но это был их план — план человеческий. А план Господень усматривал другое: в царском дворце Бог готовил Моисея в вожди (или цари) Израилю. И этой великой цели послужила вера его выдающихся родителей. Вера Амрама и Иохавед через их достойного сына совершила великое в истории евреев, что описано в Торе (Пятикнижии Моисеевом).

Вера родителей Моисея учит нас тому, что даже во времена рабства, угнетения, гонений можно пережить чудеса Божии; и эти чудеса будут совершаться так просто, спокойно и естественно, что их можно принять за обычное течение жизни. В этой естественности кроется скрытое от глаз сверхъестественное действие веры, которая умеет брать у Бога силу и ею творить чудеса в личной жизни или в жизни своей семьи и своего народа.

Будем учиться у родителей Моисея и у самой Иохавед, его героической матери, растить детей верой, бороться за них верой и побеждать зло в их жизни верой! Будем верой взирать на начальника и совершителя веры (Евр. 12:2) и за тяготами повседневной нелегкой жизни видеть благодеющую, охраняющую и спасающую руку Бога.

«...Возвышенно и почетно положение женщины, которую Господь создал по воле Своей и наделил ее душу высшей скромностью, — пишет еврейский автор. — Все лучшее — от женщины, она — основа всех основ. Всякое благо получает свое питание от ее корня, а сама она остается в тени, отказываясь от заслуженных почестей в пользу другого. «Мать всего живого» (Быт. 3:20), она по сути своей проявляет себя как «помощник, соответственный ему» (Быт. 2:18). Она чиста, верна и преданна, открыта всякому доброму делу, непримиримо воюет против зла, защищая все, связанное с истиной, вечностью и добром, и при этом постоянно находится рядом с мужем, чью волю исполняет и которому бескорыстно передает право пользоваться почетом, который сама заслужила.

Адам, Сиф, Енох, Ной, Сим и Евер, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Аарон и Иисус Навин, судьи, пророки и цари, Мессия — это явная, открытая сторона мира, принадлежащего Всевышнему, его Творцу. Ева и жена Ноя Ноама, Сарра, Ревекка, Рахиль и Лия, Иохавед и Мариамь, Девора и Иаиль, Ноеминь и Руфь, все праведницы всех поколений и каждая достойная жена, каждая мать, преданная своим детям, — это тайная, сокрытая сторона мира, сотворенного Всевышним, и она раскрывается лишь перед тем, кто искренне пытается постичь своего Творца. Так есть ли на свете что-либо более возвышенное, благородное и почетное, чем миссия женщины?..» (Э.Ки-Тов, «Ты и твой дом»).

И можно добавить: чем миссия матери всего живущего!




В.Я Канатуш

Источник:www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 4562
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна