Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«В бесконечной вселенной обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума». (Альберт Эйнштейн)

Что Библия говорит о пенсиях?

В российских законотворческих органах рассматривается и принимается довольно много законопроектов, имеющих отношение к нашему будущему. Один из таких законопроектов касается повышения пенсионного возраста до 70 лет. На момент написания этой статьи еще не ясно, станет ли проект законом, и если да, то с какого времени изменения вступят в силу. Кто-то соглашается с такой перспективой, кто-то спорит, исходя из своих собственных интересов и убеждений. Христинам, верящим в истинность Слова Божьего, будет полезным знать, что говорит Священное Писание (являющееся важнейшим ключом к пониманию всего, что происходит вокруг нас) о пенсиях.

Под пенсией сегодня понимается «содержание государством определенных групп людей». В России можно выделить три таких группы: по состоянию здоровья (инвалидности), по выслуге лет и по возрасту. Нас интересует третья категория. Исторически именно этот вид пенсии появился в России (вернее в СССР) совсем недавно — в 1956 году. Чуть раньше такая пенсия была введена на Западе. До того существовали пенсии только по выслуге лет. Например, в России еще со времен Петра Первого государство брало на содержание военных, принимавших непосредственное участие в сражениях.



Понятия «пенсия» в Библии не найти. Но когда Господь выводил Израиль из Египта, то в пустыне Он дал новообразующемуся государству законы. Среди них было немало законов, касающихся экономики страны. Естественно, перед нами не стоит задача рассматривать библейскую экономику государства в целом (между прочим, очень интересное занятие), но, беседуя на такую, казалось бы, простую тему, как пенсии, мы затронем сразу несколько аспектов библейского построения экономики.

Читателю это может показаться жестким, но на израильское общество не возлагалась ответственность по обеспечению пожилых людей. Пенсий со стороны государства не подразумевалось вообще. Во-первых, в Писании мы находим информацию, что большинство пожилых людей в Израиле умирали в полном здравии и даже их зрение не притуплялось. Во-вторых, Слово Божье показывает, что человек, работающий на кого-то, — в то время это было скорее исключение, а в нашем мире мы сделали это правилом. Вот посмотрите, например, что сказано в Книге Левит 25:39-41: «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих».

Уже формулировка этого постановления показывает, что наемная работа на кого-то — это временное состояние, при котором нужно планировать выход на «вольные хлеба». В рабство попадали по причине неправильного распоряжения тем наделом земли, который был дан каждой семье по повелению Божьему. Состояние наемной работы не воспринималось как постоянное и скорее всего являлось не столько способом выживания, сколько временем обучения у более успешных людей. Обучения тому, как вести дела на своей части наследия, чтобы снова не обеднеть.

Я понимаю, что экономическое устройство современных государств уже давным-давно не похоже на то, чего Бог хотел для Своего народа, но все-таки убежден, что нам, верующим людям, надо стремиться к созданию своего бизнеса. Заметьте, что Книга Левит 25:39-41 говорит, что, занимаясь своим делом, люди могут и обеднеть, в то время как в рабстве ты всегда можешь рассчитывать на кусок хлеба. Поэтому бизнес — это не гарантированный способ легкого обогащения, как частенько думают многие верующие. В первую очередь, это социальная ответственность, во вторую — шанс на независимость, и лишь в третью очередь — источник обеспечения.

К сожалению, очень часто верующие прикрывают свою лень набожностью, говоря: «Нам некогда заниматься бизнесом, мы лучше вложим свое время в более духовные вещи — в служение, например». Сооснователь служения «Crown Financial Ministries», которое фокусируется на преподавании библейских принципов управления деньгами, Ларри Баркетт как-то сказал: «Посчитайте всех своих клиентов в бизнесе (и их семьи), всех своих поставщиков и их семьи, всех своих работников и их семьи, — как бизнесмен вы можете влиять ради Христа на большее количество людей, чем приходят во многие церкви!»

Еще раз хочу подчеркнуть, что ведение своего дела — это не легкий способ обеспечения, а более социально ответственный и правильный. Почему-то люди часто вспоминают слова Павла: «Кто кому должен, тот тому и раб», — но при этом не хотят подумать, что кто на кого работает, воистину тот тому и раб!

Когда человек ставит себе целью начать свой бизнес, то он учится и падает, встает и снова пытается, — таким образом нарабатывается необходимая деловая хватка. С годами у него появляется два-три канала материального обеспечения себя и своей семьи. И тогда ему уже не важно, что государство решает по поводу пенсионного возраста. Вопрос обеспечения его жизни уже больше не зависит от государственной политики в этом вопросе.

Но что же делать, когда здоровье с возрастом сдает? Мы живем сегодня в другом климате, трудимся на вредных производствах… Неужели покой нам только снится? И все-таки забота о пожилых людях Библией предусмотрена. Однако не та, к которой мы привыкли (по крайней мере, в России). Для понимания обратимся к Евангелию от Матфея 15:4-6: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Обратите внимание на слова «дар Богу». Иисус говорит прямо, что почитание родителей — это не просто уважение к ним — это нечто материальное, что уже во времена Христа люди пытались не давать родителям, говоря, что они пожертвовали это в церковь! В Евангелие от Матфея, глава 15, стих 8, Иисус Христос однозначно сказал: «Чтут Меня языком, но сердце их далеко от Меня»!

Шестая заповедь из десяти — это не просто заповедь об оказании уважения родителям. Это заповедь о материальном обеспечении пожилых людей детьми. На иврите слово «кабад» имеет еще одно значение — «понести их бремя». То есть заповедь о почитании родителей — это, собственно говоря, заповедь о пенсионном обеспечении пожилых людей, но не государством, а детьми. Для Бога этот вопрос настолько важен, что он является одной из десяти заповедей. Особенно для тех, кто любит отправлять Ветхий Завет на теологически-историческую свалку, говоря, что, мол, это Закон, а мы находимся под благодатью. Именно для таких людей Бог положил на сердце Павлу слова: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф 6:1-3).

В Новом Завете Павел говорит о важности шестой заповеди и для христиан. Воистину, это справедливо — заботиться о тех людях, которые родили нас, вырастили, жизнь посвятили, чтобы поставить нас на ноги. Один проповедник недавно сказал такие слова: «Любой мужчина может стать отцом, но требуется быть папой, чтобы вырастить ребенка, отцом которого ты оказался. Любая женщина может родить, но надо оказаться матерью, чтобы взрастить того, кого ты родила». К сожалению, нас очень долго учили быть только биологическими родителями, настоящими же родителями сегодня становятся немногие.

Апостол Павел говорит, что не дети собирают наследство для родителей, а родителям следует собирать наследство для детей. Это еще один аспект, который необходимо рассмотреть, когда мы говорим о пенсии и о том, что Библия предусматривает заботу детей о престарелых родителях.

Почему сегодня дети часто забывают родителей? Это тема для отдельной статьи. Один из ее аспектов, на мой взгляд, в том, что родители не задумываются о том, какое наследство они собирают для своих детей. И речь здесь не только и не столько о деньгах и имуществе. Например, в Израиле наследство передавалось не так, как мы это понимаем сегодня. Отец показывал ребенку его часть наследия в двенадцать лет, но не отдавал его. С двенадцати до тридцати лет сын, работая в деле отца, учился управлять наследством. Таким образом, отец готовил не только имущество для сына, но и сына — к управлению этим имуществом (стадами, полями, мастерскими — все это, опять же, сферы бизнеса).

В наши дни это искусство утеряно. Сейчас нам кажется, что наследство — это то, что достается детям после смерти родителей. Современные дети не научены управлять перепавшим им наследством. В нашем мире немало таких историй, когда дети спускают наследство и остаются ни с чем… Современное поколение родителей так занято выживанием, что им не до того, чтобы готовить своих детей к жизни. Но это порождает замкнутый круг. Растет следующее поколение, которое не имеет опыта отцов. Им тоже нужно выживать и, скорее всего, им тоже будет не до своего потомства. Кто-то должен разорвать этот круг. Когда дети начинают свою жизнь не с нуля, а с высоты «отцовских плеч», с высоты того, чему научились, чего достигли их родители (повторюсь, речь идет не только об имуществе, но и о навыках жизни), они смогут достичь намного большего. И тогда у них будет возможность заботиться о состарившихся родителях, которые не только их родили, но и приготовили к жизни. Воистину, это будет справедливо!

Итак, обеспечение старшего поколения Библия возлагает на детей. При этом на родителях лежит большая ответственность, нежели просто родить. Детям надо передать наследие. Наследие — это наследство (имущество), умение управлять им, и, скажем так, философия жизни. Когда мы выполняем свою родительскую задачу, тогда можем ожидать от детей заботы о нас в старости. Не одно поколение верующих выросло, понимая ответственность духовного воспитания своих детей. Но нельзя останавливаться только на этом. Мы должны передать детям не только духовный, но и житейский опыт. Родители, не надейтесь на то, что этому их научат школы или институты, в которые вы их отправляете, тратя с трудом заработанные деньги. Большинство профессоров влачат жалкое существование из-за того, что так и не научились всеми своими знаниями обеспечивать собственную семью.

Как вы можете рассчитывать на своих детей в старости? Если научитесь, как бы вам не было трудно, помогать своим родителям (тем самым разорвав порочный круг) и передавать навыки правильной библейской экономики детям.

Получается, что Священное Писание не возлагает на государство заботы о нас, когда мы становимся старше. В Писании предусмотрены другие пути обеспечения пожилых людей. Не думаю, что был бы уместным вопрос о гуманности такого подхода. А вот какой вопрос будет уместным всегда (несмотря на результаты пенсионной реформы), так это: «Стоит ли полагаться на систему государственного пенсионного обеспечения, если она не имеет библейского основания?»

 

Источник: www.protestant-press.com


Количество просмотров 3765
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна