Слово для тебя
Поиск по сайту:
 

«Библия – необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». (Наполеон)

«Евангелие Иуды»

В. А. Бачинин, доктор социологический наук, профессор, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Мф. 18, 7. 



Девиантные апокрифы и «Евангелие Иуды»

Апокрифы можно разделить в соответствии с их религиозно-догматической направленностью на два основных типа – маргинальные и девиантные. Первые, хотя и не входят в канонический корпус, но по своему содержанию и богословским смыслам не противоречат каноническим текстам. Пребывая не периферии христианской культуры, и неся на себе отпечаток народных верований, они представляют собой некое промежуточное культурное звено между христианским и не христианским культурными мирами, между сакральной и профанной сферами. Таковы многие неканонические евангелия, деяния апостолов, апокалипсисы («Апокалипсис Софонии», «Апокалипсис Ездры», «Апокалипсис Авраама», «Апокалипсис Илии» и др.), а также отдельные апокрифические сказания о Христе и Богоматери, о прениях Христа с дьяволом, хождении Богородицы по мукам и т. д. Сюда же относятся ветхозаветные апокрифические предания о сотворении мира, Адаме и Еве, Енохе, Ное, Аврааме, Соломоне и др. 


Апокрифы девиантного типа настолько сильно отклоняются от канонических текстов и столь явно противоречат христианскому учению, что фактически пребывают за пределами христианской культуры. Они содержат религиозные предрассудки и откровенно еретические представления. К ним относятся апокрифы, написанные с гностических, манихейских, павликианских, богомильских и иных позиций, то есть имеющие откровенно еретическую направленность. Поскольку они несут на себе печать явных, намеренных отклонений от канонов, их издавна называются «отреченными, ложными книгами», не подлежащими распространению среди христиан, В список таких книг, составленный в 496 г. папой Геласием I, и утвержденный специальным декретом, были включены «Евангелие Иова», «Видения святого Стефана», «Видения святого Фомы», Видения святого Павла» и др. Применительно к ним понятие апокрифа было тождественно таким отрицательным определениям, как поддельный, ложный и т. д.

Содержание девиантного апокрифа можно сравнить с лабиринтом, издавна выступающим символом блуждающего человеческого духа, утраты путеводных ориентиров и погружения во мрак, где уже неразличимы истинные смыслы. В нем нет центрирующего начала – Бога, и потому человеческое сознание, если ему также не ведом истинный Бог, может плутать до бесконечности в своих попытках постичь смыслы такого апокрифа.

С христианской точки зрения девиантные апокрифы не заслуживают ни положительного, ни толерантного отношения к себе, поскольку они связаны с другими девиантными формами духовности - ересями. Если ересь – это побочное и достаточно чужеродное ответвление на древе христианства, то апокрифы можно сравнить с плодами на этой ветви. На протяжении всей истории христианства содержание девиантных новозаветных апокрифов составляло тот темный фон, на котором еще ярче сиял духовный свет истинной Благой Вести.

Характерным примером девиантного апокрифа служит «Евангелие Иуды». Его перевод с коптского языка был опубликован в апреле 2006 г. Национальным географическим обществом США. Он был обнаружен более тридцати лет тому назад, в 1970-е гг., в Египте. Сухой климат способствовал его сохранению. Это был серьезно поврежденный папирусный кодекс, состоящий из 62 страниц и содержащий два текста, одним из которых и было «Евангелие Иуды». Разнообразные перипетии с его куплями-продажами много лет препятствовали не только научно-исследовательской работе над апокрифом, но даже переводу его. И вот, только теперь, после реставрации папируса стал возможен его перевод

По времени создания текст относится приблизительно к III - IV вв. Это, скорее всего перевод с греческого. Сам же оригинал, по мнению исследователей, был создан несколько раньше.

В «Евангелии Иуды» идет речь о событиях, происходивших за несколько дней до казни Христа. Обращаясь к ученикам, Иисус смеется над ними и употребляет выражение «ваш Бог». На их недоуменные вопросы Он отвечает, что они не знают ни Его, ни Его Бога. Ученики в гневе на Иисуса начинают хулить Его. Когда же Он призывает их открыто выступить против Него, то все трусят, кроме Иуды. Тогда Иисус выказывает знаки особого внимания к Искариоту и говорит, что только ему сможет поведать самые важные тайны.

В коптском манускрипте рассказывается о странном видении учеников: у алтаря предстали священники, которые приносили в жертву своих детей и жен, совершали беззакония и убийства, спали с мужчинами. Иисус отождествляет учеников с этими священниками, считает, что они все во грехе, борются с Иисусом и только Иуда, отделившийся от них, праведен и заодно с Ним.

Иуда заявляет, что ему тоже было видение, в котором ученики бросали в него камни. Иисус говорит Иуде, что тот будет проклят другими родами, но затем придет править ими.

«Евангелие Иуды» - предельный случай девиантного апокрифа. Его суть не просто не христианская, но антихристианская. В нем идет речь о вещах немыслимых и невозможных для христианского текста. Ближайшим из учеников изображен предатель Иуда. Говорится об особой духовной близости Иисуса и Иуды, о том, что Иисус предпочел Иуду всем другим ученикам и доверил ему некую «главную тайну».

Между тем, уже само указание на таинственное содержание, эзотерическую природу учения Христа, противоречит сути христианства. Иисус всегда подчеркивал, что явно, открыто говорил людям о наиболее важных, самых главных вопросах сущего и должного. В Его речах совершенно отсутствовал какой бы то ни был налет нарочитой таинственности. Они были обращены ни к какой-то отдельной категории людей, ни к кому-то избранному, но к каждому имеющему уши. В Евангелии от Иоанна говорится о том, как первосященник надеялся узнать нечто особенное об учении Иисуса. Но Иисус разочаровал того, сказав, что никакого тайного «остатка» в Его учении не было. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18, 20). Таким образом, гностическая посылка о тайне, присутствующая в «Евангелии Иуды», - апокрифическое измышление девиантного характера, далекое от истины.



Гностики-каиниты и советский памятник Иуде Искариоту

Его создателями были гностики – религиозные маргиналы, жившие преимущественно в Египте и пытавшие соединить в своем учении язычество с элементами христианства, приспособить учение Христа к ряду эллинских идей и восточных культов. В них смешались два религиозных мира, породив причудливую религиозно-философскую композицию, пронизанную духом оппонирования относительно новозаветного христианства. Плодом этого смешения явилась идея чуждости материального, плотского начала началу духовному. Человек, включающий в себя то и другое, имеет перед собой два пути разрешения противоречий между ними. Первый путь, предназначенный для душевных людей, - это аскетическое угашение плоти. Для тех же, кто стоит на высокой ступени духовности, является, в частности, гностиком, оптимален путь раскрепощения плоти, т. е. путь моральной распущенности.

С христианских позиций гностицизм всегда оценивался как ересь. Что же касается гностических апокрифах, то степень девиантности их содержания всегда чрезвычайно велика.

История христианства сохранила древние свидетельства действительного существования «Евангелия Иуды». Так, один из отцов церкви Ириней Лионский (ок. 160 – 202), противник гностиков, автор известного сочинения «Пять книг против ересей» писал: «Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, содомлян и всех таковых же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдаю вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды».

Непосредственными авторами данного апокрифа были, по всей видимости, члены гностической секты каинитов. Они превозносили отрицательных ветхозаветных лиц, в том числе развратных жителей Содома. Особо почитали Каина и Иуду, видя в первом «произведение высшей силы», а во втором – подвижника, чье предательство вменялось ему в заслугу.

Тертуллиан так писал о каинитах: «Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нем. Напротив, Авель был произведен низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принес многие блага человеческой расе… «Иуда, - говорят они, - заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал его, чтобы истина не была низвергнута». Другие возражают, говоря: «Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через Его смерть, он предал ради спасения людей».

Не приемля Новый Завет, каиниты предлагали свои, альтернативные сочинения, в которых принижался Христос, отрицалось будущее всеобщее воскресение мертвых. Они настаивали на признании ценности зла и считали, что в каждом его проявлении присутствует ангел, побуждающий людей к злу и поощряющий тех, кто к нему склонен. Каждый человек, чтобы спастись, обязан пройти через множество греховных, дурных дел, непозволительных с точки зрения обычной морали. Их необходимо совершать безбоязненно, чтобы, в конечном счете, обрести «совершенное ведение» и тем самым подняться на высшую ступень духовной зрелости.

Апокриф «Евангелие Иуды» говорит о том, что первых людей, Адама и Еву, создал не благой Бог, но ангелы, симпатизирующие злу. И создали они их по своему образу и подобию. То есть, человек уже с момента сотворения, оказался самой своей природой предрасположен к злу. Получается, что Каин – это не пример чудовищного отклонения с Божьего пути, а совершенно нормальный человек. Примером же отклонения выступает чуждый злу Авель. Если продолжить эту логику рассуждений уже не новозаветном материале, то выходит, что в пределах перевернутой гностиками этическом шкалы гнусный Иуда нормален, а безгрешный Иисус – нет.

В «Евангелии Иуды» представлена попытка дать альтернативное истолкование евангельских событий, перевернуть все с ног на голову, поменять местами плюсы и минусы. Несомненно, что реальный Иуда Искариот не имеет непосредственного отношения к этому «анти-евангелию», что сочинил его другой противник христианства – древний гностик-каинит. Столь же несомненно, что в публикациях и распространении «Евангелия Иуды» сегодня заинтересованы те, кто стоит на позициях секуляризма и убежден в окончательном вступлении человечества в «постхристианскую эру».

Примечательно, что идеология каинитов получила своеобразное продолжение в ХХ в. в идейно-политической практике российского большевизма. Митрополит Иоанн (Снычев) в книге «Самодержавие Духа» (СПб.,1995) напомнил современным читателям историю о том, как в Симбирской губернии, на родине Ульяновых, пришедшие к власти большевики решили установить памятник кому-нибудь из богоборцев. Поначалу их выбор пал на Люцифера. Но, поразмыслив и посчитав его фигуру несовместимой с материалистическим мировоззрением, они обратились к Каину. Однако, и этот библейский антигерой был ими отвергнут из-за того, что его признали исторически недостоверным. В итоге в уездном городе Свияжске был поставлен памятник Иуде Искариоту как первому восставшему против Христа революционеру.

Сам акт воздвижения подобного памятника в самом безбожном из государств глубоко символичен. В ХХ столетии, ставшем историческим апогеем секуляризма, Иуда стал, может быть, его самым типичным героем. Памятник ему – это одновременно памятник миллионам других иуд, которые, подобно Искариоту, так же отступились от Господа, предали Его.

Ведь далеко не случаен повышенный интерес к образу Иуды в мировой литературе ХХ века от Анатоля Франса, Леонида Андреева, Алексея Ремизова, Максимилиана Волошина до Борхеса с его новеллой «Три версии предательства Иуды».

Евангельский образ Иуды-предателя – это образ-парадигма, отображающий глубинную суть эпохи массовой апостасии, когда бесчисленные «маленькие антихристы» покрыли, подобно клопам-кровососам, все социальное тело гигантской цивилизации, еще недавно считавшей себя христианской. Но, как это не парадоксально, и апокрифический образ Иуды-«друга Иисуса» также не менее типичен для эры повсеместного богоотступничества и богоборчества. Он – средоточие мысли о коварстве зла, пытающегося рядиться в одеяния добра. Он – концентрированное выражение устремленности лжи на то, чтобы возвыситься над Истиной, обелить себя и очернить ее.



Гностические апокрифы – гости из темного антихристианского «подполья»



С первых веков новой эры, когда христианский мир только начал складываться в своих основных чертах, у него обнаружился антипод. Это было нечто вроде глубокого и мрачного «подполья», мира темных смыслов, которые стремились пробиться из языческой духовной тьмы в христианство и занять там господствующее место. В этом «подполье» и существовал гностицизм с его девиантными апокрифами.

Понятие «подполья» использовал в своем творчестве русский писатель-христианин Федор Достоевский. В его представлении «подполье» – это обозначение всего темного, что пребывает на дне человеческой души. Это некий подвал индивидуального «я», куда не проникает свет христианской веры, добра, любви. Это маленькая преисподняя, которую человек носит в себе и где заперто все низменное, что есть в нем. Оттуда исходит энергия зла и греха, заставляющая людей нарушать Божьи и человеческие законы - лгать, ненавидеть, красть, убивать.

Достоевский не только обозначил то место, где прячется грех, но и дал имя этому мрачному прибежищу. Иные христиане нередко рассуждают о том, что носителем греха является человеческая плоть с ее инстинктами, страстями и прочим. При этом они забывают, что тело, инстинкты играют также важную положительную роль. Они даны человеку Богом и без них невозможны ни продолжение рода, ни любовь, ни творчество, ни один из видов позитивной человеческой деятельности.

Что же касается «подполья», то это беспримесный негатив, внутренняя обитель греха, темная, демоническая реальность, пребывающая внутри человека и сконцентрировавшая в себе энергию разрушения. Эта реальность существует с момента грехопадения прародителей.

«Подполье» – символ огромного значения. Его трудно представить его в виде какого-то домашнего погреба с мышами. Он мыслится как некий бездонный провал, как сверхфизическая бездна, в которой сосредоточено всё зло мира, готовое ринуться в человеческие души и погубить их. Это зло способно вздыматься, подобно клубам черного дыма, вторгаться во внутреннее пространство человеческого «я» и его творений.

У христианства как учения Христа, как Благой Вести, нет ни «подполья», ни темной изнанки. Но «подпольем» располагает тот мир, в котором существует христианство. Оно есть у христианской культуры и цивилизации, у каждого материального или духовного продукта человеческой деятельности, на котором нет печати Божьего Духа.

Обитателями этого противоречивого культурного мира, его «подполья» являются гностицизм, учение каинитов и девиантные апокрифы, всегда стремившиеся проникнуть в христианство и разрушить его. Из этого «подполья» вынырнуло в ХХ веке и «Евангелие Иуды», насыщенное темными, демоническими смыслами, уродливыми, каинитскими химерами. Заглядывать в его содержание – это все равно, что наклоняться над некой темной пропастью, на дне которой кишат змеи, тарантулы, скорпионы и т. п. Всё это бесы, имя которым - легион. Они заперты в апокрифическом «подполье», но при этом одержимы одним стремлением – вырваться из него на поверхность, проникнуть в умы и души людей и начать там бесчинствовать. Те, кто пребывают в секулярном мире, не располагают иммунитетом против их ядовитых укусов и составляют контингент их потенциальных жертв.

У христиан, как правило, нет ярко выраженного интереса к теме «подполья». Он характерен, большей частью, для тех, кто существует вдали от христианства. Те неверующие, для которых массовая культура – родная, привычная информационная среда, а маркиз де Сад, Ницше, Фрейд, а теперь еще и Дэн Браун – элитарное чтиво, составляют аудиторию, внутри которой отнюдь не благая весть об Иуде как «друге Христа», будет распространяться и какое-то время циркулировать. Они не заметят

В «Евангелии Иуды» нет ни единого проблеска духовного света. Если попытаться придать его смысловой структуре пространственные очертания, то она предстанет в виде зауживающейся книзу воронки. На ее дне окажется отверстие, через которое она сообщается с тьмой преисподней. Именно оттуда, из ее зловещих глубин всплывают на поверхность текста странные образы, исполненные презрения к священным запретам, общепринятым нормам и почитаемым ценностям.

В «Евангелия Иуды» нет ни образа исторического Иисуса, ни достоверных образов Его учеников. Оно населено изображениями их искаженных до неузнаваемости двойников. Помещенные в сумеречное пространство «идеала содомского», во враждебный Богу антимир перевернутых смыслов, они представляют собой уродливые карикатуры на Христа и Его учеников, то есть неприкрытую, откровенную хулу на Господа.

«Евангелие Иуды», конечно же, не в силах хотя бы как-то повлиять на современное христианство, изменить состояние его внутренней духовной экологии, подорвать его основы. Подобные ему апокрифические тексты не смогли этого сделать, когда христианство было исторически юным и еще не являлось мировой религией. И, конечно же, они не смогут этого сделать сейчас, когда на земле живут несколько миллиардов христиан.

Рядовому гностическому апокрифу не удастся стать значительным явлением духовной жизни современного мира. Даже глобальная машина мировых СМИ вряд ли сможет долго раскручивать этот сюжет. Разве что, кто-то из режиссеров пойдет по стопам создателей фильма «Код да Винчи» и начнет снимать фильм об апокрифическом Иуде. Но и в этом случае, массовое секулярное сознание, жаждущее постоянного, непрерывного притока свежих сенсаций, быстро пресытится разговорами об этих двух произведениях, входящих в одну антихристианскую обойму. Тем более, что в безуспешных попытках очернения Иисуса и реабилитации Иуды, характерных для мира, лежащего во зле, совершенно отсутствует элемент какой бы то ни было новизны.

Единственное, на что могут рассчитывать современные антихристиане, - это, помимо кратковременного информационного всплеска вокруг данного апокрифа, некоторое оживление интереса к истории гностических учений. Но после того, как в уже начавшейся дискуссии о «Евангелии Иуды» выскажутся обе стороны, апологеты и противники, текст ляжет на библиотечные полки, где и будет спокойно лежать в качестве рядового девиантного апокрифа, одного их многочисленных литературных памятников противоречивой религиозной истории человеческого рода.




www.gazetaprotestant.ru


Количество просмотров 2409
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку

Комментарии ВКонтакте


Комментарии Facebook


Система Orphus

 

Разработка сайта – WebRassvet
Rambler's Top100 COPYRIGHTS 2009-2024 Все права защищены При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на word4you.ru обязательна