Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Священное Писание, сколько его ни перечитывай, чем более им проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот единственная Книга в мире: в ней все есть!» (Александр Пушкин)

Отцы и семьи

Человек не может ни родиться, ни жить, ни умирать один. В день сотворения человека Бог произнес слова, которые стали определением всей жизни человека и человечества: «Нехорошо быть человеку одному». Замысел Его состоял в том, что человеку был необходим помощник, причем равный ему, соответственный. Эта идея помощи предполагает общее дело, общий труд. Никто из окружающего мира живых существ не мог стать этим помощником, все были ниже человека, не обладали даром речи, как человек, давший им всем имена. Согласно представлениям древних, знание имени существа давало знающему власть над ним. Бог дал человеку увидеть, что он один такой – особенный.

Решающим действием Бога было сотворение человеческого сообщества, семьи. Дарование Адаму Евы было благом, добром. Увидев ее, Адам почувствовал свое единство с ней, узнал это соответствие.

Все, что происходит в дальнейшем в библейских повествованиях, разворачивается в рамках семьи — небольшой, как у Адама и Евы, или большой, как у Иакова. Эпосы других народов о начале мира говорят, что боги создали сразу государство, предназначив людей, человечество, для тяжелой работы на богов. Любой восточный монарх древности считался божеством, а его подданные — рабами. Такому видению человеческих отношений Писание противопоставляет семью и народ Божий – расширенную семью, состоящую из малых семей.

Читая священные рассказы, мы встречаем Авраама, главу семьи, мечтающего о потомстве. Он живет, оберегая семейный мир и благоденствие. Когда он и его племянник Лот оказались на грани конфликта из-за пастбищ для скота, Авраам, приютивший племянника-сироту, старший по возрасту и социальному положению, уступает ему право выбора территории, говоря: «Да не будет раздора между мною и тобою… Мы родственники… Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» (Быт. 13:8-9).

Когда Лот попадает в беду, Авраам снова проявляет родственную солидарность и выручает своего племянника из плена, сражаясь с четырьмя царями силами своего небольшого клана.

Pассказы о библейских патриархах открывают нам удивительный мир мужской доблести, которая проявляется в посвященности семье, детям, воспитании детей, передаче им основных убеждений и ценностей, которыми жили люди того времени. Иаков, имеющий двенадцать сыновей, горюет и не может утешиться об одном пропавшем, Иосифе. Несмотря на тяжкий голод, он не хочет отдать своего младшего сына Вениамина в залог за спасительное зерно, и только разумные доводы его старших сыновей, что в таком случае они все, включая Вениамина, все равно погибнут, побуждают его согласиться.

Иосифа продают в рабство братья. Он не мстит им, но прилагает все усилия, чтобы спасти их. Долгие годы тяжких испытаний в египетском рабстве и тюрьме не ожесточили его, он все равно посвящен своим братьям и их совместному семейному благоденствию. В конце концов, преданность устоям семьи приводит к тому, что этот большой семейный клан процветает, умножается в Египте и становится народом Израильским.

Библейские патриархи — это пример для нас. Таких мужчин мы редко встречаем в сегодняшней жизни. Во-первых, это отцы. Сыновья приходят к ним, лежащим на смертном одре, чтобы получить благословение, без которого жизнь не может состояться. Когда Бог является библейским патриархам, Он называет себя Богом отцов. Потомство было для патриархов наградой от Господа и знаком Его личного участия в их жизни. В каждой семье были проблемы с бесплодием до того, как они стали отцами. Поэтому они любят своих детей и ценят свое отцовство. Божья любовь и верность ассоциируется с любовью, верностью в семейных отношениях.

Hовый Завет продолжает традицию. Чего стоит отец в притче о блудном сыне! Увидев возвращающегося расточителя, отец устремляется в своей любви к нему и падает на шею сыну. Радость переполняет обоих, отец устраивает семейный пир, ведь сын вернулся! Мы можем продолжать приводить примеры, их в Библии немало. И хотя в истории и культуре многих народов мира есть немало примеров семейной любви и солидарности, а семейные ценности разделяют сегодня многие, хотелось бы сказать вот что: мы утверждаем, на основании Священного Писания, что эти ценности установлены и поддерживаются Самим Богом.

Он не только создал человеческую семью, но и Себя называет Отцом – Отцом Иисуса Христа и Отцом нашим. И не просто называет, но и на деле являет, что Он жертвенный Отец, отдавший Своего Сына. А Сын Его, Господь наш Иисус Христос, на деле являет, что Он до конца повинуется Своему Отцу и любит Своих братьев – нас, за кого Он отдал Свою жизнь.

Главное, что характеризует настоящего мужчину (и так было на протяжении веков во многих культурах), — это то, что мужчина в первую очередь является отцом семейства, своих детей. И уже потом он – философ, ученый, полководец, герой, солдат... Медали и капиталы, привычки и увлечения лишь после того, как осознан и выполняется основной долг мужчины — быть отцом и жить в семье со своими детьми.

Самое интересное, что женщины в большей степени, чем мужчины, осознают свой долг по отношению к семье. Однако большинство мужчин, несмотря на обилие информации, во все возрастающей степени лишаются элементарного понимания, что значит быть отцом. И немудрено, ведь научиться быть отцом по-настоящему можно лишь благодаря примеру отца. Без полноценного отца нет полноценной семьи, и чрезвычайно трудно в такой семье воспитать мальчика как будущего мужа и отца. Говорят, что инкубаторские куры не могут высиживать яйца.

Семья и отцовство — это то, чего так недостает нашей стране, нашей культуре, нашей общей жизни здесь и сейчас. С этим не поспоришь, это факт. И это не исправить одними словами, теориями или образованием. И тут христианству есть что предложить. Главная новость, она же давно известная истина, состоит в том, что созиданием семьи занимается Бог. Он Сам и созидает семьи, и помогает мужу и жене, наделяя их силой превратить убеждения в действия. Он по-прежнему творит семьи. А где еще человек может испытать с первых дней и до последних реальную, живую, неподдельную любовь, не страдать от одиночества, пустоты и ненужности?

Наше общество знает бездомных стариков и брошенных детей. Может быть, эти старики преуспевали в молодые годы, но утешит ли прошлый успех одинокую старость? Реализация человека в семье — не менее важный этап в жизни, чем все прочие. Если мы служим, стараемся и трудимся на благо нашей семьи, – Бог нам в помощь!


Николай Корнилов, газета "Наши дни"


Количество просмотров 1194
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна